Ю.А. Шичалин
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.
Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: первая — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; вторая — «Асклепий» (лат. перевод не дошедшего на греч. языке герметического трактата, не принадлежащий А.), «Об истолковании» (руководство по риторике 3—4 вв., содержащее ссылку на А.), речь «О божестве Сократа», аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (свободный лат. перевод псевдо-аристотелевского трактата) и «Платон и его учение». Последний — один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии.
Отмечая, что Платон первый объединил три части философии, А. не дает изложения логики, считая первой частью философии физику, которая делится на теологию, космологию и антропологию. Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях: умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из четырех элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». А. различает провидение, или Божественную мысль, правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или Божественный закон, в силу которого исполняется замысел Божий; и случай (fortuna). Наряду с этим он оставляет место свободной воле. Подчеркивая трансцендентность первого Бога, А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов.
Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни, включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании Богу и о гос-ве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности, о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальное гос-во как результат сочетания монархии, олигархии и демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности филос. сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.
Список литературы
Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988
De philosophia libri. Leipzig, 1908
Opuscules philoso-phiques et fragments. Paris, 1973.
Regen F. Apuleius Philosophus platonicus. New York, 1971
Dillon J. The Middle Platonists. London, 1977.
Другие работы по теме:
Краткие сведения из истории латинского языка
Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Он называется «латинским» (Lingua Latina), так как на нем говорили латины (Latini —одно из племен древней Италии), населявшие небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. до н. э. (в 753 г., как считают древние историки) стал город Рим (Roma поэтому жители Лация называли себя также «римляне» (Romani).
Апофатизм, или Негативная теология
Метод абстракции и интеллектуальная интуиция. От невозможности мыслить к невозможности говорить. Апофатизм и христианство. Апофатизм, язык и мистика.
Огромное меньшинство
Список "великих гомосексуалистов": Сократ, Платон, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Шуберт, Вагнер, Чайковский и др..
Древнеегипетская "Книга Амдуат"
Древнеегипетские предания о потустороннем мире. Фигуры, характеризующие различные аспекты бога Солнца. Два основных направления в загробном мире. Странствие Солнца через подземный мир Дат как главная мысль полной иллюстрированной версии "Книги Амдуат".
Египетская религия
как основа христианской мифологии. Kemet – так называли свою страну древние египтяне. История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Остатки религиозных представлений, символики, магии легли в основу таких мировых религий как христианство, ислам, иудаизм, а так же различных сект.
Психотерапия в особых состояниях сознания
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и использовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улучшить состояние здоровья или уменьшить физические и душевные страдания.
Литературный герой ЛУЦИЙ
Луций лат. Lucius герой романа Л. Апулея Метаморфозы II в н э Поначалу роман имел только это название но в V в. Аврелий Августин назвал его. Осел Asinus.
Литературный герой АМУР и ПСИХЕЯ
Амур и психея лат. Amor et Psyche герои новеллы сказки Л. Апулея входящей в его. Метаморфозы II в н э Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях любовниках с философскими понятиями.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Значение всех животных
Может разделять символизм бабочки, олицетворяющей бессмертие и регенерацию. У американских индейцев олицетворяет вихрь, быстроту и активность. У китайцев - лето, нестабильность, слабость. У японцев национальная эмблема - Остров Стрекозы, но также и символ безответственности, ненадежности.
Счастье и долг в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования героев преподносятся сквозь призму авторского восприятия.
Идейно-художественное содержание романа Апулея Метаморфозы или Золотой осёл
Идейно-художественное содержание романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл». Тезисы лекции Апулей родился в 125 году в г.Мадавре римской провинции Нумидии, учился в Карфагене и в Афинах, имел адвокатскую практику в Риме, подолгу путешествовал, в том числе на Восток, затем вернулся в Африку, где вёл жизнь странствующего ритора и софиста.
Традиционализм и новаторство римской литературы
Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.
Сказки: литературные и фольклорные
Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.
Древнеримская литература эпохи империи
Государственная политика Октавиана Августа в произведении "Деяния божественного Августа" для популяризации идей римского принципата. Стихотворения Вергилия, написанные во время гражданской войны. Проповедь ухода в частную жизнь Сенеки для рецитации.
Аверинцев С.С. "Античный риторический идеал и культура возрождения"
В знаменитом антиаверроистском памфлете 1367 г. "О невежестве своем собственном и многих других" Петрарка обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть "цицеронианцем". На слово "Ciceronianus" падала тень от укоризненных слов Христа, услышанных во сне блаженным Иеронимом за тысячелетие без малого ранее: "Ciceronianus es, поп Christianas"."Конечно, - заявляет Петрарка, - я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение".
Культура Древнего Рима
Условность термина "Древний Рим". Римская скульптура, живопись, литература. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи. Градостроительство, архитектура, скульптура, живопись, литература и культура Древнего Рима в императорский период.
«Начала» Эвклида
Важнейший математический труд гениального Эвклида «Начала» имеет весьма почтенный возраст — свыше двух тысячелетий.
Государственный переворот
План Введение 1 Государственные перевороты Древнего мира до 476 г 2 Государственные перевороты Средних веков с 476 по 1600 3 Государственные перевороты Нового времени 1600—1900
Дидий Юлиан
План Введение 1 Карьера 2 Покупка престола 3 Гибель 6 Источники Введение Дидий Юлиан (полное имя Марк Дидий Север Юлиан, лат. M. Didius Severus Iulianus, 30 января 133, Медиолан — 1 июня 193, Рим) — римский император (28 марта — 1 июня 193).
Египет, фараоны, мумии
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
История Греции и Европы
Периоды развития Греции (крито-микенский, архаический, классический, гомеровский), Рима (Этрусский, период республики и империи) и Европы.
История развития латинского языка
Латинский язык как один из наиболее древних письменных индоевропейских языков и основа письменности многих современных языков. Основные этапы, характерные с точки зрения внутренней эволюции латинского языка и его взаимодействия с другими языками.