Испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания.
Рождение в семье, где вопросы литературы, журналистики, политики обсуждались повседневно, конечно, сыграло свою роль в формировании воззрений будущего философа. Сам он говорил, что родился под печатным станком, а общение с родственниками - депутатами, министрами - подготовило его к естественному включению в мир политики. В 8 лет родители отдали его с братом в иезуитский колледж (в Мирафлорес-дель-Пало, под Малагой). В 15 лет Ортега поступил в университет, год учился на отделении права, философии и литературы в иезуитском университете в Бильбао, затем три года в Мадриде. Недостатки школьного и университетского образования восполнялись самостоятельным чтением.
Защитив в 1904 году докторскую диссертацию "Ужасы тысячного года. Критика одной легенды", Ортега отправляется в 1905 году в Германию.
Вначале Ортега симпатизировал социализму, видел в нем общественную силу, способную провести необходимые реформы. В социализме II Интернационала Ортегу привлекали стремление к социальной справедливости, почтительное отношение к науке, достаточно высокая культура вождей рабочего движения - в Пабло Иглесиасе он видел образец гражданских добродетелей, единственного национального лидера, ведущего борьбу не за власть как таковую, а во имя высоких общественных идеалов. Марксизм Ортега, впрочем, не принимал, полагая, что догматическое учение о классовой борьбе мешает национальной консолидации. Он был хорошо знаком с трудами Лассаля и Бернштейна, но главным источником для него оставался "этический социализм" неокантианцев.
В 1906-1907 годах он в течение одного семестра занимался в Берлине и около года - в Марбурге. В Берлине Ортега в основном работал в библиотеке, восполняя пробелы в познаниях, по 10-12 часов в сутки.
С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и последователей быстро растет: к началу 1930-х годов образуется "мадридская школа", просуществовавшая несколько десятилетий и сыгравшая огромную роль в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки.
В 1932 году в предисловии к собранию собственных сочинений он сообщил, что для него наступает время "второго плавания" - отныне он намерен писать не только блестящие эссе, но и строго логичные трактаты, фундаментальные исследования. Однако написать задуманный трактат "Заря жизненного разума" ему не удалось, как не удалось завершить самое "техническое" свое исследование - "Идея принципа у Лейбница и эволюция дедуктивной теории". Лишь на треть, если судить по сохранившемуся плану, была написана главная работа по социологии - "Человек и люди". Помешали политические события, прервавшие труды за письменным столом и в университетской аудитории.
Ортега не был философом "не от мира сего", два тома собрания его сочинений представляют собой политическую публицистику. Некоторые его статьи имели необычайно широкий резонанс: например, статьи против военной диктатуры и монархии в 1929-1930 годах. Когда начался франкистский мятеж, Ортега, несмотря на антипатию к тогдашнему правительству, высказался в защиту законной власти, но затем, увидев воочию правый и левый террор в стране, он уехал из Испании. В 1945-м Ортега возвращается на родину. В 1950-е годы учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи, его книги были чуть ли не единственным источником философского инакомыслия, свободной мысли как таковой.
В своих первых социологических работах "Дегуманизация искусства" (1925) и "Восстание масс" (1929) он утверждал, что культура и цивилизация внутренне противоположны демократии. Современный век уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии, "суперчеловека" "массовый человек" в настоящее время позволяет навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие социальные принципы. В "Дегуманизации искусства" Ортега показывает, что современное искусство есть антиэгалитарное, недемократическое искусство. Он утверждает, что цель таких "трудных" художников, как Малларме, Стравинский, Пикассо, Джойс, Пиранделло, состоит в том, чтобы целенаправленно исключать массы из культурной жизни, которая во все времена является деятельностью элитарной.
Единственная область, где аристократическая модель Ортеги была раскрыта на конкретном материале, - это его эстетика: работа "Дегуманизация искусства" представляет собой скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в собственном смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения с авангардистскими поисками начала века и оказала известное влияние на творчество ряда испанских писателей и художников. Стоит сказать, что сам Ортега не является большим поклонником авангардизма и уж никак не был выразителем воззрений эстетствующей богемы.
В работе "Восстание масс" он выступает за европейское единение в защиту общей западной культуры против варварства масс. Под элитой он понимает тех, кто имеет определенное "превосходство" (не в деньгах), а "суперчеловек" - это тот, кто свободно выбирает свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам, "установленным другими".
Новое учение - позднее Ортега назвал его рациовитализмом, чтобы подчеркнуть тесную связь между мышлением и жизнью, - вырастало на скудной почве. В книге "Испания без позвоночного столба" представлен анализ процесса разложения. Сепаратизм провинций Каталонии, Бискайи и партикуляризм классов - все это было концом долгого пути к упадку, на котором торжествуют массы, оставшиеся без руководства. Прогноз для Испании расширяется до прогноза для всей европейской культуры. Ортега признает свое единомыслие со Шпенглером, Сорокиным, Тойнби в том, что культуры созревают и гибнут.
В работах "Современная тема" (1923), "История как система" (1935) он пишет о необходимости "подчинять разум жизни". Для него характерен утопический рационализм - стремление развить критическую способность за счет "биологической" непрерывности жизни. Мы должны, считает Ортега, научиться рассуждать "исторически", то есть определять нашу умственную деятельность в границах, созданных временем и пространством, в котором мы живем: "Мы должны искать наши собственные обстоятельства... в их пределах и особенностях... Заново освоить обстоятельства есть реальная судьба человека... Я есть сам и мои обстоятельства". Это утверждение можно считать испанским вариантом экзистенциализма.
Несколько чрезмерно обобщая, он говорил до последних своих дней, что во всяком человеческом начинании есть нечто утопическое. Человек стремится к знанию, но ему никогда не удается действительно познать хоть нечто. Он стремится к справедливости и в конце концов непременно совершает мерзость. Он думает, что любит, и должен в конце концов убедиться, что любовные обеты так и остались обетами. Человеческие намерения никогда не осуществляются так, как они задуманы, судьба человека - быть лишь обещанием, живой утопией.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Ортега-і-Гасет. Бунт мас
Бунт мас як найтяжча криза суспільства дев'ятнадцятого століття. Явище пересичення та пошуки свого місця. Життя пересічної людини у "Піднесенні історичного рівня". Ортега-і-Гасет та його думки про те, що кожне наступне покоління розумніше за попереднє.
История эстетических учений
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Философия XX века
Основные течения и модели современного философского мышления. Философии личности и свободы Н.А. Бердяева в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Философско-культурологические исследования О. Шпенглера. Социальные проблемы Ортега-и-Гассета.
Кавказ и проблема наций
Проблема взаимоотношений людей, живущих на Кавказе. Этапы формирования европейских наций по Хосе Ортега-и-Гассет. Ислам и христианство как доминирующие религии на Кавказе. "Чистая Любовь" как новый виток развития человечества как "большой нации" людей.
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Талье, Хосе Бернардо де
Хосе Бернардо де Талье и Портокарреро, маркиз де Торро Талье, маркиз Трухильо — (исп. Josй Bernardo de Tagle y Portocarrero, marquis de Torre Tagle and marquis of Trujillo) — (21 марта 1779, Лима — 26 сентября 1825, Кальяо) — перуанский военный и политический деятель, президент Перу в 1823 и 1824 годах.
Моралес Эрнандес, Хосе де Хесус
Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Хосе де Хесус Моралес Эрнандес (исп. Josй de Jesъs Morales Hernбndez) — мексиканский революционер, участник партизанской войны 70-х годов, ныне писатель, адвокат и правозащитник. Преподаватель права в Университете Гвадалахары и глава политического объединения Фронт восстановления демократии в Халиско.
Помарес Ордоньес, Херман
Херман Помарес Ордоньес (исп. Germбn Pomares Ordусez, 17 августа 1937, Эль-Вьехо, Чинандега — 24 мая 1979, Хинатега) — никарагуанский революционер, организатор и руководитель СФНО.
Марти, Хосе
Введение 1 Биография 2 Интересные факты 3 Цитаты 4 Хосе Марти в кубинской бонистике 6 Сочинения Введение Хосе́ Хулиа́н Марти́-и-Пе́рес (исп. Josй Juliбn Martн y Pйrez, 28 января 1853 — 19 мая 1895) — кубинский поэт, писатель и публицист, лидер освободительного движения Кубы от Испании.
Массера, Хосе Луис
Введение 1 Биография 2 Политическая деятельность Список литературы Введение Хосе Луис Массера (исп. Josй Luis Massera, 8 июня 1915, Генуя — 9 сентября 2002, Монтевидео) — уругвайский революционер, инженер и математик, известный своими исследованиями по теории устойчивости дифференциальных уравнений, функции Ляпунова и предложенной им леммы, получившей его имя.
Рассадин, Сергей Евгеньевич
Сергей Евгеньевич Рассадин — белорусский историк, археолог, геральдист; доктор исторических наук, профессор истории. В 1981 году окончил историко-филологический факультет Гомельского государственного университета. Обучался в аспирантуре Института истории Академии наук (АН) БССР (1981—1984).
Cara al Sol
Введение 1 Оригинальный текст 2 Подстрочный перевод 3 Распространение песни 4 Ссылка Список литературы Cara al Sol Введение Cara al Sol (исп. лицом к солнцу) — гимн Испанской Фаланги. Написан в 1935 году. Автор музыки — Хуан Тельериа, основной части слов — Хосе Антонио Примо де Ривера, вождь Фаланги; в сочинении также участвовал Дионисио Ридруэхо.
Анархистки фильм
Анархистки (исп. Libertarias) — художественный фильм испанского режиссера Висенте Аранда (1996). Премьера — 19 апреля 1996 года. В Испании фильм просмотрело 577 тыс. зрителей.
Сандинистский фронт национального освобождения
Сандинистский фронт национального освобождения (аббр. СФНО, исп. Frente Sandinista de Liberaciуn Nacional, аббр. FSLN) — радикальная левая политическая партия Никарагуа. Название «Сандинисты» происходит от имени никарагуанского революционера 20-30-х годов Аугусто Сесара Сандино.
Луна Писарро, Франсиско Хавьер де
Франсиско Хавьер де Луна Писарро — (исп. Francisco Xavier de Luna Pizarro) — (3 ноября 1780, Арекипа – 9 февраля 1855, Лима) — перуанский священник и политический деятель. Два раза, в 1822 и 1833 годах, становился главой Перу на непродолжительное время.
Эчеверриа, Эстебан Хосе
Эстебан Хосе Эчеверриа (исп. Esteban Jose Echevйrria, 2 сентября 1805(18050902), Буэнос-Айрес — 19 января 1851, Монтевидео) — аргентинский мыслитель, общественный деятель, поэт, писатель и социолог. Один из крупнейших представителей романтизма в литературе Латинской Америки ХIX столетия.
Революционное движение Сияющий путь Венесуэлы
План Введение 1 Название и знамя 2 Происхождение Список литературы Введение Революционное движение Сияющий путь Венесуэлы (исп. Movimiento Revolucionario Sendero Luminoso Venezuela) — венесуэльская леворадикальная партизанская организация боливаристско-геваристского толка. Появилась в августе 2005 г.
Киньонес Гонсалес, Хосе
План Введение 1 Биография 2 Подвиг 3 Память Киньонес Гонсалес, Хосе Введение Хосе Абелардо Киньонес Гонсалес (исп. Josй Abelardo Quiсones Gonzбles; 22 апреля 1914, Пуэрто-де-Пиментель — 23 июля 1941, Кебрада Сека, Эквадор) — военный лётчик, национальный герой Перу.
Бакстер, Хосе
План Введение 1 Биография 1.1 Детство 1.2 Юность 1.3 Деятельность в подполье Список литературы Введение Rafael Хосе Луис (Джо) Бакстер (исп. Josй Luis (Joe) Baxter, 24 мая 1940 — 11 июля 1973) — аргентинский революционер и партизан англо-ирландского происхождения.
Эредиа, Хосе Мариа
Хосе́ Мари́а Эре́диа (исп. Josй Marнa Heredia; 31 декабря 1803, Сантьяго-де-Куба — 7 мая 1839, Толука, Мексика) — кубинский поэт и общественный деятель, один из зачинателей романтизма в литературе Латинской Америки.
Хершбах, Дадли Роберт
Дадли Роберт Xершбах (англ. Dudley Rоbert Herschbach; род. 18 июня 1932 года, Сан-Хосе, США) — американский химик, лауреат Нобелевской премии по химии 1986 года «за внесенный вклад в развитие исследований динамики элементарных химических процессов», которую он разделил с Ли Яном и Джоном Полани.
Мариатеги, Хосе Карлос
Хосе́ Ка́рлос Мариа́теги (исп. Josй Carlos Mariбtegui La Chira, 14 июня 1894 — 16 апреля 1930) — перуанский журналист и социальный философ, теоретик марксизма.
Артигас, Хосе Хервасио
Хосе Хервасио Артигас (исп. Josй Gervasio Artigas) (19 июня 1764, Монтевидео — 23 сентября 1850, Парагвай) — уругвайский политический деятель, один из руководителей освободительного движения против испанцев в Южной Америке, национальный герой Уругвая.
Рисаль, Хосе
Хосе Протасио Рисаль-Меркадо и Алонсо-Реалонда (исп. Dr. Josй Protasio Rizal Mercado y Alonso Realonda; 19 июня 1861 — 30 декабря 1896) — филиппинский и малайский писатель и поэт, переводчик, идеолог возрождения народов Юго-Восточной Азии, прозванный «гордость малайской расы». Казнён за подготовку восстания против испанского господства на Филиппинах.
Сукре, Антонио Хосе
Антонио Хосе Франсиско де Сукре и Алькала (исп. Antonio Josй Francisco de Sucre y Alcalб, 3 февраля 1795, Кумана, Новая Гранада, ныне Венесуэла — 4 июня 1830, близ Пасо, Колумбия) — Великий Маршал Перу (1823), один из лидеров войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке в 1810—1826. Президент Боливии с 19 июня 1826 по 18 апреля 1828.
Диас, Порфирио
Хосе́ де ла Крус Порфи́рио Ди́ас Мо́ри (исп. Josй de la Cruz Porfirio Dнaz Mori, 15 сентября 1830, Оахака, штат Оахака — 2 июля 1915, Париж) — мексиканский государственный и политический деятель, временный президент с 23 ноября 1876 по 5 мая 1877, а с 5 мая 1877 по 30 ноября 1880 президент Мексики (1-й раз), с 1 декабря 1884 по 25 мая 1911 (2-й раз).
Ортега Диас, Педро
Педро Ортега Диас (исп. Pedro Ortega Dнaz, 18 декабря 1914, Рио-Карибе, штат Сукре — 3 февраля 2006, Каракас) — венесуэльский адвокат и политик, профессор, видный деятель коммунистического движения страны, председатель Коммунистической партии Венесуэлы.
Хосе Марти
Этот поэт и романтик сумел еще в 19-м веке опубликовать идеи развития стран Латинской Америки, актуальные и сейчас. Именно он первым разработал концепцию экономической и культурной независимости всех ибероамериканских стран.
Ортега-и-Гассет, Хосе
Ortega y Gasset, Jose (1883–1955), испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега и его современник Мигель Унамуно известны как «философы агоры», люди, которые популяризировали свои идеи с помощью газетных статей.