В. Фриче
Арватов Борис Игнатьевич [1896–] — искусствовед и литературовед, деятель Пролеткульта, один из теоретиков Лефа (см.), автор ряда работ (гл. обр. статей) по вопросам ИЗО и поэзии, наиболее выдающийся представитель «формально-социологического» метода (см. «Методы литературоведения»), основы которого им изложены в статье «О формально-социологическом методе» («Печать и революция», № 3, 1927).
Отвергая «имманентную» точку зрения чистых формалистов, лишавшую их возможности «дать помимо хронологической и структурной морфологии более глубокое, исчерпывающее объяснение закономерностям, наблюдаемым в истории литературы», равно как и точку зрения ортодоксального марксизма об общественной (классовой) психоидеологии или идеопсихологии как субстрате («содержании») поэтических произведений, А. рассматривает литературу как «профессиональную практическую общественную систему литературного труда, обладающую своей техникой, экономикой и своими надстройками».
Хотя литература как профессиональная система литературного труда и «функционирует как часть всей общественной системы в целом» и хотя «механизм переработки материала (т. е. жизни) в лит-ую форму» надлежит изучать как механизм «социальный и профессиональный, детерминированный общими законами исторического развития», однако профессиональный момент главенствует и даже действует исключительно, ибо «материал и структура литературного произведения определяются общественным способом его производства и общественным способом его потребления».
«Исходными пунктами» формально-социологического метода исследования литературных произведений являются поэтому «типы литературного сотрудничества и присвоения, техника обработки материала, работа на потребителя, по заданию, по свободному соглашению, на заказ, на вольный рынок, в виде журнала, газеты, альманаха, индивидуальной книги, устного или письменного изложения и т. д.». Так смена индивидуалистической и не «тенденциозной» дооктябрьской литературы литературой общественной и «тенденциозной» объясняется формально-социологическим методом тем, что до Октября «писатель представлял собой одиночку-товаропроизводителя, обособленного ремесленника, производившего на безличный рынок, который состоял из индивидуальных покупателей», а после Октября профессиональное положение писателя изменилось, ибо «Октябрьская революция, национализировавшая промышленность, во многом национализировала, частично коллективизировала и литературное хозяйство», произошло «огосударствление писателей», а с другой стороны «конкретный потребитель был соединен в заводские, профессиональные и прочие коллективы». В итоге — «производство на общественного потребителя, потребность в политической отчетливости заставили художников перейти к тенденциозным сюжетам».
Отвергая принципиально общественную (классовую) психологию и идеологию как определяющее литературные формации и лит-ую эволюцию начало, формально-социологический метод на практике часто именно ими объясняет литературные явления. Так для объяснения упадка «большой поэтической формы, последним реализатором которой был Пушкин», решительно отметается «смена общественных идей» и «смена общественной психологии», а приводятся факторы именно этого порядка, — на фоне «развития промышленно-товарного хозяйства», «первое появление разночинцев-интеллигентов, рост городов, укрепление буржуазии с ее индивидуальным бытовым укладом, семейственностью, комнатно-квартирным уютом, расширение просветительски-конкретных нужд общества, требовавшее грандиозных по размеру сюжетных планов» и т. д.; в силу этих условий «большая поэтическая форма» оказалась неподходящей для развертывания сюжета, и Пушкин (см.), Лермонтов (см.), Гоголь (см.) переходят к повести, к роману, — к прозе.
Если в данном примере профессиональный момент исчез из объяснения данного литературного явления, то он появляется при объяснении смены большой поэтической формы (Пушкин) — малой [Тютчев (см.)], смены, вызванной появлением (на фоне роста буржуазии) «кадра индивидуальных и обособленных художников-товаропроизводителей». Т. к. в 60-х гг. профессиональное положение писателя в этом смысле не изменилось, то следовало бы заключить, что «большая поэтическая форма» не стала в эту эпоху возможностью, однако, как известно, она снова появляется у Некрасова (см.) и появляется не в силу профессионального момента, а «ввиду огромного общественно-политического движения, положившего начало народничеству». Так формально-социологический метод, благодаря неправильности исходной точки зрения, вынужден давать литературным явлениям или неубедительное истолкование, или же сходить с своей собственной позиции, или же наконец объяснять те или иные литературные явления одного порядка то профессиональным моментом, то напротив «общественно-политическими движениями».
Список литературы
А.: Искусство и классы М., 1923
Контрреволюция формы, «Леф», № 1, 1923
Синтаксис Маяковского, «Печать и революция», кн. 1, 1923
К марксистской поэтике, сб. «На путях к искусству», М., 1926
Современный художественный рынок и станковая картина, «Новый Леф», № 2, 1928. Статьи А. собраны в сборнике «Социологическая поэтика», М., 1928.
Другие работы по теме:
Эссе по фильму Осенний марафон
Абдурахманова Марьяна – СОЦ-Д-4 ЭССЕ По фильму «Осенний марафон» Нашему вниманию был предложен фильм Георгия Данелия «Осенний марафон». На основе сюжетной линии фильма следовало разобрать типологию социологических доминант социальной коммуникации на принципе коммуникативной ситуации «профессор- сантехник».
Приставкин АИ
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома (в те годы под Москвой было более 200 детских домов, "сражавшихся" между собой), работал в Серноводске на консервном заводе.
Рассказы о животных
Борис Степанович Житков, один из зачинателей отечественной детской литературы, написал много замечательных произведений о природе и животных. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная кошка», «Про обезьянку» и другие.
Народ и власть по трагедии Борис Годунов
Автор: Пушкин А.С. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы...
Народ в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Трагедия "Борис Годунов" была написана Пушкиным в 1825 году. Пушкина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции).
Образ Бориса Годунова
Автор: Пушкин А.С. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Харчук Борис
(1931 — 1988) Народився Борис Микитович 1931 року в селі Лози Збаразького району. Навчався на філологічному факультеті Кременецького педагогічного інституту. Згодом його було вигнано звідти за складання пародій на керівництво вузу. Продовживши навчання в Полтавському педінституті, Харчук вступає на Вищі московські літературні курси.
Последнее свидание Катерины и Бориса
Автор: Островский А.Н. В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки,которая не смогла сражаться за свою любовь.
Стругацкие
Аркадий Натанович (1925 - 1991) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал редактором.
Капитанская дочка фильм, 1958
Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Технические данные 5 Премии Введение «Капита́нская до́чка» — советский художественный фильм по одноимённой повести А. С. Пушкина.
Александров, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Признание и награды Список литературы Введение Борис Владимирович Александров (1949—2010) — артист Ульяновского областного драматического театра, народный артист России (2002)[1].
Живокини, Василий Игнатьевич
Василий Игнатьевич Живокини (1805[1] или 1807, Москва, Российская империя — 30 (18) января 1874 года, Москва, Российская империя) — знаменитый московский комик XIX века, работал в Малом театре; сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли.
Поливанов, Юрий Игнатьевич
Ю́рий Игна́тьевич Полива́нов (1751—1813) — генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года. Происходил из дворян Калужской губернии, родился в 1751 году, сын бывшего солдата лейб-гвардии Преображенского полка Игнатия Ивановича Поливанова.
Авилов, Борис Васильевич
Борис Васильевич Авилов (родился в 1874 году, партийные клички: «Павел Павлович», «Борис», "Тигров), сын чиновника, по образованию юрист, по профессии адвокат. К революционному движению , примкнул будучи студентом;дважды высылался Москвы за участие в студенческом движении. По окончании университета вел революционную работу в Петербурге, Астрахани, Калуге, Баку, Харькове, где играл руководящую роль в местной организации, выступал на митингах и собраниях как последовательный большевик .
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Лукин, Владимир Игнатьевич
Введение 1 Биография 2 Литературное творчество 4 Источники Введение Влади́мир Игна́тьевич Луки́н (8 июля 1737, Санкт-Петербург — 9 июля 1794, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, писатель, крупный масонский деятель.
Бибиков, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре 3.3 Фильмография Список литературы Введение Борис Владимирович Бибиков (1900—1986) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии третьей степени (1950), заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1959).
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Сарафов, Борис Петров
Введение 1 Семья 2 Молодость 3 Аттентаты и дальнейшая карьера 4 Илинденское восстание 5 Распад ВМРО 6 Убийство Список литературы Введение Борис Петров Сарафов (12 июня 1872, Либяхово, Османская империя — 28 ноября 1907, София, Болгария) — выдающийся болгарский политический деятель, офицер, руководитель ВМОК в 1899—1901 годах.
Мадьяр, Людвиг Игнатьевич
План Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Книги Введение Лайош Мадьяр Людвиг Игнатьевич Мадьяр или Лайош Мадьяр (венг. Ludwig (Lajos) Magyar, настоящее имя — Мильхофер или Мильгорф Лайош, 25 ноября 1891, Иштванди, комитат Шомодь — 2 ноября 1937, СССР) — венгерский историк-китаевед, политолог и экономист.
Чаплиц, Ефим Игнатьевич
Чаплиц, Ефим Игнатьевич Ефим Игнатьевич Чаплиц (1768—1825), генерал-лейтенант. Биография Происходит из древнего польского дворянского рода и начал службу в польской армии, из которой 15 октября 1783 принят в русскую с чином секунд-майора белорусской хорунги, а в 1788 переведён в штаб кн. Потёмкина и был при начале осады Очакова, при взятии Бендер и Измаила; в последнем деле он начальствовал колонною охотников и отбил вылазку неприятеля из Бендерских ворот, за что, по представлению Суворова, получил орден св.
Балабан, Борис Александрович
План Введение 1 Биографические данные 2 Постановки 2.1 В театре «Березиль» 2.2 В Украинском драматическом театре имени Франко Введение Борис Александрович Балабан (укр. Борис Олександрович Балабан) (23 декабря 1905 (5 января 1906), Харьков, Украина – 8 марта 1959, Киев) – украинский советский театральный актёр и режиссёр.
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Борис Вячеславич
Борис Вячеславич(† 3 октября 1078), сын смоленского князя Вячеслава Ярославича († 1057).
Райнштейн, Борис
Борис Райнштейн (англ. Boris Reinstein; 1866-1947) — политический деятель США, социалист. Родился в России. Из-за своих политических взглядов эмигрировал в США, где становится активистом Социалистической рабочей партии Америки (англ.)русск.. Выдвигался СРПА на пост вице-губернатора штата Нью-Йорк в 1904 (на пост губернатора выдвигался Даниэль Де Леон) и в 1916 (на пост губернатора выдвигался Иеремия Кроули).
Сераковский, Сигизмунд Игнатьевич
Сигизмунд Игнатьевич Сераковский Зы́гмунт Серако́вский (польск. Zygmunt Sierakowski); 18 (30) мая 1826, с. Лисовое Луцкого уезда Волынской губернии (теперь Маневичский район Волынской области, Украина) — 15 (27) июня 1863) — капитан русского Генерального штаба, участник польского восстания 1863—1864 годов.
Амарантов, Борис Георгиевич
Бори́с Гео́ргиевич Амара́нтов (19 сентября 1940 — 3 марта 1987 Москва) — артист оригинального жанра, режиссёр. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Фок, Борис Борисович
Фок, Борис Борисович Борис Борисович Фок (1760—1818), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография «Из голштинских дворян лютеранского закона российский уроженец». На службе с 8 июня 1775 г. сержантом Бомбардирского полка. 9 января 1785 г. получил чин подпоручика, в следующем году назначен флигель-адъютантом чина капитанского.
Борис
Русский святой. Борис (в крещении Роман) Владимирович — любимый сын великого князя Владимира. По начальной киевской летописи, рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов.
Приставкин А.И.
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище.
Стругацкие
Стругацкие Аркадий Натанович (1925 - 1991) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы.