Пьер Карден – один из тех кто превратил моделирование одежды в искусство, и его модели можно по праву назвать живыми картинами. Я также стою на этих позициях и стараюсь рисовать модели как картины из текстильных материалов. Моделирование одежды я рассматриваю как портретную живопись, и ярче всего эта портретность проявляется в разработке авторских моделей по индивидуальным заказам. Интересно то, что сам Пьер Карден говорит о своем творчестве. Я предлагаю читателям вместе со мной послушать слова великого маэстро, которые он сказал во время интервью журналисту парижского журнала «АР». Итак, кто любит Пьера Кардена – следуйте за ним!
Под таким заголовком была представлена коллекция Пьера Кардена – ретроспектива «Высокой моды» 30-х годов – на которой 350 приглашенных художников и скульпторов единодушно оценили его модели как высший синтез цвета и формы, как произведения искусства. Еще в 1982 году Карден организовал большую выставку, которую назвал «Искусство и мода» и которая прослеживала связи между этими сферами человеческой деятельности, представив моду как эстетику одежды. Отвечая на вопрос, как родилась идея организовать выставку «Живые скульптуры», Пьер Карден ответил: «Очень люблю скульптуру. Даже сам хотел стать скульптором, потому что у меня очень чувствительные ладони, а формы, к которым я прикасаюсь, обладали качествами живой материи. Поскольку по отношению к форме я отдаю предпочтение скульптуре, живопись меня захватывает цветовыми сочетаниями, очень близкими к природным, от синевы неба до зелени дерева и красноты огня, другими словами, своей силой, а иногда даже неистовством и страстью. Человек различает прежде всего цвета, и если нужно установить некую иерархию шоковых воздействий, на первое место должен быть поставлен цвет, хотя в сфере эстетических ценностей и критериев первичной является форма. Этим и объяснется мое стремление объединить формы и цвета в одно целостное видение. А что может быть лучше одежды, в которой воплощается это единство, когда тело, пульсирующее жизнью, обволакивается окрашенной формой ткани. А знаете ли вы, что в Античном мире скульптуры были раскрашены красками, но время сохранило их для нас белыми, и мы забыли, что античные ваятели одевали свои творения в пестрые цвета. Так или иначе, но это многовековая традиция».
Далее Пьер Карден продолжает тему первичности формы или цвета: «Думаю, что настоящее творчество сводится к форме. Цвета существуют в природе, и человеку нужно просто их подбирать. Конечно, кое-кто скажет, что все формы уже существуют в природе вещей, но их количество почти неограниченно, и глаз их часто не замечает. Человек должен обладать воображением, быть чувствительным, страстно творить, чтобы уметь различать и воплощать формы. Насколько верны в этом смысле слова Пауля Клея: «Исскусство не повторяет видимое, а делает вещи видимыми». Именно это является ролью и предназначением модельера. Убежден, что форма воспроизводит глубокий смысл, сердце и душу человека».
Свою коллекцию Пьер Карден создавал как скульптор, даже использовал металл, бронзу, дерево, глину и работал, используя методы скульптуры. Он говорит: «Я знаю, что для того, чтобы создать что-нибудь новое, человеку нужно оторваться от канонов тела и его строгих линий. То есть облечь тело формой, созданной вне его. Тело становится скульптурой при помощи ткани – исходного материала модельера». Великий маэстро убежден, что модельер не в состоянии создать нечто свое, оригинальное, используя только измерения тела. «Если опираться только на рост, окружность груди и плеч, можно скопировать эти линии и создать вторую кожу для тела, т.е. следовать принципу, который долго был основным в моде, но не как создатель, а как хороший ремесленник. Тело нужно воспринимать как скелет, как основание для скульптуры, которой является одежда. Так модельер отрывается от моды и превращает любую свою работу в оригинальное творение, предназначенное для одной-единственной модели – потому что каждое существо единственное и неповторимое, так что любая оболочка этой жизни, любая одежда заслуживает быть произведением искусства. Это, по моему мнению, и есть признак цивилизованной личности».
Многие модельеры прошлого прославились моделями, выполненными в стиле барокко, но никто из них осознанно не руководствовался какой-либо эстетической системой. Пьер Карден в этом отношении проявил себя как настоящий новатор. «Профессия наша прекрасна, – говорит он. – Мне она подходит идеально. У меня есть естественное для каждого человека, который, разумеется, не думает о смене профессии, стремление довести свои выразительные средства до высшего уровня созидательности. Призвание художника и скульптора, о котором я раньше мечтал, сегодня в состоянии вдохновить меня и заставить проявить интерес к Высокой моде. Я уже 30 лет работаю в одном и том же стиле. И это не просто платья, а одежда с маркой «Карден», которой я горжусь, как гордится скульптор подписью под своими работами. Эту подпись узнают сразу и безошибочно в любом уголке мира. Модели одежды, которые я создал двадцать два года назад, можно носить и сегодня, потому что они не подвластны влиянию мимолетной моды, потому что они принадлежат одному стилю. Если стремиться к достижению крайней точки совершенства, любая работа перерастает в творчество».
Вот как Карден определяет талант: «Я согласен с Шатобрианом, что талантливый человек живет через стиль, которому его никто не учил. Это не противоречит и Мопассану, по словам которого, талант – основа оригинальности, это особый способ мышления и восприятия. Но мне кажется, что настоящий талант – это, прежде всего, простота. И чтобы завершить свою мысль, я процитирую старого доброго Лафонтена: «... талант никогда не насилует человека, потому что ничто не постигается без изящества». А изящество – основа моей профессии».
Свои коллекции Пьер Карден начинает создавать с формы, совершенно не принимая тело во внимание. «Потом пытаюсь вместить в эти формы тело, как вставляют цветы в вазу. В этом смысле высокая мода похожа на икебану... Рисую, потом подбираю ткани и крой. Затем моделирую по телу, чтобы завернуть его в эту оболочку...»
На вопрос, мимолетна мода или нет, Пьер Карден отвечает: «Не нужно смешивать определения. Мода преходяща, искусство вечно. Если ваше творение выражает не только дух времени, но и но и особенности жизни, собственный образ мышления и видение эпохи, значит, ему суждено уцелеть. Музеи переполнены портретами, единственная привлекательная черта которых – то, что с помощью платьев и костюмов они передают дух прошедших эпох. Так что мода – это один из элементов вечности в человеческом времени. Мы распознаем эпоху по ее отличительным чертам – одежда, прически, грим... Все это частицы словаря исторической памяти».
И вот самый интересный вопрос и самый интересный ответ. Приобретет ли одежда свое истинное значение, если превратится в художественное произведение? «Давайте называть вещи их настоящими именами, – говорит мой кумир. – Это единственный способ спасти высокую моду от индустриализации, сделать так, чтобы она не находилась только во власти людей, которых мы одеваем. Высокая мода жизненно необходима цивилизованному обществу, потому что она определяет не только внешний вид тела, но и способ поведения человека. Мода формирует саму структуру взаимоотношений между людьми. Она – мысль, воплощенная в формах, философия в действии. Следовательно, уцелеет ли она, будет ли развиваться дальше – важный показатель здоровья общества. Когда я создаю одежду, мебель или, например, предметы интерьера самолета, я работаю с мыслью о том, что миссия любого творца – создавать формы, которые будут удивлять и интриговать. Так что создание высокой моды не сводится к хорошо скроенному платью, к хорошему вкусу, оно есть обновление самого ее качества».
Завершая эту статью, я хочу представить на суд читателей одну из моих моделей платья, разработанного под влиянием творчества моего кумира. Такие модели наглядно подтверждают жизненность тезиса Кардена о мимолетности моды и вечности искусства, о том, что мода уцелеет, только превратившись в искусство, воплощая индивидуальность каждого человека.
Список литературы
В.В.Бондаренко.Пьер Карден
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Краткое содержание Пьер Менар автор Дон Кихота Хорхе Луис Борхес
Пьер Менар — это человек, решивший написать заново «Дон Кихота». Не переписать его, перевоплотившись путем глубокого проникновения в культуру XVII в. в Сервантеса, а написать его слово за словом заново с точки зрения француза XX в. Ко времени его смерти ему удается Завершить всего пару глав. Но уже сам факт существования подобной идеи необратимо трансформирует «Дон Кихота» в глазах посвященных, и рассказчик угадывает интонацию символиста М. в отдельных образах тех частей романа, которых тот не касался.
Пьер Безухов герой романа Толстого Война и мир
Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого Война и мир
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л.Н.Толстой также хотел показать жизнь народа во времена «войны и мира».
Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого Война и мир
Жить для себя одного нельзя — это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», — писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.
Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. В своём замечательном романе «Война и мир» Л.Н.Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека.
Пьер Безухов
Общие черты характера Пьера; его путь, по мнению Толстого, единственно возможный для истинно нравственного человека.
Сцена объяснения Пьера с Элен Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого Война и мир, глава 2, часть
третья, том первый) Автор: Толстой Л.Н. Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью. Одним из таких людей был князь Василий Курагин, который сам имел виды на наследство старого графа Безухова, когда же все досталось Пьеру, он решил женить его на своей дочери, красавице Элен, и таким образом все же получить хотя бы часть этих денег Дело упрощалось тем, что Пьер жил в доме Курагиных и каждый день встречался с Элен.
Джон Ле Каре. Шпион, пришедший с холода
Действие происходит в шестидесятые годы, во времена «холодной войны», когда одним из главных средств борьбы между двумя враждебными политическими системами был шпионаж.
Пьер I граф Алансона
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Пьер I Французский (фр. Pierre de France) или Пьер I Алансонский (фр. Pierre I d'Alenзon; 1251(1251), Сирия — 6 апреля 1284, Салерно) — граф Алансона и Перша с 1269, граф Блуа, Шартра и Шатодёна и сеньор де Гиз (по праву жены) с 1280, 5-й сын короля Франции Людовик IX Святого и Маргариты Прованской.
Мулеле, Пьер
Пьер Мулеле (фр. Pierre Mulele 11 августа 1929 г. — 3 октября (или 9 октября, согласно другой версии) 1968 г.) — конголезский революционер, краткое время бывший министром образования в кабинете Патриса Лумумбы.
Модельер
Введение 1 Специализации модельеров 2 Известные модельеры разных стран 3 Известные русские модельеры 4 Конкурсы модельеров Введение Моделье́р (в русской традиции) — специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
Гольдман, Пьер
Введение 1 Биография Список литературы Введение Пьер Гольдман (фр. Pierre Goldman, 22 июня 1944, Лион — 20 сентября 1979, Париж) — французский революционер-интернационалист и левый интеллектуал еврейского происхождения. Брат Жан-Жака Гольдмана.
Шометт, Пьер Гаспар
Пьер Гаспар Шометт (фр. Pierre Gaspard Chaumette, он же Анаксагор Шометт , Anaxagoras Chaumette, 1763, Невер—1794) — французский политический деятель.
Сен-Пьер и Микелон
Введение 1 География 2 История 3 Управление 4 Экономика 5 Интересные факты 6 Известные уроженцы и жители Введение Сен-Пьер и Микелон (франц. Saint-Pierre-et-Miquelon) — заморское сообщество в составе Франции, расположенное на небольших островах в Атлантическом океане, в 20 км к югу от канадского острова Ньюфаундленд в проливе Кабота.
Виконтство Минерв
Введение 1 История 2 Список правителей Минерва Введение Виконтство Минерв (фр. Vicomtй de Minerve) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Каркассон.
Виконтство Брюникель
План Введение 1 История 2 Список виконтов Брюникеля Введение Виконтство Брюникель (фр. Vicomtй de Bruniquel) — феодальное владение на юге Франции, располагающееся на территории графства Альби.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Бриссо, Жак-Пьер
Жак-Пьер Бриссо́ (фр. Jacques Pierre Brissot; 14 января 1754(17540114), Шартр — 31 октября 1793) (в некоторых источниках Жан-Пьер), прозванный по деревне, в которой он воспитывался, Варвилльским, — один из известнейших деятелей Французской революции.
Пьер I де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Пьер I де Бурбон (фр. Pierre I de Bourbon; 1311(1311) — 19 сентября 1356, около Мопертюи) — 3-й герцог де Бурбон с 1341, граф де Клермон ан-Бовези с 1341, Л’Иль-Журден, де Божоле, принц де Домб, виконт Карла, Мюра, Шательро, сеньор де Шато-Шинон, французский принц и полководец, старший сын герцога Людовика I Хромого и Марии д’Авен.
Премьер-министр Люксембурга
Премьер-министр Люксембурга — название должности главы правительства Люксембурга с 1989 года. До 1857 года глава правительства официально назывался Председатель Совета министров. Затем, с 1857 по 1989 год, Председатель правительства, за исключением 25-дневного правления Матиаса Монжена, который исполнял обязанности председателя Совета министров.
Женевьева Орлеанская
Женевьева Мария Жанна Франсуаза Шанталь Моник Луиза Альберта Жозефина Габриэль Эммануэль Генриетта [1] (фр. Geneviиve Marie Jeanne Franзoise Chantal Monique Louise Alberte Josйphine Gabrielle Emmanuelle Henriette, Нёйи-сюр-Сен, 21 сентября 1901(19010921) — Рио де Жанейро, 22 августа 1983[2]) была третьей дочерью Эммануэля Орлеанского, герцога Вандома и его супруги Генриетты Бельгийской.
Кот, Пьер
Пьер Кот (фр. Pierre Cot; 20 ноября 1895(18951120), Гренобль — 21 августа 1977, Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, Савойя) — французский политический деятель. По образованию — юрист. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928 — 40). В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли.
Ажье, Пьер Жан
Пьер Жан Ажье (фр. Pierre Jean Agier; 1748-1823) — публицист, видный деятель первой французской революции, отлично образованный юрист, председательствовавший в трибуне «десяти», открытого тогда для окончания нерешенных уголовных дел.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Камбон, Пьер Жозеф
Пьер Жозеф Камбон (фр. Pierre Joseph Cambon; 10 июня 1754, Монпелье — 15 февраля 1820, Брюссель) — французский политический деятель. Когда началась Великая Французская революция, Камбон заведовал торговой фирмой. Избранный в Законодательное собрание, а потом и в Конвент (где занимал пост председателя в период с 19 сентября по 02 октября 1793 года), он скоро стал заметен из-за хорошего знания финансов и приобрёл столь большое значение, что Конвент поручил ему управление всеми финансами.
Дюпон де Немур, Пьер Самюэль
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Революция и эмиграция Введение Пьер Самюэ́ль Дюпо́н де Нему́р (фр. Pierre Samuel du Pont de Nemours; 14 декабря 1739, Париж — 7 августа 1817, Гринвилл, США) — французский экономист и политический деятель, представитель школы физиократов.
Сен-Пьер и Микелон
Архипелаг из 8 островов (крупнейшие — Сен-Пьер и Микелон) к югу от острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане; общая площадь — 242 кв. км.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.
Пьер Жюль Сезар Жансен
Жансен, Пьер Жюль Сезар (Janssen, Pierre-Jules-Cesar) (1824–1907), французский астроном.