(29. XI. 1797, Бергамо - 8. IV. 1848, там же)
Сын бедных родителей, он находит первого учителя и благодетеля в лице Майра, затем учится в Болонском музыкальном лицее под руководством падре Маттеи.
В 1818 году в Венеции была поставлена его первая опера "Энрико, граф Бургундский". В 1828 году женится на певице и пианистке Вирджинии Васселли. В 1830 году в миланском театре "Каркано" с триумфом поставлена опера "Анна Болейн". В Неаполе занимает пост директора театров и место преподавателя консерватории, весьма при этом уважаемого; тем не менее в 1838 году директором консерватории становится Меркаданте. Это было большим ударом для композитора. После смерти родителей, трёх сыновей и жены он (несмотря на многочисленные любовные истории) остаётся один, здоровье его расшатано, в том числе из-за невероятного, титанического труда. Став впоследствии автором и руководителем частных концертов при Венском дворе, ещё раз раскрывает свои большие возможности. В 1845 году тяжело заболевает.
Основные оперы: Гувернёр в затруднении (1824), Театральные удобства и неудобства (1827), Анна Болейн (1830), Любовный напиток (1832), Лукреция Борджа (1833), Мария Стюарт (1834), Лючия ди Ламмермур (1835), Велизарий (1836), Колокольчик (1836), Роберт Деверо (1837), Полиевкт (1838), Мария ди Руденц (1838), Дочь полка (1840), Мученики (по Полиевкту, 1840), Фаворитка (1840), Мария Падилла (1841), Линда ди Шамуни (1842), Дон Паскуале (1843), Мария ди Роган (1843), Дон Себастьян Португальский (1843).
"Я родился в Борго-Канале под землёй: в подвал, куда я спускался по лестнице, никогда не проникал луч света. И, словно филин, вылетев из гнезда, я всегда нёс в самом себе то дурные, то счастливые предчувствия". Эти слова принадлежат Доницетти, который таким образом хотел определить свои истоки, свою судьбу, отмеченную роковым стечением обстоятельств, что, однако, не помешало ему чередовать в оперном творчестве серьёзные, даже трагические и мрачные сюжеты с сюжетами весёлыми и прямо-таки фарсовыми. "Когда у меня в голове зарождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в её левой стороне, когда же серьёзная - я чувствую то же сверление справа", - утверждал композитор с беспечной эксцентричностью, словно желая показать, с какой лёгкостью возникали в его уме идеи. "Знаешь ли мой девиз? Быстро! Быть может, это и недостойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро", - писал он Джакомо Саккеро, одному из своих либреттистов, и результаты, хотя и не всегда, подтверждали справедливость этого утверждения. Верно пишет Карло Парментола: "Неравноценность сочинений Доницетти - теперь общее место критики, как и его белезненная творческая активность, причины которой обычно ищут в том, что его всегда подгоняли неумолимые сроки. Однако остаётся фактом, что и будучи студентом в Болонье, когда ничто его не торопило, он лихорадочно работал и продолжал работать в таком же темпе и тогда, когда, наконец-то добившись достатка, он избавился от необходимости непрерывно сочинять. Вероятно, эта потребность непрерывно творить независимо от внешних обстоятельств ценой ослабления контроля со стороны вкуса была чертой его беспокойной личности музыканта-романтика". И, конечно, он был композитором из тех, что, выйдя из-под власти Россини, всё больше убеждались в необходимости следовать за изменениями вкуса.
Больше десятка лет, - пишет Пьеро Миоли, - многогранное дарование Доницетти свободно и разнообразно выражается в серьёзных, полусерьёзных и комических операх в согласии с более чем полувековой практикой итальянской оперы, олицетворённой в то время в образе безупречного Россини, тогда как начиная с 30-х годов продукция в серьёзном жанре получает количественный перевес, как, впрочем, того и требовала надвигавшаяся эпоха романтизма и пример такого современника, как чуждый комизму Беллини... Если второе и третье десятилетие XIX века в Италии утвердился театр Россини, если в пятом выдвинулся театр Верди, то четвёртое принадлежит Доницетти".
Занимая эту ключевую позицию, Доницетти со свойственной ему свободой вдохновения устремился к воплощению правдивых переживаний, которым предоставил такой же простор, освобождая их в случае необходимости от объективных и практических требований драматической последовательности. Лихорадочность поисков композитора заставляла его предпочитать финалы опер-сериа как единственную правду, необходимую для постижения сюжета. Именно это стремление к правде питало одновременно и его комическое вдохновение, благодаря которому, создавая карикатуры и автокарикатуры, он стал крупнейшим после Россини автором музыкальных комедий, и обусловливало его обращение в зрелый период к комическим сюжетам, отмеченным не только горестной иронией, но мягкостью и человечностью. Как утверждает Франческо Аттарди, "опера-буффа явилась в романтический период противовесом, трезвой и реалистической проверкой идеальных устремлений мелодрамы XIX века. Опера-буффа - это как бы оборотная сторона медали, побуждающая нас больше размышлять об опере-сериа.. она показывает нам жизнь такой, какая она есть, с её социальной пестротой, цинизмом и логикой экономических интересов, но делает это не травмируя нас, как если бы это был отчёт о буржуазном общественном утройстве".
Обширное наследие Доницетти, до сих пор ждущее подобающего признания, с полным правом заслуживает той общей оценки, которую даёт ей такой авторитет в области изучения творчества композитора, как Гульельмо Барблан: "Когда же нам станет ясно художественное значение Доницетти? Предвзятое мнение, тяготевшее над ним более века, представляло его нам как художника хотя и гениального, но увлекаемого своей поразительной лёгкостью поверх всякой проблематики ради того, чтобы предаться во власть минутного пыла вдохновения. Быстрый взгляд на семь десятков опер Доницетти, успешные современные возобновления забытых опер доказывают, напротив, что если в некоторых случаях такое мнение, быть может, и не является предрассудком, то в значительных своих произведениях... Доницетти был художником, сознававшим ответственность возложенной на него задачи и пристально всматривавшимся в европейскую культуру, в которой он ясно различил единственный способ сдвинуть нашу мелодраму с придававших ей провинциальность упрощённых позиций, которые ложно именовались "традицией""".
Г. Маркези
Другие работы по теме:
Теория элит
Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Представляем описания наиболее распространенных теорий элит.
Композиторы in English
Композиторы in English Часто музыканты встречаются с проблемой написания имен и фамилий композиторов на английском. Для того, чтобы не лазить по Сети и не искать каждый раз эти фамилии, они были собраны здесь. N.B.: Для некоторых фамилий (например, многих русских) существуют несколько транскрипций.
Вокальная музыка композиторов Казахстана
Дата: 19.02.2011 Четверть: 3 Класс:6 Предмет: Музыка. Тема: «Вокальная музыка композиторов Казахстана» Занятие №6 Цель урока Создание условий для раскрытия духовной сущности личности ребёнка, развитие творческого мышления на основе национального музыкального искусства.
Джоаккино Россини
(1792-1868) Россини — один из крупнейших и популярнейших итальянских композиторов XIX в., чьи произведения и в наше время звучат в лучших оперных театрах мира. Музыка Россини, отмеченная необычайным талантом, ярко индивидуальна, жизнерадостна, наполнена красивыми, никогда не повторяющимися мелодиями.
Украинский парафраз на россиниевский сюжет
Формирование национальной оперной школы - очень сложная для исследования проблема. Ее разработка ведется в двух направлениях. С одной стороны, прослеживается собственно локальная традиция, с другой - анализируется воздействие внешних факторов.
Глинка Михаил Иванович 2
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—57) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818—22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем — В.
Сеймур, Джейн
Введение 1 Детство и юность 2 «Светлый ангел» 3 «Готовая подчиняться и служить» 4 Образ в искусстве Список литературы Введение Джейн Се́ймур (англ. Jane Seymour; ок. 1508/1509 — 24 октября 1537) — третья жена короля Англии Генриха VIII, мать Эдуарда VI. Сестра Эдуарда, Томаса и Элизабет Сеймуров.
Марджанишвили, Константин Александрович
Введение 1 Биография 1.1 Московский Художественный театр 1.2 Свободный театр 2 После закрытия Свободного театра 3 Киев 4 Петроград 5 Творчество 5.1 Роли в театре
Робсарт, Эми
Введение 1 Жизнь 2 Смерть 3 Последствия 4 Образ в искусстве и поп-культуре Список литературы Введение Эми Дадли (англ. Amy Robsart Dudley; 1532 — 8 сентября 1560); урождённая Эми Робсарт. Первая жена Роберта Дадли, 1-го графа Лестера, фаворита английской королевы Елизаветы I. Известна более своей смертью, случившейся при весьма загадочных обстоятельствах.
Расписной крест
Введение 1 Характеристика 1.1 Типы крестов 2 Основные расписные кресты XIV века Список литературы Введение Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Шкаф стыда
Введение 1 Предыстория 2 Раскрытие 3 Процессы после 1994 года Список литературы Введение Так называемый Шкаф стыда (итал. Armadio della vergogna) — опечатанный шкаф, хранившийся с 1960 по 1994 год за решётчатой дверью в стене в здании главной военной прокуратуры в Риме в палаццо Чези. В этом шкафу в 1960 году по решению тогдашнего главного военного прокурора Италии Энрико Сантаросе были «временно архивированы» папки с материалами расследований 2274 случаев военных преступлений нацистов.
Роган-Монбазон, Мария де
Введение 1 Биография 2 Первый брак 2.1 Второй брак 2.2 Заговоры 2.3 При Мазарини 2.4 Смерть 3 Источники 4 Интересные факты 5 В искусстве 6 Библиография Список литературы
Лавров, Иван Иванович оперный певец
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Оперные партии 2.2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1827—1902) — российский артист оперы (тенор) и драматический актёр.
Мария-Тереза Габсбург-Тешинская
(нем. Maria Theresia Isabella, Erzherzogin von Цsterreich; 31 июля 1816(18160731) — 8 августа 1867) — дочь герцога Тешенского Карла Людвига Австрийского и Генриетты Нассау-Вейльбургской (1797—1829). Супруга короля Обеих Сицилий Фердинандо II. Была второй женой монарха, который вступил с ней в брак после смерти первой супруги Марии Кристины.
Доницетти, Гаэтано
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Основные оперы Список литературы Введение Доменико Гаэтано Мариа Доницетти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848) — итальянский композитор.
Фердинанд II король Обеих Сицилий
Фердинанд II (итал. Ferdinando II; 12 января 1810, Палермо — 22 мая 1859, Казерта) — король Обеих Сицилий в 1830—1859, из династии Бурбонов. С 1825 — герцог калабрийский, после ухода австрийских войск в 1827 из королевства — главнокомандующий армией Обеих Сицилий.
Малибран, Мария
Введение 1 Биография 2 Известность и признание Введение Мария Малибран (исп. Marнa Malibrбn, собственное имя исп. Marнa Felicia Garcнa Sitches, взяла фамилию мужа, 24 марта 1808, Париж — 23 сентября 1836, Манчестер) — испанская певица (колоратурное меццо-сопрано), легенда мирового оперного искусства.
Роберт I герцог Пармский
Роберт I (итал. Roberto I Carlo Luigi Maria; 9 июля 1848(18480709), Флоренция — 16 ноября 1907, Виареджо) — последний герцог Пармский, с 1854 по 1860 гг. Представитель династии Пармских Бурбонов.
Мария Стюарт
План Введение 1 Молодые годы 1.1 Регентство Аррана 1.2 Война с Англией 1.3 Жизнь во Франции 1.4 Регентство Марии де Гиз 1.5 Протестантская революция 2 Возвращение в Шотландию
Шарль Гуно
Charles Gounod est nй а Paris le 18 juin 1818 dans un milieu ouvert aux arts. Remarquable dessinateur, artiste peintre de talent, son pиre avait occupй les fonctions de professeur а l'Ecole Polytechnique et de Maоtre de dessin des Pages de Louis XVIII. Sa mиre, excellente musicienne, avait йtй l'йlиve pour le piano de Louis Adam et de Hullmandel.
Шарль Гуно
Charles Gounod est nй а Paris le 18 juin 1818 dans un milieu ouvert aux arts. Remarquable dessinateur, artiste peintre de talent, son pиre avait occupй les fonctions de professeur а l'Ecole Polytechnique et de Maоtre de dessin des Pages de Louis XVIII. Sa mиre, excellente musicienne, avait йtй l'йlиve pour le piano de Louis Adam et de Hullmandel.
Viva La Liberta Essay Research Paper Politics
Viva La Liberta Essay, Research Paper Politics in Opera Imprint Information Viva la Liberta! – Politics in Opera by Anthony Arblaster is published by Verso in 1992 in London, Great
Music history
Music in ancient times, iconography in music. Ancient Chinese music and Imperial Office of Music. The Hurrian Hymn to Nikal in the ancient Hurrian language. Ancient Hebrew music, Greek music, Western Music. Styles and tendencies of 20th century music.
Биография Л.В.Собинова
Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства.
Чайковский Петр Ильич
Один из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия, родился 25 апреля 1840 г. на Воткинском заводе Вятской губернии, где отец его, Илья Петрович, служил окружным горным инженером. Семья Чайковских была не из музыкальных.
Паваротти, Лучано
Паваротти, Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо.
Соловьяненко Анатолий Борисович
Музыка для Анатолия Борисовича - неизменный спутник жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни - русской, украинской.
Т. Солера - либреттист и авантюрист
Поэт, а не только сочинитель стихов для опер, дирижер и сам автор опер (он написал их пять, все на собственный текст), Солера прожил жизнь, похожую на приключенческий роман.
Евгений Колобов
Евгений Владимирович Колобов (1946–2003) - русский оперный дирижер. По окончании хорового училища при Ленинградской капелле имени М.Глинки и Уральской консерватории Евгений Колобов работал главным режиссером в театре оперы и балета Екатеринбурга.
СЕЗАР ФРАНК (Franck)
По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию.
Юрий Темирканов
Русский дирижёр. Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его отец, Темирканов Хату Сагидович, был начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской автономной республики, дружил с композитором Сергеем Прокофьевым.