А. Д. Седельников
Аввакум, протопоп [1620–1682] — один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А. уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по новогреческим образцам [1653], А. со всей силою темперамента выступил на защиту старины уже как лицо, известное царю Алексею и московским придворным кругам. Дальнейшая жизнь А. проходит в ссылках (в Тобольск, в Даурию, на Мезень, в Пустозерск), прерывавшихся дважды вызовами в Москву: в 1664 — для уговоров его, влиятельного главаря старообрядцев, и в 1666 — для суда над ним с участием вселенских патриархов. Суд лишил его сана, проклял и приговорил к заточению. В 1682 А. вместе с тремя другими раскольниками-учителями сожжен на костре.
Его лит-ое наследие, помимо истолковательных бесед на тексты писания, состоит из многочисленных (свыше 40) посланий и челобитных и из «жития» — автобиографии. Идейная сторона всех этих сочинений — в порицании никонианства, возглавляемого патриархом — предтечей антихриста, в доказательствах преимущества старой веры и в религиозно-догматических рассуждениях, иногда переходящих в теорию старообрядческой общины (о беспокойстве, о самосожжении как очистительной мученической смерти). Неуравновешенностью натуры, подверженностью бредовым идеям и галлюцинациям объясняется наличие всякого рода «видений», в к-рые автор сам искренно верит и к-рыми пользуется, доказывая свою мысль; отсюда же логические ошибки в выводах и крайняя подчас пестрота аргументов. Речь А. — простонародная, хотя местами и с подражанием риторике.
Замечательным памятником старорусской лит-ры является «Житие» А. — его автобиография. «Житие» проникнуто, с одной стороны, некоторым агиографическим колоритом (стилевые недомолвки в рассказе), с другой — и по преимуществу — необычайной реальностью содержания и яз. Страстный темперамент А. ярко обрисовывается в многочисленных бытовых черточках и рассказах в его «Житии». По рассказу Аввакума он то отнимает у некоего «начальника» девицу, свою прихожанку, то из ревности по вере гонит зашедших в село скоморохов, причем ломает у них хари (маски) и бубны, а их плясовых медведей бьет и пускает на волю, то наотрез отказывается благословить «брадобритца», сына боярина Шереметьева. В результате таких поступков А. часто сам оказывается потерпевшим, изгнанным, побитым, брошенным в реку, — но неизменно смотрит на себя как на ревнителя веры, гонимого за веру. Столь же своеобразны стиль и композиция «Жития» — «простодушно деловой сказ то разнообразится перебоем восклицательных и вопросительных интонаций, торжественным чтением библейских текстов, к-рое временами переходит в ораторскую речь, проповедь, то уснащается каламбурами, шутливыми народными присловьями, двустишиями, лишь слабо связанными с искусственной — виршевой поэзией» (В. Виноградов).
Яркий изобразительный талант вместе с авторитетностью А. среди старообрядческой массы вызвал к жизни целую плеяду писателей, идеологически и стилистически родственных А. Сюда относится деятельность братьев Денисовых, Павла Прусского и др., а также большое количество анонимной лит-ры народного характера («Сказание о граде Китеже», «Об Опольском царстве», «О картофеле и о табаке», стихотворные плачи, сектантские паспорта в стихах и т. д.).
Список литературы
Мякотин В. А., Протопоп А., СПБ., 1894
Бороздин А. К., Протопоп А., Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в., СПБ., 1898; изд. 2-е., СПБ., 1900
Виноградов В. В., О задачах стилистики, Наблюдения над стилем «Жития» протопопа А., «Русская речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923.
Другие работы по теме:
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Старообрядчество
Старообрядчество (староверие) — это общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской Православной Церкви и отказавшихся принять церковную реформу.
Никон и Аввакум как оппоненты
Противостояние Никона и Аввакума не было только противостоянием двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки с пробуждающимся самосознанием народа.
Протопоп Аввакум Петров
Перевезенцев С. В. Протопоп Аввакум Петров (1620–1682) — крупнейший деятель раннего старообрядчества, писатель, публицист, автор автобиографического "Жития" и других произведений.
Слово мудрое, чистое, родное
Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство - русский язык - досталось нам от прошедших веков? Ведь язык - основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.
Проблемы барокко и сочинения Аввакума
А. А. Морозовым уже достаточно давно было высказано мнение о принадлежности сочинений Аввакума (прежде всего, его Жития) к литературе барокко. В самом деле, у Аввакума (особенно в Житии) встречаются, как будто, черты барочной словесности.
“Повесть о видении некоему мужу духовну”
В основе “Повести” — запись видения, явленного в Москве 12 октября 1606 г. Эту запись осуществил протопоп Благовещенского собора Терентий, который и стал автором “Повести”. Так было зафиксировано первое из многочисленной чреды “чудесных видений”.
На Руси московской
Общепризнанно, что русский национальный язык сложился на основе говора Москвы. Период становления Москвы как столицы Русского государства был весьма важным и для развития русского литературного языка.
О чем заставили меня задуматься произведения древнерусской литературы
Автор: Разное Древняя русская литература очень интересна, хотя иногда не совсем понятна. Во многом восприятие текста зависит от стиля, которым он написан. С тех пор многое слова устарели и вышли из употребления, другие изменили своё первоначальное значение, на их месте появились новые. Из-за этих изменений становится трудно понять, о чем говорится в тексте.
Соборяне
Автор: Лесков Николай. Предмет рассказа составляет «житье-бытье» представителей старгородской «соборной поповки»: протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына.
Роман Ю. Бондарева "Игра"
Поиск истины, жизнь и судьбы современной русской интеллигенции в романе, острое неприятие бездуховной потребительской "культуры" Запада. Черты характера и высокомерие главного героя кинорежиссёра Крымова, его принципы и убеждения, значимость фигуры.
XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол
Доктрина "Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия.
Судьба мазепинцев
К вопросу о судьбе мазепинцев, перешедших на сторону России в канун Полтавской победы (на примере канцеляриста Якова Гречаного).
Бочкарёв, Василий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Василий Иванович Бочкарёв — советский, российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист России (1995), лауреат государственной премии России (2003) [1].
Протопоп Аввакум, его взгляды и убеждения
План: стр. Введение 2 Жизненный путь, мучения и страдания Аввакума. Начало жизненного пути 3 Церковный раскол 6 Сибирская ссылка 8 Неистовый пророк 9 Пустозерские старцы 12
Шествие на осляти
Голландская гравюра XVII в. Шествие на осляти — обряд, совершаемый в праздник Входа Господня в Иерусалим. В письменных источниках упоминается с XVI века. В XVI веке шествие совершалась только в Кремле. С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).
Иргенские мученики
План Введение 1 Жизнеописание 1.1 История смерти 2 Почитание 2.1 Место погребения 2.2 Мощи Список литературы Иргенские мученики Введение Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиной — воины из отряда воеводы Афанасия Пашкова, замученные им 1656—1662 годы в Иргенском остроге. Почитаются в Русской православной церкви как мученики — «Симеон, Киприан, Иосиф, Василий и иже с ними, Иргенские, Сибирские».[1] Память совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице — День всех святых, в земле Российской просиявших.
Русская церковь в 17 в. Раскол
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Контрольная работа По предмету: Отечественная история Тема: Русская церковь в 17 в. Раскол.
Раскол русской православной церкви причины раскола
РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ 1. Причины церковной реформы Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.
Церковный раскол, его сущность и социокультурные последствия
Церковный раскол, его сущность и социокультурные последствия История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России – Смутное время – естественно также не могло не сказаться и на ее положении.
Раскол и старообрядчество
Церковная реформа и борьба с ней. Духовный потенциал старообрядчества.. Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.
Народные движения XVII в.
XVII век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения народных масс — был насыщен народными волнениями. Характерная черта этого времени — восстания в городах.
Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Эссе на тему «Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?» Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства.
Аввакум Петров
Родился 1621 год, умер 14 (24) апреля 1682(1682-04-24). Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика. День памяти 14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю).
Инок Евфросин
Инок Евфросин — старообрядческий писатель. Судьба его нам практически неизвестна. В 60-е годы XVII столетия Евфросин находился в Курженской обители, близ г. Повенца, где был близок к знаменитому вождю старообрядчества игумену Досифею.
Петр Бекетов
Петр Бекетов (родился ок. 1600 г. умер ок. 1661) основатель городов сибирских Пётр Бекетов поступил на службу Государеву в 1624 году в стрелецкий полк. В Сибирь был направлен в 1627 году.
Инок Евфросин
В историю религиозно-философской мысли России Евфросин вошел как автор "Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", написанного в 1691 г. и дошедшего до нас в единственном списке.
Аввакум Петрович
Первый по времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.
Вонифатьев Стефан
Протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел.