Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников дебютировал в печати в 1908 году. В 1910 году его произведения были опубликованы в альманахах "Студия импрессионистов" и "Садок судей", ознаменовавших рождение русского литературного футуризма. Подпись Хлебникова значится под программным манифестом сборника "Пощечина общественному вкусу", увидевшего свет в декабре 1912 года. А в одноименной листовке, вышедшей вслед за сборником, соратники по футуризму объявили Хлебникова "гением -великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы". В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В.Каменский писал: "Хлебников -это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства". Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом.
Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие Хлебникова с футуристами.
Тем не менее участие Хлебникова в движении было по-настоящему весомым и значительным. Принципиальным для футуризма были его книги: "Творения. Том 1: 1906--1908 г." (М.[Херсон], 1914), "Ряв! Перчатки. 1908-1914 гг." (СПб., [1914]), "Изборник стихов.1907-1914 гг." (Пг., 1914), совместная с А.Крученых поэма "Игра в аду" (М., [1912]; 2-е издание -СПб., [1914]); он участвует почти во всех футуристических сборниках; им написаны важные для движения теоретические работы -"Учитель и ученик" (1912), "Битвы 1915-1917: Новое учение о войне" (1914), "Время -мера мира", "Труба марсиан" (обе -1916), "Наша основа" (1919) и другие.
Общепринятый термин "футуризм" Хлебников заменял придуманным им словом "будетлянство", считая движение "будетлян" глубоко национальным явлением. Визит в Россию в 1914 году Ф.Т.Маринетти вызвал у Хлебникова отрицательную, даже агрессивную реакцию.
Своеобразие личности Хлебникова и уникальный характер его творчества породили почти легендарный образ идеального поэта-изгоя, странника и провидца. При этом многие сомневались в возможности восприятия Хлебникова широким читателем. В.Шкловский в 1926 году писал: "Он писатель для писателей. Он Ломоносов сегодняшней русской литературы. Он дрожание предмета -сегодняшняя поэзия -его звук.
Читатель его не может знать.
Читатель, может быть, его никогда не услышит".
Однако художественные открытия Хлебникова дали веское основание говорить о его "ферментирующем влиянии" (Ю.Тынянов) на русскую поэзию. В.Маяковский, считавший Хлебникова "поэтом для производителя" (для поэтов), утверждал, что он открыл "новые поэтические материки". Той же мысли придерживались поэты, напрямую не связанные с футуризмом. "Гением и человеком больших прозрений" считал Хлебникова М.Кузьмин. Самую выразительную характеристику "гражданину всей истории, всей системы языка и поэзии" дал О. Мандельштам: "Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе -железнодорожный мост или "Слово о полку Игореве". Поэзия Хлебникова идиотична -в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. <...> Каждая его строчка-начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоится. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень".
"Люди моей задачи, -сказал в 1921 году Хлебников, -умирают тридцати семи лет". Умер он в деревне Санталово Новгородской губернии.
Другие работы по теме:
Универсальный человек
Введение 1 Известные полиматы Список литературы Введение Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Персидская Советская Социалистическая Республика
План Введение 1 Предыстория 2 История 3 Падение республики 4 Интересные факты Список литературы Введение Персидская Советская Социалистическая Республика (перс. جمهوری شوروی سوسیالیستی گیلان — jomhuri-ye šuravi-ye sosiвlisti-ye gilвn), (известна также как Гилянская республика или Гилянская Советская Республика) — советская республика, существовавшая в иранском остане Гилян с июня 1920 по сентябрь 1921.[1]
Хлебников в. - Владимир хлебников поэт крайностей
Хлебников возится со словами как крот между тем он прорыл в земле ходы на целое столетие. О. Мандельштам Сами великие поэты не могли уловить образа. Хлебникова. А. Блок например писал. Подозреваю что значителен.
Гуро ЕГ
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро 1877-1913 Елена Гуро, единственная поэтесса в "мужском" движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда. Была дочерью полковника (позже - генерал-лейтенанта) Генриха Гельмута Гуро, секретаря штаба Петербургского военного ок-руга и войск гвардии.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Футуризм 2
Text Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества. Самым главным для них был жёлтый цвет. Они так же раскрашивали лица, а в некоторых случаях и волосы…Могли одевать пиджак и жёлтые брюки (или жёлтые рубашки)… Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества.
Поэзия Серебряного века
Средняя общеобразовательная школа № 352 РЕФЕРАТ по русской литературе Поэзия Серебряного Века. Творчество Велимира Хлебникова. Преподаватель: Гаврилова И.А.
Велимир Хлебников 2
Велимир Хлебников (1885—1922) Настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников Годы жизни 1885—1922 гг. Входил в число основоположников русского футуризма
Серебряный век русской поэзии
То явление, которое мы окрестили "серебряным веком", возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год.
Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим. Поэты «серебряного века». Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Хлебников и современность
Одновременным легендам о Хлебникове - архаисте и утописте - должно быть со- и противопоставлено уточненное представление о нем как не только "гражданине всей истории", но и сопричастнике многих "сегодняшних событий".
Заболоцкий Н.А.
В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров.
Изображения человека в экстремальных условиях
Автор: Шолохов М.А. Тема “Изображения человека в экстремальных условиях войны” является довольно актуальной в произведениях писателей 20 века. В романе Бабеля “Конармия”, в новелле “История одной лошади” и в рассказе Шолохова “Жеребёнок” показано поведение людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, в которых всё равно проявляется человечность в трогательных ситуациях.
Велимир Хлебников поэт крайностей
Хлебников при жизни был знаком весьма ограниченному кругу литераторов. Только после его трагической кончины сфера эта немного расширилась. В то же время затеялась своего рода канонизация Хлебникова как мастера и философа для избранных. Его сложные по форме и содержанию стихи до настоящего времени служат темой полемик и рассуждений литературных критиков.
Сверхповести Хлебникова
В. Хлебников — один из признанных лидеров русского авангарда. Литературный жанр, изобретенный писателем, свободное сочетание всевозможных традиций, смешение стилей. Основной художественный принцип построения сверхповести, наиболее известные произведения.
Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова
Место окказионализмов в художественном творчестве. Понятие окказионализма. "Серебряный век" - век нового слова. Окказионализмы в поэзии В.Хлебникова. Хлебников - создатель нового языка. Модели словообразования окказиональных слов В. Хлебникова.
Футуристы
Футуристическое движение, его возникновение. Представители движения: В.Маяковский и Н.Бурлюки, В.Хлебников.
Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм
Авангардизм совершил переворот в мировом искусстве и в культуре в целом. Главный вопрос эстетики - отношение искусства и действительности - был решён в искусстве авангарда совершенно иначе, нежели в искусстве предшествовавших эпох.
Дом-музей Хлебниковых
Создание экспозиций мемориального музея Хлебниковых, посвященного В.А. Хлебникову, ученому-натуралисту, орнитологу и лесоводу, одному из организаторов Астраханского заповедника, его сыну –поэту Велимиру Хлебникову и дочери – художнице Вере Хлебниковой.
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Антонович, Даниил Исидорович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино 3 Сочинения Введение Дании́л Иси́дорович Антоно́вич (10 (22) декабря 1889, Белополье, Харьковская губерния — 8 ноября 1975, Харьков) — украинский советский актёр и театральный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Сталинской премии (1948).
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Харьковская ЧК
План Введение 1 Председатели Харьковской ЧК 2 Харьковская ЧК в Красном терроре 3 Харьковская ЧК в декабре 1919 — феврале 1922 гг 4 Мнения о Харьковской ЧК
Футуризм
Кошелева А.Л. Футуризм является формалистическим направлением в искусстве начала XX века. Родиной его признано считать. Италию, где это модернистическое течение провозгласили искусством будущего, а его идейным отцом - писателя, проповедника милитаризма, расизма, а позже и фашизма - Маринетти.
Виктор Владимирович Хлебников
При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. После смерти поэта началась канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных.
Елена Гуро
Как и многие кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания массовой аудитории.
Гуро Е.Г.
Елена Гуро, единственная поэтесса в "мужском" движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда.
Хлебников В.В.
Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка) Астраханской губернии в семье ученого-естественника, орнитолога, одного из организаторов Астраханского заповедника. В 1898 семья переезжает в Казань.