Joquin Rodrigo
Произведения мастера, оставившего след в новой испанской музыке, остались почти неизвестны в других странах, причиной этого, во многом, стали трагические события второй половины 30-х годов ХХ столетия, ограничившие рост и распространение испанской музыки. Пожалуй, единственно известным и популярным его произведением является «Аранхуэсский концерт». Имя этого мастера – Хоакин Родриго. Уроженец Валенсии, он долго жил в Париже, где имел возможность услышать «Балаганчик» МануэлядеФальи, который произвёл на него сильное впечатление, и познакомился с музыкой Стравинского. Всё это имело важное значение для формирования его композиторского облика. Большое место занимают у него песни и романсы, которые получили всё же признание публики и вошли в исполнительский репертуар.
Хоакин Родриго родился в городке Сахунта (Sagunt) провинции Валенсия 22 ноября 1901года. И с югом Испании – Валенсией, городом голубых и серебряных куполов, лазурного моря, синего, как сапфир неба и воздуха, напоённого ароматом апельсиновых садов, - оказались связаны детские и юношеские годы Хоакина. Но возможности наслаждаться этим волшебством красок маленький Хоакин был лишён: в трёхлетнем возрасте он ослеп. Лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным даром. И тончайший слух Хоакина, подобно вспышке молнии, разорвал мрак ночи. С детских лет музыка стала содержанием его жизни, способом общения. Родителей Хоакина, его первых учителей музыки – Франсиско Антича и Энрике Гома – поражала лёгкость, с которой он научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая основами композиции.
Первые же публичные исполнения сочинений Хоакина – «Два эскиза» для скрипки и фортепиано, «Хуглары» и Канцонетта для оркестра – сделали его имя известным в Валенсии.
Хоакин Родриго – мастер музыкального пейзажа. В его звуковых картинках неизменно преобладают светлые, серебристые краски. Именно поэтому содержание пьесы «Сумерки над Гвадалквивиром» из фортепианного цикла «Четыре андалусских эстампа» можно, точнее выразить, прочитав название так: «От сумерек к свету». Характерны для Родриго романсы на слова неизвестного поэта XVI столетия. Здесь чувствуется стремление композитора обновить привычную сферу испанской камерной музыки.
Среди произведений Родриго особенно интересны его инструментальные концерты. Популярный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром (1939), написанный с блеском и элегантностью, проникнутый биением ритмического пульса и яркий по тембровому колориту, посвящён Рехино Сайнсу де ла Масе и им впервые исполненный в Барселоне в 1940 году. В «Концерте в галантном стиле» для виолончели композитор воскрешает живой юмор и образность сарсуэлы. А в «Концерте-серенаде» для арфы разработаны элементы лютневого стиля, напоминающие о фантазиях Луиса Милана. Всё это полно выдумки и изобретательности, свидетельствует об отличном знании инструментов и понимания особенностей жанра и принадлежит к числу интересных страниц испанской концертной музыки.
Сочинения Хоакина Родриго, созданные им за шесть десятилетий творческой деятельности, - одна из вершин испанской музыки второй половины ХХ века. Могучий талант художника-творца, овладевшего высшими достижениями не только испанского, но и мирового музыкального искусства, в том числе и русского, создал неповторимую галерею национальных образов –Испанию Хоакина Родриго.
Кроме принесшего, Хоакину Родриго, мировую славу «Аранхуэсского концерта», композитором были созданы такие концерты, как Концерт-мадригал для двух гитар с оркестром, Андалусский концерт для четырёх гитар с оркестром. Среди сочинений Родриго для гитары-соло – «Похвала гитаре» и пьеса «Приглашение и танец», написанная в память Мануэля де Фальи и получившая первую премию на Международном конкурсе гитаристов в 1961 году во Франции.
Вклад Хоакина Родриго в современный гитарный репертуар уникален. И в этом немалую роль сыграли творческие контакты композитора с Андресом Сеговией. Для Сеговии Родриго создал цикл «Три испанские пьесы» (Фанданго, Пассакалия, Сапатеадо).
Особой популярностью пользуется Фанданго. В исполнении Сеговии пьеса предстаёт красочной, многоплановой сценкой. Это роднит её с «Фанданго при свечах» ЭнрикеГранадоса из фортепианного цикла «Гойески» - одного из высших достижений испанской музыки. Фанданго, Хоакина Родриго, начинаясь с трёх резких аккордов «пальцы-кинжалы» гитариста словно разрезают воздух, вводя слушателей в атмосферу, где царит импровизация.
Фанданго, написанное для Сеговии, было своего рода подготовкой для создания «Фантазии для благородного рыцаря», одного из высших достижений Хоакина Родриго. Но путь от замысла до завершения длился несколько лет. В 1951 году Сеговия обратился к Родриго с просьбой написать для него концерт для гитары с оркестром. Но композитор не был склонен после Концерта «Аранхуэс» создавать новый концерт. Он предпочёл написать сюиту на темы Гаспара Санса. Лишь только в самом конце 1957 года Родриго завершил свой замысел, а уже через два с половиной месяца – 13, 14 и 15 марта 1958 года в Сан-Франциско состоялась премьера «Фантазии для благородного рыцаря». Оркестром дирижировал известный испанский музыкант Энрике Хордá. Солистом выступил Андрес Сеговия. Успех был огромным, и через несколько недель «Фантазия» была записана на грампластинки в Нью-Йорке. На премьере присутствовал Хоакин Родриго и его супруга Виктория – известная пианистка и помошница композитора. После триумфальной премьеры Родриго и Сеговия обменялись шутливыми комплиментами: «А ведь я боялся сочинять для такого великого гитариста», - заметил Родриго. На что Сеговия ответил: «А я боялся исполнять сочинения такого великого композитора».
Отвечая на вопрос о тематической основе «Фантазии для благородного рыцаря», Хоакин Родриго писал: «Вдохновлена она знаменательным испанским гитаристом Гаспаром Сансом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Часть тем, взятых из сочинений Санса и использованных в «Фантазии», - народного происхождения» (из письма Х.Родриго М.Вайсборду) Темы, о которых говорит Хоакин Родриго, взяты им из книги Гаспара Санса «Instruccion de Musica sobre la guitarra Española», изданной в Сарагосе в 1774 году, куда вошли пьесы «Españoleta», «Gallarda y Villano», «Danza de la Hachas», «La miñosa de Cataluna», «Canarios».
Родриго внёс значительный вклад в решение проблемы «взаимоотношений» оркестра и гитары с её относительно слабым звучанием. И здесь Родриго учитывал достижения Сеговии, которые восполняли этот «недостаток» другими свойствами. Не случайно Игорь Стравинский, обращаясь к Сеговии, сказал: «Ваша гитара звучит тихо, но далеко». И это, по словам Сеговии, именно так, потому что звук гитары обладает проникающей силой. Один флажолет в состоянии наполнить «Фестиваль Холл» (Огромный концертный зал Лондона).
Создавая «Фантазию», Родриго стремился не к усилению звучания гитары, а к равновесию между оркестром и гитарой, в котором «слабость» гитары становилась её силой.
В этом сочинении Родриго выступает новатором в области колорита. Сочетание гитары с медными и деревянными инструментами оркестра рождают неповторимо прекрасные, ранее неизвестные звучания. «Фантазия для благородного рыцаря» длится около двадцати минут. Двадцать минут непрерывного потока меняющегося тембрового освещения, необычных дивных звучаний!
Родриго – автор трудов по истории испанской музыки. В течение ряда лет он возглавлял кафедру «Мануэль де Фалья» в Мадридском университете. Он являлся доктором honoris causa Саламанского университета, членом Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Здесь, в Мадриде, 6 июля 1999 года был завершён жизненный путь этого замечательного испанского композитора.
Список литературы
Мартынов И. Музыка Испании. М., Советский композитор 1977.
Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.
Другие работы по теме:
студентки II курса
Для Корнеля как представителя культуры XII века характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Его герои глубоко размышляют о том, что происходит в их жизни, сами творят свою судьбу
Георг Фридрих Гендель
Жизненный и творческий путь Г. Ф. Генделя. Характеристика творческого стиля Генделя.
Опера Джузеппе Верди "Дон Карлос" (Don Carlos)
Опера в пяти действиях; либретто Ж. Мери и К. дю Локля по драме Ф.Шиллера "Дон Карлос, инфант Испанский". Первая постановка: Париж, "Гранд-Опера", 11 марта 1867 года. Четырёхактная редакция: французское либретто К. дю Локля.
Краткое содержание Песнь о моем Сиде испанская эпическая поэма
Сид — главный персонаж поэмы, национальный герой Испании. Исторический прототип героя Родриго Диас де Бивар по прозвищу Сид жил во второй половине XI в. и умер в 1099 г. Близость поэмы к породившим ее историческим событиям оказала влияние на стилевые особенности этого произведения, которые сильно отличаются от французского героического эпоса.
Жизнь и творчество испанского писателя Сервантеса Сааведра
Детство и семья Сервантеса. Служба на корабле "Маркеза", пять лет плена. Работа над романом "Дон Кихот". Произведения, создаваемые писателем на протяжении пятнадцати последних лет. Писатель ушел, но странствия "Дон Кихота" по земле продолжаются.
Романсеро
Предания и легенды о крушение вестготского королевства носили на себе печать двойственного влияния: арабского и христианского (северные провинции). Примешивались и отголоски европейской рыцарской интерпретации.
Мигель де Унамуно. Авель Санчес
Книга открывается коротким авторским уведомлением, что после смерти Хоакина Монегро в его бумагах были обнаружены записки, что-то вроде «Исповеди», обращённой к дочери покойного. Записки эти кое-где иллюстрируют историю, рассказанную автором.
Поль Клодель. Атласный башмачок
Действие развертывается в конце XVI или начале XVII в. на четырех континентах, везде, где у Испании есть какие-либо владения или где она пытается еще что-то завоевать, а также на морских просторах.
Алессандро Мандзони. Обрученные
Дон Аббондио, священник маленькой деревеньки, расположенной в той части озера Комо, где оно заворачивает к югу между двух горных кряжей и все изрезано выступами и заливами, на закате дня 7 ноября 1628 г. возвращается домой после приятной прогулки.
Отелло (Othello)
Уильям Шекспир (Williame Shakespeare) 1564-1616. Трагедия (1604). Английская литература.
Охеда, Алонсо де
Алонсо де Охеда (Alonso de Ojeda) — один из спутников Колумба, который в мае 1499 г. возглавил экспедицию, открывшую остров Кюрасао, озеро Маракаибо, берег Гвианы, устье реки Ориноко и бухту, названную за сходство с Лагуной «малой Венецией».[1] Среди его спутников были купец Америго Веспуччи, картограф Хуан де ла Коса и нотариус Родриго де Бастидас.
Альфонсо Кано
Введение 1 Биография 1.1 Детство, юность, студенческие годы 1.2 Деятельность в FARC 1.3 Деятельность в качестве лидера FARC Список литературы Введение
Анри де Монтескальозо
Введение 1 Происхождение 2 Прибытие на Сицилию 3 Интриги и заговоры 4 Источники Введение Родриго (на Сицилии принял имя Анри), граф де Монтескальозо (умер после 1172 года) - наваррский принц из династии Хименес, принимал активное участие в политической жизни Сицилийского королевства в эпоху регентства его сестры Маргариты Наваррской.
Адоскин, Анатолий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Роли в кино Список литературы Введение Анатолий Михайлович Адоскин (род. 1927) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист России (1996)[1][2].
Рабочая партия марксистского единства
Введение 1 История 2 Международные связи 3 ПОУМ в искусстве и примечания Введение Рабо́чая па́ртия маркси́стского еди́нства (исп. Partido Obrero de Unificaciуn Marxista, POUM) — марксистская партия, существовавшая в 1930-е годы в Испании.
По ком звонит колокол
Введение 1 Сюжет 2 Персонажи 3 Экранизация Список литературы Введение «По ком звонит колокол» (англ. For Whom the Bell Tolls) — роман Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании.
Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса
Введение 1 История Список литературы Введение Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса (исп. Frente Patriуtico Manuel Rodrнguez) — чилийская леворадикальная организация, боровшаяся с диктатурой Пиночета. Была создана в 1983 г. как вооружённое крыло КПЧ и взяла название в честь чилийского национального героя-борца за независимость страны — Мануэля Родригеса.
Акунья Нуньес, Хуан Виталио
Введение 1 Биография 1.1 Кубинская революция 1.2 В Боливии 1.3 Последний рейд 1.4 Последний бой Список литературы Введение Хуан Виталио Акунья Нуньес (исп. Juan Vitalio Acuсa Nuсez , 27 января 1925 года, Нигуэро (Niquero), провинция Ориенте, Куба — 31 августа 1967 года, переправа Иесо близ города Вальягранде, департамент Санта-Крус, Боливия) — кубинский военный деятель, один из активных участников Кубинской революции, член ЦК Коммунистической партии Кубы, майор.
Герцог Лерма
Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, 1-й (исп. Francisco Gуmez de Sandoval y Rojas, Duque de Lerma, 1552/1553, Севилья — 1625, Вальядолид) — испанский государственный деятель, фаворит («валидо») короля Филиппа III, поручившего ему государственные дела.
Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти
План Введение 1 Создание и структура 2 История 3 Персоналии Список литературы Введение Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (исп. Frente Farabundo Martн para la Liberaciуn Nacional, FMLN) — политическая партия левой ориентации, одна из двух крупнейших партий в Сальвадоре. ФНОФМ являлся одной из сторон Гражданской войны в Сальвадоре.
Иньиго Хименес
И́ньиго Химе́нес (исп. Нсigo Ximenes) (конец VIII—начало IX веков) — отец первого короля Памплоны (Наварры) Иньиго I Аристы. Как первый засвидетельствованный в исторических источниках предок ранних королей Памплоны, он считается родоначальником династии Ариста.
Беккер, Густаво Адольфо
План Введение 1 Биография и творчество 2 Признание 3 Публикации на русском языке Введение Густаво Адольфо Беккер (исп. Gustavo Adolfo Bйcquer, настоящее имя Густаво Адольфо Домингес Бастида, исп. Gustavo Adolfo Domнnguez Bastida; 17 февраля 1836, Севилья — 22 декабря 1870, Мадрид) — испанский писатель-романтик.
Песнь о моём Сиде 2
«Песнь о моём Сиде» (Cantar de mнo Cid) — памятник испанской литературы, анонимный героический эпос (написан после 1195, но до 1207 года) неизвестным певцом-хугларом). Единственный сохранившийся оригинал поэмы о Сиде — рукопись 1307 года, впервые изданная не раньше XVIII века.
Пуч Антик, Сальвадор
План Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Сальвадор Пуч Антик (кат. Salvador Puig Antich, 30 мая 1948 — 2 марта 1974) — испанский (каталонец) анархист и антифашист, член Иберийского движения освобождения. Его казнь с помощью гарроты по приговору франкистского режима вызвала сильный международный резонанс, после чего Франко пришлось отказаться от такой формы казни.
Норамбуэна, Маурисио
Маурисио Андрес Эрнандес Норамбуэна (исп. Mauricio Andrйs Hernбndez Norambuena, псевдоним — comandante Ramiro , 23 апреля 1958, Вальпараисо) — чилийский революционер, один из основателей и руководителей Патриотического Фронта им. Мануэля Родригеса.
Педро I король Арагона
Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 См.также Список литературы Введение Педро I Санчес (исп. Pedro I de Aragуn, кат. Pere I d'Aragу; ок. 1068/1069 — 27 сентября 1104) — король Арагона и Памплоны (Наварры) с 1094 года, граф Рибагорсы и Собрарбе с 1085 года, сын Санчо Рамиреса, короля Арагона и Наварры, и Изабеллы Урхельской, дочери Эрменгола III, графа Урхеля.
Гранада (Granada)
Гранада (или Гренада) - небольшой город в Южной Испании, в Андалусии, у северо-западного склона Сьерры-Невады, при слиянии двух рек - Хениль и Дарро. Административный центр провинции Гранада.
Гаспар Санз
Франсиско Бартоломе Санз родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda (которое я так и не нашёл на карте) провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом.
Constantine Cotsiolis
Константин Кочолис /Constantine Cotsiolis/ - греческий гитарист, родился в 1957 году. В одиннадцатилетнем возрасте дал свой первый сольный концерт в афинском зале “Парнассос”.
Хоакин Турина
Первые десятилетия ХХ века были ознаменованы в испанской музыке выдвижением ряда новых композиторских имён, которые хотя и не превзошли лучшие достижения музыкальной «Тройки» ренасимьенто, но внесли немалый вклад в родную музыку.
Сид Кампеадор
Знаменитый Сид Руй Диас /Cid Roy Diaz/ (ок.1043-1099гг.) оставил о себе память как один из наиболее выдающихся деятелей реконкисты.
Нарсисо Йепес
Испанский гитарист Нарсисо Йепес, наряду с Андресом Сеговией, принадлежит к наиболее выдающимся современным исполнителям на гитаре.