1079-1142
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abélard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата. Был учеником Росцелина, Тьерри из Шартра, Гильема из Шампо. Преподавал в Мелене, Корбейле, затем в Париже, где его лекции пользовались большой популярностью, а ученики называли его “владыкою в области философии”.
В 1118 году стал любовником своей ученицы Элоизы. Разгневанный опекун девушки решил отомстить соблазнителю и нанял разбойников, которые оскопили Абеляра. Философ поступил в монастырь Сен-Дени, а потом уехал в Шампань, в Мезонсель.
В 1121 году трактат Абеляра о Троице был осужден на церковном соборе в Суассоне. Вернулся в Сен-Дени, а через некоторое время основал Параклет, новый монашеский орден, недалеко от Ножан-сюр-Сен. В 1125 году стал аббатом монастыря Св. Гильдаса Рюикского в окрестностях Ванна. Однако отношения Абеляра с монахами и местными жителями не сложились: “Область та действительно была варварской, языка жителей ее я не знал, постыдная и необузданная жизнь монахов в упомянутом монастыре была почти всем хорошо известна, а живущий в этой области народ был диким и неукротимым,” – писал он. В 1136 году Абеляр был изгнан монахами и вернулся в Париж. В 1140 году его трактат Theologia был осужден на соборе в Сансе. Последние годы жизни провел в монастыре Клюни.
Абеляр был одним из крупнейших философов-логиков Средних веков. Он был автором учебника логики для начинающих (Logica ingredientibus), трактата Да и нет (Sic et non) – первого в истории западной мысли трактата о методе познания. Абеляр разрабатывал также этические проблемы. В трактате Познай самого себя (Ethica seu scito te ipsum) полемизировал с идеями святого Бернара Клервосского относительно греховности человека. Абеляр переносил акцент с греха (Бернар: “Зачатые в грехе, грешники, мы зачинаем грешников”) на самого грешника. Считая грех “недостатком света”, он признавал за человеком право выбора в пользу грешной или безгрешной жизни и призывал сочетать веру и разум. В Диалоге между философом, иудеем и христианином стремился отыскать единые для всех религий божественные законы. В споре об универсалиях занял позицию умеренного номинализма, который позже был назван концептуализмом Автобиографическая История моих бедствий (Historia calamitatum mearum) 1132-1136 и переписка Абеляра и Элоизы были признаны шедеврами средневековой литературы.
Несмотря на то, что Абеляр, судя по всему, не испытывал любви к родной провинции Бретань и ее жителям, Э. де ла Вильмарке считал его гордостью бретонского народа и посвятил ему одну из песен сборника Barzaz-Breizh (1839) – Loeza hag Abalard.
Другие работы по теме:
Этика периода Средних веков
Корпоративная мораль средневековья. Идея Бога как стержень этических воззрений средневековой Европы, особенности традиций морали. Философско-этическая мысль средневековья. Субъективистские этические учения средневековья. Этический взгляд на человека.
Петр Абеляр. "Познай самого себя"
Трактат знаменитого схоластика написан в 1132-1135 гг. В нем Абеляр различает понятия "порока", "греха", "намерения" и "действия". Прежде всего дается определение нравов (mores) - они представляют собой пороки или подвиги души.
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Эпоха средневековья, её характеристика
содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3 1. Общая характеристика эпохи Средневековья………………………………………………...4 2. Особенности средневековой философии. "Бог и человек" - центральная проблема……….6
Філософія середньовіччя 2
Філософія середньовіччя План Формування середньовічної філософської парадигми. Християнсько-середньовічна патристика. Середньовічна схоластика. Реалізм і номіналізм.
Средневековая философия
Введение в средневековую философию. Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика. Патристика. Схоластика. Реалисты и номиналисты. Проблемы души и тела. Достижения мыслителей Средневековья.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Философия Средневековья
Особенности философии Седневековья. Христианство - творение, откровение, символизм. Августин блаженный - патристика. Фома Аквинский - схоластика.
Средневековая, религиозно-христианская философия
Исторические условия возникновения средневековой философии. Патристическая философия. Учение Аврелия Августина Блаженного (354 – 430 г. н.э.). Средневековая схоластика. Реализм и философия Ф Аквинского (1225 – 1274 г. н.э.). Номинализм и его сущность.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Особенности средневековой философии
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах.
Рациональная философия
В сферу рациональной философии входил прежде всего анализ проблем, связанных с понятиями 'ничто', 'начало', 'сущее', 'субстанция', 'персона', или 'личность', а также анализ категорий, их сопряженность друг с другом, возможности внепонятийного мышления.
Границы философского знания
Понятие и содержание философии как научного направления, предмет и методы ее исследования, результаты изучения. Определение "границ" между философским и научным знанием. Проблема гносеологического противопоставления материализма и идеализма в философии.
Понятие “persona” в средневековой Западной Европе
Осознавали себя личностями люди западноевропейского средневековья или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно для начала выяснить, существовало ли в средние века само понятие “личность”.
Философия средневековья VI-XIV в.
Основные черты и общая характеристика эпохи и философии Средневековья. Спор между реалистами и номиналистами. Учения основных представителей: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам.
Пьер Абеляр
Один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Учение изложено в сочинениях: "О единстве и Троице", посвяящены догматике; "Да и нет", "Диалог между иудеем, христианином и философом" - об отношении между верой и разумом.
Спекулятивная философия
Впервые термин 'теология' применительно к философским спекуляциям употребил Аристотель Его деление умозрительной философии на математику, физику и теологию сохранялось весь период раннего и развитого средневековья - вплоть до XII в.
Філософське вчення Арістотеля
Лог?чне вчення Ар?стотеля Критично анал?зуючи в?дкриття з лог?ки своїх попередник?в, Ар?стотель поставив за мету створити таку науку про мислення, яка б грунтувалася на ст?йких об'єктивних принципах ? не допускала свав?лля в процес? м?ркування.
Свободомыслие в средние века
Господство религиозных представлений над умами всех слоев феодального общества в течение тысячелетнего периода, отделяющего эпоху Возрождения от классической древности, очень затрудняло развитие атеистической мысли.
Развитие психологической мысли в средневековье
Хронологические рамки и особенности культуры средневековья. Изучение главных положений христианской антропологии, анализ учения Библии, как основного источника этой науки. Отличительные черты различных направлений философско-психологической мысли эпохи.
Тема Бога в средневековой и ренессансной литературе
"Исповедь" Аврелия Августина как один из культовых примеров христианской литературы. Пример "богопользования" в произведении Петра Абеляра "История моих бедствий". "Божественная комедия" Данте как образец любви к Богу в литературе эпохи Возрождения.
Абеляр
Номиналистическая диалектика Петра Абеляра, трактаты Абеляра.
Возрождение XII века
Введение 1 Общее представление 2 Право 2.1 Англия 2.2 Франция 2.3 Каноническое право 3 Новая теология и философия и поэзия 5 Готика 6 Сфера образования 7 Конец Возрождения 12 века и его влияние на Ренессанс
Лейтон, Эдмунд
План Введение 1 Биография 2 Темы 3 Список работ Список литературы Введение Эдмунд Блэр Лейтон (англ. Edmund Blair Leighton; 21 сентября, 1853 — 1 сентября, 1922) — английский художник, писавший в стиле романтизма и прерафаэлитизма.
Жизнь в средневековом университете
Доклад по истории ученицы 6 ”В” класса Тимошкиной Екатерины Краткая историческая справка. веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в
Петр Абеляр
Жизнь Абеляра. Абеляр как родоначальник оппозиционной максимально рационализированной философии западноевропейского средневековья.
Пьер Абеляр
Французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом.
Абеляр Пьер
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью.
Абеляр, Петр
Абеляр, Петр (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт.
Пьер Абеляр
Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) — один из крупнейших западноевропейских философов и литераторов XII в. Свою жизнь, наполненную постоянным стремлением к познанию истины на фоне трагической личной судьбы, он описал в автобиографическом сочинении.