Анакреонт — виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V в. до христ. эры, родом из малоазиатского г. Теоса. Всю жизнь был верен эпикурейским настроениям. После завоевания Теоса персами легкомысленный поэт бежит на о. Самос. Там его поэзия любви и наслаждений как нельзя более пришлась по вкусу веселого, развращенного на восточный манер общества, окружавшего тирана Поликрата, авантюриста, поднятого бурной эпохой социальных конфликтов. После гибели Поликрата А. переселяется в Афины и становится придворным поэтом у тирана Гиппарха, по смерти которого бежит на север Греции — в Фессалию, где и умирает в глубокой старости. У А. нет глубокого чувства и сильной страсти. Вино и любовь, беспечная веселая песня — постоянные мотивы его коротких изящных стихотворений, всецело отражающих настроение разбогатевших от торговли социальных слоев.
В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах А. так часто падали одни и возвышались другие, он учил ценить легкие, мимолетные радости, отдаваться вполне настоящему, презирать превратности будущего и забывать о невозвратном прошлом. Но культ настоящего проникнут у А. духом умеренности, оргиастичность ему чужда; его вино разбавлено водой, чтобы песня за чашей оставалась стройной. В отвращении к «скифству» с его буйством, в «любви к согласному гимну за полной чашей» сказалось происхождение ветреной, но отличающейся чувством меры, музы А. Его поэзия могла зародиться лишь в утонченно-культурной среде. Из произведений самого А. сохранились лишь отрывки, но зато дошел сборник иногда очень изящных и игривых стихотворений, написанных в стиле и духе А. в александрийскую и отчасти более позднюю эпоху, когда веселый жанр А. был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот сборник впоследствии и создал славу А. и вызывал неоднократные подражания в позднейшей литературе («анакреонтическая поэзия»). Греческая анакреонтика — сборник псевдо-анакреонтических стихотворений, — Гораций и др. были теми образцами древности, которым следовали анакреонтики Европы. Особенную дань отдали анакреонтическим мотивам французы уже со времен Плеяды. Увлечение философией Эпикура, распространенное в XVII в., благоприятствовало развитию анакреонтической поэзии (Шапелен и др.). За ними следуют так наз. «Petits poètes» XVIII ст. Ей отдает дань и Вольтер (см.), властитель дум века. Парни (см.) — один из характернейших представителей этой «легкой поэзии». Из других французских анакреонтических поэтов известны: Вержье, Грекур, Грессе, Шолье. Влияние французской анакреонтической поэзии было сильно и в Англии, и в Германии [40–60-е гг. XVIII в.] и в России [конец XVIII и начало XIX в.]. Немецкая анакреонтика XVIII в. представлена преимущественно Глеймом, Удом и Гетцом. За ними следует Гагедорн и целый ряд др. ЛессингЛессинг (см.) и Якоби также писали в этом роде. Английские анакреонтики в лице Prior’а, Waller’а, Gay’а (Прайёр, Уоллер, Гэй) сильно подражают французам. В России в анакреонтическом духе писали Ломоносов (см.), Херасков (см.), Державин (см.), Батюшков (см.), Гнедич (см.). Пушкин, называвший А, своим учителем, переводил А. и подражал ему («Фиал А.», «Подражание А.», «Бог веселый винограда»), иногда через посредство Парни («Гроб А.»); увлекались А. также Дельвиг (см.), Вяземский (см.), Языков (см.) и др. Круг мотивов этой поэзии сводится к вину и любви. Излюбленные образы ее — Венера-Киприда, грации, Амур и конечно — бог вина Бахус.
Излюбленная обстановка анакреонтических поэтов — укромные гроты, таинственные уголки леса, журчащие ручейки, словом, кокетливая, зовущая к неге, несколько слащавая природа пасторали.
Анакреонтическая поэзия — характерная поэзия эпохи Рококо (см.). Она неоригинальна, книжна, искусственна, как искусствен и подражателен породивший ее быт. Она развивается как под влиянием живописи рококо (Ватто, Буше, Фрагонар), следуя ей в своих игривых описаниях, так и эстетических теорий эпохи. Это применимо гл. обр. к французской анакреонтической поэзии, в своем роде классической. В молодых литературах, скованных гнетом «тяжелых» псевдоклассических образцов (особенно еще в том истолковании, которое они получили у нас в XVIII в.), анакреонтическая поэзия сыграла прогрессивную роль. Она, так сказать, «демократизировала» поэзию и яз., приближала к жизни, к естественности и простоте (ср. «Речь о влиянии легкой поэзии на яз.» Батюшкова). Условная во Франции, «легкая поэзия» в русской литературе была наименьшей условностью и тем самым способствовала освобождению от последней.
Список литературы
I. Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова, СПБ., 1888.
II. Коган П. С., Очерки по истории древних литератур, т. II, «Греческая литература», П., 1908, 1912, 1923; Круазе А. и М., История греческой литературы, П., 1916; Croiset A. et M., Histoire de la littérature grécque, P., 1896, 5 тт.
Другие работы по теме:
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики
Раннегреческая лирика является одним из важных источников наших сведений о жизни Древней Греции VII-V вв. до н. э. Изучение ее лексики предоставляет возможность восстановить также и бытовые условия, характерные для этого периода греческой истории.
Эстетика жанров в античной литературе
Античная эстетика в современном понимании. Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Система жанров в античной литературе: комедия, трагедия, эпос. Эстетика жанров трагедии, комедии и эпоса в "Поэтике" Аристотеля (384-322 до н.э.).
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Русская литература первой трети XIX века
Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.
Античная мифология и ее духовное значение
Интерес к древним культурам в современном обществе. Роль античной мифологии в духовной культуре, ее значение и использование в литературе и астрономии. Сюжеты мифов Древней Греции и Рима, их ценность для современности. Мифы о Геракле, Орфее и Эвридике.
Культура Древней Греции
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и искусств им. Н.К. Крупской Факультет культуры семьи и детства РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Древняя Греция
Древняя Греция и ее культура. Литература, искусство и философия Древней Греции. Греческая архитектура.
Культурология как наука 8
Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний) 20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности)
Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру
План: Введение Культура Древней Греции и ее достижения Культура Древнего Рима и ее достижения Заключение Список литературы Введение Понятие «цивилизация» возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека.
Культура греческой античности
История возникновения Древнегреческой цивилизации. Особенности развития архитектуры, живописи и других видов искусства в эгейский, гомеровский, архаический, классический и эллинистический периоды. Основные достижения и ценности культуры Античной Греции.
Культура Древней Греции
Характеристика и отличительные черты культуры Древней Греции, ее этапы формирования. Боги древних греков. Источники возникновения мифов и легенд, яркие представители литературы и искусства. Памятники архитектуры и скульптуры, история их создания.
Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве
Особенности античной культуры. Значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации. Греческая культура в эпоху классики. Распространение греческой культуры в эпоху эллинизма. Религиозные и философские взгляды древних греков.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.
Искусство Греции — не проходящая ценность культуры
Отличительные черты греческой культуры и греческого идеала, который определяется термином калокагатия, включающего в себя совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада. Особенности скульптуры, в архитектуры Греции периода архаики.
Античная колыбель европейской культуры
Важнейшие особенности древнегреческой культуры. Характеристика этапов развития Древней Греции. Особенности римского периода в истории античной культуры. Распространение христианства и его основные догматы. Библия как священный текст и памятник культуры.
Культура Стародавньої Греції та Стародавнього Риму
Егейська або крито-мікенська культура (III-II тис. до н.е.). Героїчний або гомерівський період (XI-IX ст. до н.е.). Культура Греції архаїчного періоду. Грецька культура класики. Культура періоду еллінізму. Культура раннього Риму або "царського" періоду.
540-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 550 до н. э. 1.2 549 до н. э. 1.3 548 до н. э. 1.4 547 до н. э. 1.5 546 до н. э. 1.6 545 до н. э. 1.7 544 до н. э. 1.8 543 до н. э. 1.9 542 до н. э.
Античная литература 2
План Введение 1 Общие сведения 2 Эстетика античной литературы 2.1 Мифологичность 2.2 Публичность 2.3 Музыкальность 2.4 Стихотворная форма 2.5 Традиционность
Закони солона. Тиранія в грецьких полісах
ЗАКОНИ СОЛОНА ВЛАДА АРИСТОКРАТІВ . Тривалий час усі важливі справи в Афінах вирішували лише знатні та багаті люди — аристократи. Щороку з-поміж них вибирали дев'ять правителів поліса — архонтів. Один керував міськими справами, другий був верховним жерцем, третій командував військом, ще шестеро були суддями.
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики Н. С. Гринбаум Раннегреческая лирика является одним из важных источников наших сведений о жизни Древней Греции VII-V вв. до н. э. Изучение ее лексики предоставляет возможность восстановить также и бытовые условия, характерные для этого периода греческой истории [1].
Кантемир Антиох Дмитриевич
Князь, русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства.
Анакреонт
Анакреонт, Анакреон ( VI в. до н. э.), греческий лирик, уроженец ионийского г. Теоса (Малая Азия), прославившийся как жизнелюбивый (даже в глубокой старости) певец чувственной любви, пиршеств и вина.
Алкей
Алкей (р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье.