С. Б. Федотова
Анакреонт, Анакреон (‘Ανακρέων, VI в. до н. э.), греческий лирик, уроженец ионийского г. Теоса (Малая Азия), прославившийся как жизнелюбивый (даже в глубокой старости) певец чувственной любви, пиршеств и вина, чьи стихотворения отличаются легкостью, изяществом и веселым, игровым эротизмом. А. положил начало многовековой литературной традиции, получившей название анакреонтической поэзии, главными темами которой всегда были свободомыслие, беспечность, земные радости, любовь, вино. Большое влияние на европейскую анакреонтическую поэзию, процветавшую в XVI–XVIII вв., оказал позднеантичный сборник «Анакреонтика» (ΤάΆνακρεόντεια, состоявший из стихотворений, написанных в подражание А., позднее приписанных ему и долгое время считавшихся его произведениями. В России анакреонтическая поэзия, воспринятая не только через греческий подлинник и латинский перевод, но и через французскую и немецкую поэзию, представлена в XVIII – начале XIX вв. именами А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Н. А. Львова, В. В. Капниста, И. И. Мартынова, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова и др.
П. усваивал анакреонтическую поэзию через русские и французские (в частности, Э.-Д. де Парни) традиции. Анакреонтическими настроениями, выражаемыми посредством общих для анакреонтической поэзии мотивов и образов (в т. ч. восходящих к произведениям ее основателя и сборнику «Анакреонтика» — см.: Примечания к текстам стихотворений // Акад.2 Т. 1. С. 595, 662–663, 725), а также упоминаний (по имени и метонимически: «певец Тиисский», «Теосский мудрец») греческого поэта в качестве учителя, источника вдохновения и образца для подражания, проникнуты многие стихотворения П. лицейских лет. См.: «Опытность» (1814), «К Б<атюшк>ову» («Философ резвый и пиит…») (1814), «Батюшкову» («В пещерах Геликона…») (1815), «Мое завещание. Друзьям» (1815), «Тень Фон-Визина», ст. 292 (1815), «Гроб Анакреона» (1815), «Моему Аристарху» (1815), ст. 98 и след. «К живописцу» (1815; восходит тематически к оде из сб. «Анакреонтика»), «Послание Лиде» (1816), «Фиал Анакреона» (1816). Затрагивая начатую Ломоносовым в «Разговоре с Анакреоном» (1757–1761) тему поэзии нежной и поэзии героической, П. в эти годы выбирает путь А. («Батюшкову») — нежного поэта, «врага труда, забот, печали» («Моему Аристарху»). «Анакреонтика раннего П. была <…> чем-то большим, нежели просто жанр; она порождала и специфические для нее жанровые образования («сказка» «Амур и Гименей» или «анакреонтическая ода» типа «Гроба Анакреона»). Она наложила свой отпечаток и на дружеское послание» (В. Э. Вацуро).
В оде «Вольность» (1817) П. декларировал отказ от «изнеженной лиры», и действительно А. надолго уходит из его поэзии. Снова обратившись к греч. поэту после длительного перерыва, П. вольно перевел знаменитую оду фракийской кобылице («Кобылица молодая…», 1828, первая публикация под заглавием «Подражание Анакреону»). В черновиках П. сохранились переводы еще трех од, которые он все выполнил в один день (6 января 1835), намереваясь, видимо, вставить в «<Повесть из римской жизни>» (1833–1835; в набросках повести две из них читает главный персонаж Петроний — Акад. VIII, 388–389): «Ода LVI (Из Анакреона)» («Поредели, побелели…»), «Ода LVII» («Что же сухо в чаше дно?..»), «(Из Анакреона). Отрывок» («Узнают коней ретивых…») — стихотворение из сборника «Анакреонтика», самому А. не принадлежащее. Не зная греческого языка, П. должен был пользоваться переводами-посредниками, в том числе русскими.
В библиотеке П. имелись оставленный неразрезанным том сочинений А. в подлиннике (Parisiis, 1822 — Библиотека П. № 538) и разрезанные частично (с. I–VIII, 96–113) «Стихотворения Анакреона Теосского, переведенные с греческого языка И. Мартыновым» (2-е изд. СПб., 1829 — Библиотека П. № 5). На разрезанных страницах отсутствуют стихотворения А., переведенные П., но два из них («песни» LVI и LVII) находятся на стыке неразрезанных блоков и могли быть прочтены; однако поскольку третье, переведенное с ними в один день («песнь» LV), не разрезано, П. использовал, вероятно, какой-то другой перевод.
Современники употребляли применительно к П. прономинации «русский Анакреон» (Б. М. Федоров в статье «Письма в Тамбов о новостях русской словесности. Письмо I», 1824; см.: Прижизн. критика, 1820–1827. С. 227), «второй Анакреон» (А. И. Полежаев в стихотворении «Венок на гроб Пушкина», 1837). З. А. Волконская назвала А. в числе поэтов, в которых перевоплощался П., всегда притом оставаясь русским поэтом (письмо к П. от 29 октября 1829 — Акад. XIII, 299, 561).
Список литературы
Любомудров С. И. Античные мотивы в поэзии Пушкина. 2-е изд. СПб., 1901. С. 54-59;
Гельд Г. Г. Пушкин и Сафо;
Пушкин и Анакреонт: Заметки на полях // ПиС. Вып. 38/39. С. 203–204;
Holthusen J. Puškin und Gresset: Bemerkungen zum Problem der Selbstauffassung des Dichters) // Die Welt der Slaven. (Wiesbaden), 1966. Jg 11. Hf. 1/2. S. 22;
Суздальский Ю. П. К вопросу об источниках переводов А. С. Пушкина из Анакреонта // Герценовские чтения (Межвуз. конф.), 20-е. Филол. науки: Программа и краткое содерж. докл.: 13 апреля-27 мая 1967 г. Л., 1967. С. 59–65;
Cooper B. Pushkin and the Anacreontea // SEER. 1974. Vol. 52. № 127. P. 182–187;
Татаринов А. В. Анакреонтика в творчестве Г. Р. Державина и А. С. Пушкина // Державинские чтения: Сб. науч. докл. СПб., 1997. Вып. 1. С. 76-84;
Чернышева Л. В. Анакреонтическая поэзия А. С. Пушкина // Два века с Пушкиным: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. 17-18 февраля 1999 г. Ч. 1: Лингвистика. Литературоведение. Оренбург, 1999. С. 166-171;
Вацуро В. Э. Лицейское творчество Пушкина // Акад2 Т. 1. С. 426–428, 433.
Другие работы по теме:
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики
Раннегреческая лирика является одним из важных источников наших сведений о жизни Древней Греции VII-V вв. до н. э. Изучение ее лексики предоставляет возможность восстановить также и бытовые условия, характерные для этого периода греческой истории.
Эстетика жанров в античной литературе
Античная эстетика в современном понимании. Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Система жанров в античной литературе: комедия, трагедия, эпос. Эстетика жанров трагедии, комедии и эпоса в "Поэтике" Аристотеля (384-322 до н.э.).
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Русская литература первой трети XIX века
Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.
Античная мифология и ее духовное значение
Интерес к древним культурам в современном обществе. Роль античной мифологии в духовной культуре, ее значение и использование в литературе и астрономии. Сюжеты мифов Древней Греции и Рима, их ценность для современности. Мифы о Геракле, Орфее и Эвридике.
Культура Древней Греции
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и искусств им. Н.К. Крупской Факультет культуры семьи и детства РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Древняя Греция
Древняя Греция и ее культура. Литература, искусство и философия Древней Греции. Греческая архитектура.
Культурология как наука 8
Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний) 20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности)
Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру
План: Введение Культура Древней Греции и ее достижения Культура Древнего Рима и ее достижения Заключение Список литературы Введение Понятие «цивилизация» возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека.
Культура греческой античности
История возникновения Древнегреческой цивилизации. Особенности развития архитектуры, живописи и других видов искусства в эгейский, гомеровский, архаический, классический и эллинистический периоды. Основные достижения и ценности культуры Античной Греции.
Культура Древней Греции
Характеристика и отличительные черты культуры Древней Греции, ее этапы формирования. Боги древних греков. Источники возникновения мифов и легенд, яркие представители литературы и искусства. Памятники архитектуры и скульптуры, история их создания.
Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве
Особенности античной культуры. Значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации. Греческая культура в эпоху классики. Распространение греческой культуры в эпоху эллинизма. Религиозные и философские взгляды древних греков.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.
Искусство Греции — не проходящая ценность культуры
Отличительные черты греческой культуры и греческого идеала, который определяется термином калокагатия, включающего в себя совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада. Особенности скульптуры, в архитектуры Греции периода архаики.
Античная колыбель европейской культуры
Важнейшие особенности древнегреческой культуры. Характеристика этапов развития Древней Греции. Особенности римского периода в истории античной культуры. Распространение христианства и его основные догматы. Библия как священный текст и памятник культуры.
Культура Стародавньої Греції та Стародавнього Риму
Егейська або крито-мікенська культура (III-II тис. до н.е.). Героїчний або гомерівський період (XI-IX ст. до н.е.). Культура Греції архаїчного періоду. Грецька культура класики. Культура періоду еллінізму. Культура раннього Риму або "царського" періоду.
540-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 550 до н. э. 1.2 549 до н. э. 1.3 548 до н. э. 1.4 547 до н. э. 1.5 546 до н. э. 1.6 545 до н. э. 1.7 544 до н. э. 1.8 543 до н. э. 1.9 542 до н. э.
Античная литература 2
План Введение 1 Общие сведения 2 Эстетика античной литературы 2.1 Мифологичность 2.2 Публичность 2.3 Музыкальность 2.4 Стихотворная форма 2.5 Традиционность
Закони солона. Тиранія в грецьких полісах
ЗАКОНИ СОЛОНА ВЛАДА АРИСТОКРАТІВ . Тривалий час усі важливі справи в Афінах вирішували лише знатні та багаті люди — аристократи. Щороку з-поміж них вибирали дев'ять правителів поліса — архонтів. Один керував міськими справами, другий був верховним жерцем, третій командував військом, ще шестеро були суддями.
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики
Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики Н. С. Гринбаум Раннегреческая лирика является одним из важных источников наших сведений о жизни Древней Греции VII-V вв. до н. э. Изучение ее лексики предоставляет возможность восстановить также и бытовые условия, характерные для этого периода греческой истории [1].
Кантемир Антиох Дмитриевич
Князь, русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства.
Анакреонт
Анакреонт — виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V в. до христ. эры, родом из малоазиатского г. Теоса. Всю жизнь был верен эпикурейским настроениям. После завоевания Теоса персами легкомысленный поэт бежит на о. Самос.
Алкей
Алкей (р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье.