А.В. Вашкевич
Диоген Лаэртий (конец 2–3 в.) – древнегреческий историк философии, автор крупнейшего из дошедших до наших дней историко-философского исследования, содержащего биографические и доксографические сведения об античных философских школах и их представителях.
Не существует точного названия этой книги. Так, в парижской рукописи 1759 оно значится как: «Д.Л.: жизнеописания и мысли тех, кто прославился в философии, и в кратком виде сводка воззрений каждого учения». У Стефана Византийского: «История философа», у Евстафия: «Жизнеописания софистов». Несмотря на общее стремление к учености, демонстрируемое постоянными ссылками на авторитетные источники и мнения, автор оказался не в силах привести многообразный материал в стройную систему. В результате сам текст зачастую неравномерно перегружен цитатами разных авторов, приписываемых Д.Л. кому-либо одному, а философские теории самых различных, зачастую антагонистических школ складываются в одно философское течение.
Большую трансформирующую роль оказала последующая культурно-историческая трансляция данного текста. Например, эпиграммы, предшествующие изложению судьбы и взглядов каждого философа в этой книге, ранее составляли отдельный сборник. И хотя эти моменты делают истинность содержащихся в книге в целом сведений об античных философах по крайней мере относительными, текст Д.Л. все же содержит качественный материал об Эмпедокле, Пифагоре и стоиках, аутентичные письма Эпикура и др. Вследствие избранного стиля изложения материала не представляется возможным зафиксировать какую-либо определенную точку зрения самого Д.Л., не испытывающего потребности обнаружить свою философскую позицию.
Существует точка зрения, что именно те школы, которым Д.Л. уделяет особое внимание и излагает наиболее широко, пользуются его расположением, поскольку содержат референты его представлений. Однако в таком случае Д.Л. должен был придерживаться совершенно разных, часто противоположных взглядов, так как особое внимание он уделяет Платону и эпикурейцам, стоикам и скептикам. Беззаботная веселость, с которой Д.Л. относится к философии, демонстрирует нам облик античного грека, не скованного какими-либо условиями дисциплинарности и авторитета и, без сомнения, имманентно ощущающего античную литературу. В первой книге Д.Л. делит все греческие школы на ионийские и италийские, т.е. на восточногреческие и западногреческие. В ионийской школе он выделяет первое направление: от Фалеса или Анаксимандра до Клитомаха, второе: от Сократа, который почему-то причислен к лику натурфилософов, до стоика Хрисиппа (через киников Антисфена, Диогена Синопского и др.), хотя остается непонятным, почему учениками Сократа объявляются только киники и как понимать вектор от Сократа к явным его антагонистам стоикам. Наконец третья линия представлена Платоном, Аристотелем и Феофрастом, который заканчивает всю перипатетическую традицию, хотя на самом деле она существовала еще несколько столетий спустя. Относительно же второй, основной школы греческой философии, италийской, то Д.Л. считает ее основателем Пифагора, выводя из его установок без достаточных на то оснований – учения Ксенофана, Парменида, Зенона Элейского. Так, элеаты становятся у Д.Л. пифагорейцами. И уж совершенно удивительным образом замыкают эту ветвь Левкипп, Демокрит и Эпикур. Так, по Д.Л., в одной школе объединились и натурфилософы и их ярые противники. Но благодаря аутентичности большинства сведений, содержащихся в трактате, он по праву считается одним из интереснейших памятников античности.
Другие работы по теме:
Определение понятий
Определение — логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия. Платоновское определение человека.
Сократические школы, их философские воззрения
Сократические Школы Ряд философских направлений античности (4–3 вв. до н.э.), восходящих к учению Сократа и использующих сократический метод. К числу содержательно-генетических источников С.Ш. относятся также софистика и философская концепция элеатов, в силу чего название «С.Ш.» является достаточно условным.
по Философии 8
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра философии Контрольная работа по философии
Диоген Синопский 2
План. Введение. Биография Диогена Синопского. Идеи кинизма. Случаи из жизни Диогена (легенды). Введение. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и мнений фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Имя Диогена в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного.
Сократические школы
Ки́ники (греч. κῠνικός, лат. cynici) — наиболее известная сократическая школа. Киническая школа была основана Антисфеном на рубеже IV-го и V-го веков до н. э., самым знаменитым киником стал его ученик Диоген Синопский. Учение получило широкое распространение в III-м веке до н. э.
Диоген Синопский и школа киников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦЕПЛИН КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Эпикур
Проблема страха как важнейшего модуса человеческого существования, организации внутреннего духовного мира человека восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире.
Кинизм и его представители
Зарождение кинизма, вера Антисфена в "возврат к природе" без правительства, частной собственности, брака, установленной религии. Философские взгляды Диогена Синопского. Ученики Диогена эллинистической эпохи. Кинизм эпохи империи, его значение в философии.
Бытие идеального
Идеальное как важнейшее свойство сознания, исходный смысл проблемы. Понятие идеи и идеального в философии. Специфика человеческой формы идеального в работах философов разных времен. Учение Платона об идеях и его смысл. Специфика бытия идеального.
Эпикур 2
Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Древнегреческая философия
Особенности древнегреческой философии. Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен. Парменид, Зенон - элейская школа.
Практический путь развития души в учении киников
Учение киников как последователей сократической философской школы и ее основатели - Анистфен и Диоген. Основная цель философии - изучение внутреннего мира человека, отказ от материальных благ, умение отстаивать свою точку зрения, душевное равновесие.
Анархизм 2
Калугина Мария Политология 1 курс Анархизм План: О сути Анархизма Происхождение Анархизма Базовые принципы анархизма Основные направления в анархизме
«Черкассы 1»
Рвс-5000 нпс «Черкассы – 1», и проектированию резервуара рвсп-5000. Общий объем дипломного проекта составляет 140 страниц, включая 31 таблицу, 26 рисунков и схем. Дополнительно к общему объёму прилагаются 7 приложении и 8 листов чертежей формата А1
Диоген Синопский
Перевезенцев С. В. Диоген Синопский (IV в до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Название этого философского направления – киники, согласно одной из версий возникло от именования афинской гимнасии Киносарг ("зоркий пес", "резвые собаки"), в которой преподавал ученик Сократа Антисфен (V–IV вв. до н.э.).
Чудак
Автор: Рылеев К.Ф. Рылеев Кондратий Фёдорович Чудак Угрюмов был странный человек: он ненавидел женщин и, не веря добродетели их, везде поносил прекрасных. За два года пред сим писал он другу своему:
Эллинистическая литература
Историки спорят по поводу датировки эллинистической эпохи. Большинство исследователей считают ее началом победу Филиппа над греками в 338 г. до н. э. или начало похода Александра на Восток в 334 г. до н. э.
Исторический анекдот
Введение 1 Примеры исторических анекдотов 4 Внешние ссылки Введение Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни. Исторический анекдот не является разновидностью анекдота (подобно тому как морской ёж не является разновидностью ежа).
Гефестион военачальник
Гефестио́н (греч. Ήφαιστίων, 356 — 324 гг. до н. э.) — ближайший друг Александра Македонского и один из его полководцев.
Голицын, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Голицын, Борис Владимирович Введение Князь Бори́с Влади́мирович Голи́цын (1769—1813) — российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант.
Антиохия
Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая
Лже-Диоген
План Введение 1 Гибель Льва Диогена 2 Появление самозванца 3 Лжедиоген и Владимир Мономах. Гибель самозванца Список литературы Введение Лже-Диоген (? - 15 августа 1116) самозванец, выдававший себя за Льва Диогена, сына Романа IV Диогена и Евдокии. Убит.
Габриэл Сундукян
Сундукян Габриэл (1825—1912) — крупнейший армянский драматург, основоположник армянской реалистической драматургии, создатель национального восточно-армянского театра. Р. в Тбилиси в богатой купеческой семье.
Диоген Синопский
Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ум. ок. 330–320 до н.э.) — др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни.
Диоген Синопский
Диоген Синопский и школа киников. Отрицание всего материально-ценного в жизни. Описание Диогена как личности. Примеры и высказывания.
Лаиса
Жизнеописаие известной античной гетеры.
Фалес Милетский
Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде.