Салтыков Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия - Салтыков; псевдоним Н. Щедрин)
15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, - 28.4 (10.5).1889, Петербург, русский писатель.
Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Детские годы Салтыкова прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в "Пошехонской старине". Воспитывался в московском Дворянском институте (1836-38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838-44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодЕжи - петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе "натуральной школы", вызвали недовольство властей: в апреле 1848 Салтыкова был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за "... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие" (слова Николая I о повестях Салтыкова - цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293).
В Вятке Салтыков был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 - советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям Салтыков вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853-56 принесли Салтыкову в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъЕма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним "вятским пленом".
В программной статье "Стихотворения Кольцова" (1856) Салтыков декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься "исследованием" современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу Салтыков художественно воплощает в "Губернских очерках" (1856-57), изданных от имени "надворного советника Н. Щедрина" (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге Салтыкова необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к "талантливым натурам" ("лишним людям") из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой - к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили "дух правды" этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.
Однако в это время Салтыков ещЕ не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858-62 С. - вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его "Вице-Робеспьером") С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, Салтыков вышел "по болезни" в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии Салтыкова, веру в возможность прогрессивного "общественного служения" на поприще государственной службы.
В годы вице-губернаторства Салтыков продолжал печатать (с 1860 преимущественно в "Современнике") рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к "Губернским очеркам", образуя вместе с ними "крутогорский цикл", другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов - об "умирающих" и "глуповцах". Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречЕнности самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе" (обе - 1863). Уйдя со службы, Салтыков предпринял попытку издания своего журнала "Русская правда", задуманного для объединения "всех сил прогресса", но правительство не разрешило этого.
После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки "Современника" Салтыков вошЕл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вЕл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения "Наша общественная жизнь" остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом "Русское слово" и "почвенническими" журналами братьев Достоевских "Время" и "Эпоха", русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864-65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала "Время". В "Эпохе" публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества, близкие программе славянофилов. Полемизировал с "Современником" и "Русским словом".
Другие работы по теме:
Салтыков-щедрин m. e. - до какой низости может дойти человек. ..
Салтыков-Щедрин - один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая “свинцовые мерзости жизни”.
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
Автор: Тургенев И.С. «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сатирическое изображение действительности в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм.
Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина
В “Сказках” ярко проявились художественные приёмы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.
Фольклорные традиции в Истории одного города М. Е. Салтыкова Щедрина глава О корени происхождении
«История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции издателя и комментатора архивных материалов.
Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической сатиры. Но убедительнее всех эзоповым языком умел с публикой говорить М. Е. Салтыков-Щедрин.
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр.
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Сатирический талант писателя Щедрина
Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина "История одного города". В мировой литературе рядом с "Историей..." можно поставить, пожалуй, лишь "Остров пингвинов" Анатоля Франса.
Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы, чем его не устраивают тихое существование некоторых особей.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Творчество Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и «рабов» он позже воссоздает в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых». В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства.
Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина
занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Сатирическая хроника русской жизни. Салтыков-Щедрин
М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман “История одного города” является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно — Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества.
Мастерство сатирического изображения действительности
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М. Е. Салтыков-Щедрин — это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в определенном смысле уникальный в ряду своих гениальных современников. Один из самых ярких революционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего, является величайшим из русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.
Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).