Максим Горький (1868 - 1936).
Псевдоним Алексея Пешкова.
Русский писатель.
Родился в Нижнем Новгороде. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем - гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище.
С 1879 г. Горький, одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, "в люди".
За пять лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько мест "ученичества" - в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне.
В 1884 шестнадцатилетний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. С 1888 - 1892 происходят знаменитые впоследствии странствия - Горький "по Руси". За четыре года Горький исходил всю Южную Россию, побывал в Южной Бесарабии, в Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.
В 1892 в газете "Кавказ" (Тифлис) появляется его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М. Горький".
Своим "литературным крестником" Горький считал В. Г. Короленко. В 1895-1896 гг. становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов ("Песня о Соколе", "На плотах", "Старуха Изергиль", "Однажды осенью"). Тогда же Горький знакомится с корректором "Самарской газеты" Екатериной Павловной Волжиной (1878-1965), которая в 1896 становится его женой.
В 1896-1897 гг. Горький продолжает журналистскую деятельность в газете "Нижегородский листок", однако из-за резкого ухудшения здоровья в 1897 г. переезжает с женой на юг. С начала 1898 г. Горький вновь возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением двухтомного сборника "Очерки и рассказы".
Успех "Очерков и рассказов" превзошел все мыслимые ожидания. Критики единодушно оценивали появление "Очерков и рассказов" как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества, момент его духовного самоопределения. С другой стороны, критики отмечали и присутствие в горьковских рассказах традиционной для реалистической традиции 60-70-х гг. XIX в. "альтруистической" тематики, понятой, однако, Горький в "декадентском" духе - как способ эстетического самовыражения его героев, жаждущих "подвига" ("Старуха Изергиль", "Супруги Орловы", "Челкаш").
В 1899-1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он поддерживает тесные дружеские отношения с А. П. Чеховым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, знакомится с Л. Н. Толстым, А. Ф. Кони, Н. К. Михайловским, Д. С. Мережковским, Н. Ф. Анненским, М. И. Туган-Барановским и другими виднейшими представителями творческой и научной интеллигенции. Вокруг писателя образуется сплоченная группа писателей-"неореалистов" (Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, А. И. Куприн, В. В. Вересаев), которых Горький привлекает к своим литературно-обществен-ным начинаниям.
С осени 1898 г. Горький становится идейным руководителем журнала "Жизнь", а с сентября 1900 г. - издательского товарищества "Знание". Последнее в 1904-1913 гг. выпускает (при непосредственном руководстве Горького) 40 сборников новейшей русской неореалистической литературы, которые стали эпохой в становлении русского искусства XX в. В 1902 г. Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.
С 1902 по 1905 г. Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы Горький "На дне" (1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской "Чайки", вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 г. с М. Ф. Андреевой (1872-1953), которая стала гражданской женой писателя.
Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. В 1901?1905 гг. вступает в открытую конфронтацию с властями. "Песня о Буревестнике" (1901), появившаяся в апрельском номере "Жизни", была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт. В 1902-1904 гг. он содействует сбору средств для большевистской печати. 11 января 1905 г. Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости - как особо опасный политический преступник.
В крепости им была написана пьеса "Дети солнца".
Весь 1905 г. он активно сотрудничает с революционным подпольем; осенью публикует ряд публицистических материалов в пробольшевистской газете "Новая жизнь".
После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России. Произведения Горького этих лет - романы "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), пьесы "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) - знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве.
В 1909 г., после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький организовал сбор средств пострадавшим, чем снискал симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков "Итальянские сказки" (1912). В 1913 г., после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.
Годы первой эмиграции в творческой биографии Горький необыкновенно плодотворны. Помимо обширнейшей художественной публицистики (цикл памфлетов "Мои интервью" и "Русские сказки" (1906 и 1912), статья "Разрушение личности" (1909)), Горьким были созданы повести "Мать" (1906), "Исповедь", "Жизнь ненужного человека" (обе - 1908), "Лето" (1909), "Городок Окуров" (1910), "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910), автобиографическая повесть "Детство" (1912-1913), пьеса "Враги" (1906), рассказы, которые позже войдут в цикл "По Руси" (1923).
Другой темой является проблема "национального характера", особенно ярко заявленная в произведениях "окуровского цикла" ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина").
В 1915 г. он вместе с И. П. Ладыжниковым и А. Н. Тихоновым организует издательство "Парус" и издает журнал "Летопись". В апреле 1917 г. основывает газету "Новая жизнь".
В период "военного коммунизма" (1918-1921) Горький занимается в основном издательской деятельностью - организует издательство "Всемирная литература" (в августе 1918 г.), объединившее лучшие литературные и научные силы России.
За границей Горький до 1924 г. жил в Германии и Чехословакии.
В творчестве Горького этих лет ведущим жанром становится художественная мемуаристика. Вслед за "Детством" появляется автобиографическая повесть "В людях" (1916), а затем - повесть "Мои университеты" (1923), к которой в первом издании были присоединены мемуарные очерки "Сторож", "Время Короленко", "В. Г. Короленко", "О вреде философии", "О первой любви". В этот же период Горьким создаются воспоминания о Л. Н. Толстом, Л. Н. Андрееве, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. В 1920-е гг. Горьким создаются рассказы и роман "Дело Артамоновых" (1925), выдержанный в традиции европейского романа ? "семейной хроники".
С 1925 г. Горький начинает работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции.
В мае 1928 г. Горький возвращается в СССР. По его инициативе организуются журнал "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 гг. около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускается литературно-художественный альманах, создается серия "Библиотека поэта".
Другие работы по теме:
Горький м. - Характеристика цикла рассказов м. горького по руси
Сборник “По Руси” создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов “По Руси” явился своеобразным “включением” Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание.
Горький м. - Автор и рассказчик в песне о соколе
“Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!” М.Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
Горький м. - Мое отношение к творчеству а. м. горького
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А.М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Особенности жанра повести Горького Детство
В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека.
Проблема положительного героя в рассказе Горького Челкаш
Ранние рассказы М. Горького затрагивают важнейшие проблемы взаимоотношений человека и общества. Особую роль играет в мировоззрении автора проблема положительного героя. Кто изменит окружающий мир? Каким должен быть положительный герой? Как он будет жить, к чему стремиться? Все эти вопросы затрагивает Горький в рассказах 90-х годов, одним из которых является «Челкаш».
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Идейное и художественное своеобразие Песен М.Горького
Идейное и художественное своеобразие "Песен" М.Горького Автор: Горький М. В "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике" в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Образы Челкаша и Гаврилы по рассказу М. Горького Челкаш
Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Автор: Горький М. МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ.
М.Горький. В людях.
М.Горький. "В людях". Автор: Горький М. Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 3
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. М.Горький. Мать.
Автор: Горький М. В 1909 году М.Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве центрального персонажа, Горький стремился подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходили, по его мнению, в среде рабочего класса.
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
Автор: Горький М. Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе ещё со времён А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. С каких только сторон не пытались её рассмотреть! «Маленький» человек вызывал у читателя и сочувствие, и жалость, и уважение, и даже насмешку.
Макар Чудра
Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”.
«Сын растет быстро, но как-то в сторону»
Алексей Максимович Горький в романе “Дело Артамоновых” показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция.
Театр Горького
Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Сокол и Уж
Автор: Горький М. “Безумству храбрых поем мм. славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” М. Горький Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького. В воздухе витала идея свободы, к ней стремились, ее желали и боялись одновременно.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Что нового о человеке сказал Горький Человек глазами Горького
Автор: Горький М. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.
История Цыганка по повести М. Горького Детство
История Цыганка (по повести М. Горького "Детство") Автор: Горький М. В семье Кашириных Ваня Цыганок - подкидыш. Он сразу полюбил Алешу. Когда Алёшу пороли, он жалел его, подставляя свою руку под розги. Цыганок развлекал и смешил детей, играя с тараканами и мышами. Показывал фокусы с картами и деньгами, жульничая при этом.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Горький в Самаре
В Самаре Алексей Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Каз
Горький Максим
Настоящие его имя и фамилия — Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним.