Расцвету схоластики в Западной Европе в X в. предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этих регионах было немало талантливых, крупных и разносторонних мыслителей. Мы рассмотрим наиболее крупных из них.
Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина; (980-1037) - необычайно разносторонний мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался 'Медицинский канон', остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энциклопедическая 'Книга исцеления', разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли 'князем философов' и 'князем врачей'. В своих собственно философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма. Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог: а душа человека есть нечто бессмертное - она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Некоторые фундаментальные учения, прославившие крупных западноевропейских философов X в., были заимствованы у Авиценны и других, арабоязычных мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различение сущности и существования.
Аверроэс - арабский философ Ибн Рушд (1126-1198), представитель восточного арстотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате 'Опровержение опровержения' он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образноаллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, 'совечный миру', превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.
Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматерия несотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бытию материи (она 'совечна' ему) и что функция Божества - превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. Движение столь же вечно, как и материя. Движение - возникновение, изменение и разрушение - содержится как возможность в самой материи.
Еврейская философия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую философскую мысль. Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид.
Маймонид (Моисей бен Маймун, 1135-1204) стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения 'царя философов' Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для 'заблудших и колеблющихся'. По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что всё может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно 'одухотворенное' объяснение 'буквы закона'. Согласно Маймониду, философия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, 'продажей Священного Писания грекам'. Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.
Другие работы по теме:
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Арабская философия
Арабская философия достаточно разнородна и создавалась на арабском и на персидском языке. Предпосылки формирования средневековой арабской философии - способствование ислама и контакты с Европой. Известные мыслители и ученые философии Ближнего Востока.
Йосеф Альбо (1380-1444)-ученикКрескаса
После Хисдая Крескаса еврейская философия (или более правильно - философские интерпретации традиции) пошла на спад. Последующие поколения занимались лишь переложением идей предшествующего периода.
Философия Дании
Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.
Саадья Гаон-первый еврейский философ
Только с Х века н.э., когда мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании еврейской мысли.
Apaбcкaя и eвpeйcкaя филocoфия
Наука и философия как наиважнейшие духовные источники для арабов наряду с исламом; потребность обоснования исламской теологии с помощью научного аппарата. Философия Aвицeнны, Aвeppoэca и еврейская философия, разрешение центральных философских вопросов.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Философия Мексики
Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17. 02 2004 №697 кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается в следующем порядке
Еврейские молодежные ассоциации
Еврейские общинные центры ведут свое происхождение от еврейских литературных молодежных обществ, создававшихся в американских городах в 1840-х годах.
Лахмиды
Строительство крепости в Аль-Хире Лахмиды (араб. اللخميون), Banu Lakhm (араб. بنو لخم) — арабская царская династия, правившая c 380 по 602 годы в Хирте (Восточная Аравия).
Жагев
Жа́гев , польск. Żagiew (Факел) — коллаборационистская еврейская организация в оккупированной гитлеровцами Варшаве. Организация «Жагев» сотрудничала с гестапо, цель её состояла в том, чтобы выявлять поляков, которые укрывали евреев за пределами гетто. Многие из членов «Жагева» были связаны с «Группой 13» А.
Хамданиды
(араб. حمدانيون) — шиитская[1] арабская династия правившая в северном Ираке (Аль-Джазире) и Сирии с 890 по 1004 год н. э. Они утверждали, что были потомками древних Бану Таглиб — племени арабов-христиан из месопотамскго Аниззаха, севернее Аравии.
Аглабиды
Введение 1 Вали Мисра 2 Вали Ифрикийи 3 Вали Арминийи 4 Вали Заба 5 Вали Сикилийи Введение Аглабиды — арабская династия, правившая Ифрикией. Происходила из племени Бану Тамим, правившего в ряде провинций Арабского халифата, в том числе в Северной Африке в 800—909 гг. Правители династии Аглабидов носили титул амира и формально признавали сюзеренитет аббасидских халифов, фактически эмират Аглабидов со столицей в Кайруане был независимым.
Участие курсантов ОСАВШ в войне с формированиями басмачей в пустыне Каракумы в 1931 году
Введение 1 Историческая справка 1.1 Подробности боёв 1.2 Награды за ратный труд по теме Список литературы Введение Бои проходившие с 28 августа по 19 октября 1931 года в которых принимала участие Объединенная Среднеазиатская военная школа имени В. И. Ленина[1] в числе других частей Среднеазиатского военного округа против басмачества в песках Каракумы на территории Туркменской ССР.
Батори
Развалины замка в Шомьё Батори (венг. Bбthory, польск. Batory) — семейство венгерских феодалов, которое играло значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья.
Флаг Йемена
Национальный флаг Йемена был принят 22 мая, 1990, в день объединения Северного Йемена и Южного Йемена. Красный, белый и чёрные цвета классические пан-арабистские, они так же присутствуют на флагах таких стран, как Египет, Сирия, Ирак.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Заметки по еврейской истории
— сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).
Крохмаль, Нахман
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Нахман Крохмаль 1785, Броды — 1840, Тернополь) — религиозный философ, теолог, писатель, ранний деятель движения Гаскала.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Дневник Анны Франк
Дневник под названием « Убежище » (нидерл. Het achterhuis), более известный просто как Дневник Анны Франк — записи, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Впервые издан в Нидерландах в 1947 году, в США и Великобритании в 1952 году под названием «Дневник юной девушки» (англ.
Краткая еврейская энциклопедия
Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ) — энциклопедия на русском языке, изданная в 11 томах в Иерусалиме в 1976—2005 годы Обществом по исследованию еврейских общин при поддержке Еврейского университета в Иерусалиме. Эта энциклопедия является единственным сводным отраслевым энциклопедическим изданием по иудаике на русском языке, которое вышло в свет после семидесятилетнего перерыва с момента издания «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона.
Объединённая Арабская Республика
Объединённая Ара́бская Респу́блика (ОАР) — объединённое государство Сирии и Египта, существовавшее с февраля 1958 по сентябрь 1961 (после распада конфедерации Египет продолжал именоваться Объединённой Арабской Республикой до 11 сентября 1971). Столица — Каир.
Евреи в Бразилии
План Введение 1 История евреев в Бразилии в 16-18 веках 2 Еврейская иммиграция в 19 веке 3 Современная еврейская община в Бразилии Список литературы Введение
Присяга для евреев More Judaico
Присяга More Judaico (еврейская клятва) была особой формой присяги, которую евреи должны были давать в судах Европы. Эта присяга сопровождала определенные церемонии и нередко носила намеренно унизительный характер или влекла за собой опасность. More Judaico на латыни означает «по еврейскому обычаю».
Омейяды
Омейяды, первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750.
Хафиз-и Абру
Литературный псевдоним; наст. имя Шиххаб ад-дин Абдаллах ибн Лутфаллах ибн Абу ар-Рашид ал-Хавафи (ум. 1430), иранский историк, географ. Уроженец Герата. Известно, что он появился при дворе еще при Тимуре и прославился как шахматист.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.