(1605-1681)
Кирилл Фролов, Москва
Патриарх Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия
В мае 2005 года исполнилось 400 лет со дня рождения Патриарха Великия, Малыя и Белыя Руси Никона. Выдающийся русский богослов митрополит Антоний Храповицкий считал Патриарха самым значительным человеком в русской истории. Действительно, Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. Эта идея встретила сопротивление как западников, так и сторонников провинциальной версии русского национализма, а значит, пропагандирующих отказ от имперской миссии и обрекающих Россию на роль этнографической резервации, а резервации, как известно, проигрывают культурное и технологическое соперничества и оказываются, в конечном итоге, оккупированными.
Все проекты патриарха Никона поражают своей гениальностью и масштабом. Это и создание подмосковной Палестины, и комплекс Новоиерусалимского монастыря. Никон понимал, что не каждый русский человек сможет попасть на места искупительных страданий и воскресения Спасителя и поэтому создал Новоиерусалимский монастырь местом, где бы русский человек мог увидеть как происходили Евангельские события.
Но Никон задумал для Новоиерусалимского монастыря еще одну важнейшую роль. В Воскресенском Соборе до сих пор сохранились Престолы для всех глав Поместных Православных Церквей, чтобы они могли сослужить одновременно. Таким образом, Никон, создавал в Москве Центр мирового Православия. В братию Новоиерусалимского монастыря брались представители всех православных наций. По замыслу Никона, значение и влияние Нового Иерусалима было бы куда большим, чем Ватикана. И сейчас, Новоиерусалимский монастырь сохранился и может выполнять возложенную на него миссию.
Другой важнейший проект патриарха Никона – воссоединение Малороссии и Белороссии с Россией. Это целиком его заслуга. Патриарх Никон буквально заставляет Московский Земский Собор 1653 года принять петицию Богдана Хмельницкого и начать войну с Польшей.
Ведь тогда политическая ситуация в России во многом напоминала нынешнюю. Противники ее исторической миссии и имперского пути самых разных политических ориентаций тогда добились того, что Запорожские казаки десятилетиями просили принять их в Московское подданство, но получали отказ тех боярских кругов, которые считали воссоединение русских земель ненужным и обременительным. Именно эти круги заключили, фактически, альянс с польской католической дипломатией и добились дискредитации и низложения патриарха Никона. Идеологами этого низложения были тайный католик Паисий Лигарид, который олицетворял волю польских кругов, боящихся ликвидации унии и потери Малороссии, и московский боярин Зюзин — либерал и сторонник «государственного контроля над церковью». Именно такие люди, как Зюзин, добивались создания монастырского приказа, говоря современным языком, «госоргана по делам религий». Именно они столкнули патриарха с царем, убеждая последнего в том, что Никон, якобы, опасен для государства, что он стремится установить теократию и тому подобные вещи, ибо если бы Никон хотел подмять государственную власть, то он бы это сделал, т. к. фактически управлял Российским государством во время долгого отсутствия царя Алексея Михайловича, который возглавлял военные походы против Польши. Не собирался Никон захватывать государственную власть, а был он сторонником сильной Церкви, соработающей с государством в деле возрождения народа и внешней экспансии. Именно благодаря Никону в России появилось высшее образование, современная армия, сильная, в том числе церковная, экономика, начался расцвет культуры. Никон выписывает из Белоруссии лучших мастеров, благодаря которым появляется великолепное московское барокко и знаменитая московская школа изразцов.
Именно антицерковные круги, а не патриарх Никон и виновны в церковном расколе XVII века. Выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий Булгаков пишет, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы не произошло. Антицерковное лобби попыталось с помощью будущих лидеров старообрядцев создать «альтернативный центр церковной власти» в противовес «неуправляемому» Никону.
Аналогия с современностью снова налицо. Однако напомним любителям поиграть в альтернативное православие итоги этих игр: раскол Церкви, народа, непреодоленный до сих пор. Подлинные зачинщики раскола – на дне адовом. Вспомним, что печальный памяти Собор 1666 года, вопреки канонам, низложил Никона и проклял старообрядцев. Как известно, Никон достиг с лидером старообрядцев Иваном Нероновым примирения по обрядовому спору. И поэтому ничего удивительного нет, что продолжатель и поклонник патриарха Никона, реставратор русского патриаршества митрополит Антоний Храповицкий сыграл, с одной стороны, решающую роль в исторической реабилитации патриарха Никона, а с другой — в возрождении Единоверия, призванного вернуть в жизнь Церкви и ревнителей старого обряда, и сам этот обряд, который является альтернативой латино-немецкому вырождению обрядовой, архитектурной и музыкальной Русской Церкви, внесенного Петром Первым и прочими тоталитарными секуляризаторами. Антоний рукополагал всех будущих лидеров единоверия и добился того, что Поместный Собор 1917-18 гг. не просто восстановил Патриаршество, но и реабилитировал патриарха Никона, выехал всем составом в Новоиерусалимский монастырь, где у гробницы патриарха Никона была отслужена панихида (на этой могиле, по свидетельству монахов Новоиерусалимского монастыря, происходят чудеса).
Другие работы по теме:
Герасим II
План Введение 1 Биография 2 Канонизация Список литературы Введение Патриарх Герасим II (Паллада, греч. Παλλαδᾶς; ум. январь 1714, Ватопедский монастырь, Афон) — патриарх Александрийский (25 июля 1688 — 20 января 1710). Автор множества гомилий.
Федор Никитич Романов - патриарх Филарет
Махалов Сергей Фн-2-2 Доклад по истории 16 марта, 1998. Федор Никитич Романов (Патриарх Филарет) Федор Никитич Романов (1553-1633), в иночестве Филарет, русский политический деятель, патриарх (1619), отец первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.
Роль константинопольского патриархата
Роль Вселенского патриарха в контексте соборности церкви. Служение Вселенского патриарха предполагает скорее отдачу и жертвенность, чем особые права и привилегии. Патриарх – служитель единства Православной Церкви.
Воспитание для вольных
В допетровские времена воспитанием сирот в России занимались исключительно монастыри. Патриарх Никон был первым, додумался создать отдельный детский дом - по его инициативе в Новгороде открыли первый немонастырский приют для сирот.
Возрастная психология - исследование детей от 6 до 8 лет
Тестирование на готовность к школе. Диагностика понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода (методика "Логические задачи"). Учебная мотивация. Методика "Исключение лишнего" для диагностики умственного развития.
XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол
Доктрина "Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия.
Монохромная живопись
Лян Кай Шестой патриарх, Чжао Мэнфу рубящий бамбук Краски осени в горах Гуань Даошэн Сюй Вэй. Бамбук. 16 век. Бамбук и камень галерея Фрина, Вашингтон Для монохромной живописи (черной тушью) характерны выразительность нюанса, возможность своеобразного аскетизма, связь с каллиграфией. Толчок к развитию монохромной живописи дало творчество Ван Вэя (701-761) с его лирическими пейзажами.
Краткая история патриаршей библиотеки
Патриаршая библиотека существует до сих пор и размещается в здании Александрийского Патриархата и всей Африки в Менчее, Александрия. История Быблиотеки с 64 г. н.э. по настоящее время.
Графство Яффы и Аскалона
Графство Яффа и Аскалон — государство крестоносцев, являлось одним из четырех главных вассалов Иерусалимского королевства. История Яффа была сделана крепостью Готфридом Бульонским в 1100, после окончания Первого Крестового похода, на неё безрезультатно претендовал Дагоберт из Пизы, первый латинский патриарх Иерусалима.
Пётр Кнафей
Пётр Кнафе́й (греч. γναφεύς — «сукновал, суконщик», так как в молодости был валяльщиком сукна; V век) — антиохийский патриарх (471—488), монофизит.
Карагеоргиевичи
, Караджорджевичи (серб. Карађорђевићи) — княжеская (1842—1859) и королевская (1903—1941) династия в Сербии и Югославии. Соперничала с династией Обреновичей.
Арсений Суханов
Введение 1 Биография Список литературы Введение Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600(1600), д. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд — 14 августа 1668, Москва[1]) — русский церковный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Шествие на осляти
Голландская гравюра XVII в. Шествие на осляти — обряд, совершаемый в праздник Входа Господня в Иерусалим. В письменных источниках упоминается с XVI века. В XVI веке шествие совершалась только в Кремле. С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).
Новгородское восстание
1650 года — одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Новгороде. Поводом послужившим для начала Новгородского восстания был рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведами территорий.
Монастырский приказ
Введение 1 История создания 2 Фактическая роль Список литературы Введение Монастырский приказ — в соответствии с 13-ою Главою [1] Соборного Уложения 1649, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин.
Феофил Александрийский
Феофил (греч. Θεόφιλος) — Патриарх Александрийский. занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.
Раскол русской православной церкви причины раскола
РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ 1. Причины церковной реформы Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.
Становление абсолютизма - окончание централизации государства
Продолжение централизации государства. Становление абсолютизма. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком.
Народные движения XVII в.
XVII век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения народных масс — был насыщен народными волнениями. Характерная черта этого времени — восстания в городах.
Аввакум Петров
Родился 1621 год, умер 14 (24) апреля 1682(1682-04-24). Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика. День памяти 14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю).
Адриан
В мире Андрей, десятый патриарх всероссийский. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима.
Вонифатьев Стефан
Протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел.
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.
Авраам
Авраам, в Ветхом Завете, первый библейский патриарх, родился ок. 2000 до н.э. в Уре Халдейском (Месопотамия). Первоначально звался Аврам.