А.Н. Шуман
Боэций (Boethius, Boetius) Анаций Манлий Торкват Северин (ок. 480—524 / 526) — рим. философ, теолог и поэт. Был выходцем из знатного рим. рода, образование получил, по-видимому, в Риме, в доме близкого друга своей семьи патриция Аврелия Меммия Симмаха. С 510 Б. находится на государственной службе, сначала как консул, а затем (с 522) в должности «магистра всех служб» (высший административный пост в королевстве остготов). Однако его деятельность при дворе остготского короля Теодориха была недолгой: в 523 Б. был обвинен в измене, заключен в тюрьму, а затем казнен. По разным сведениям казнь совершилась в 524 или 526.
Основной своей задачей Б. считал переводческую и комментаторскую деятельность. Он намеревался перевести на латынь все сочинения Аристотеля и Платона, а также показать, что в учениях этих философов много общего и мало различий. Этот грандиозный проект не был им осуществлен, но перевести и прокомментировать большинство логических трактатов Аристотеля ему все же удалось. Основываясь на соч. некоторых антич. авторов, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Хотя в данном случае Б. выступил прежде всего как систематизатор антич. наследия, значение его деятельности трудно переоценить: эти работы, по сути дела, стали основой раннесредневековой учености. Благодаря комментариям Б. в средневековую философию вошли проблемы универсалий, первичной и вторичной интенций и т.д.
Как самостоятельный философ Б. наиболее ярко проявил себя в т.н. теологических трактатах, в которых он попытался с помощью филос. метода разрешить некоторые проблемы, специфические для христианской теологии, напр. тринитарную и христологическую. При этом философ активно использовал инструментарий формальной логики, в связи с чем Б. часто называют отцом схоластики. Проблема сущности и существования, одна из коренных проблем средневековой философии, также затрагивается Б., различающим в одном из своих теологических трактатов сущность (id quod est) и существование (esse).
Философию Б. рассматривает как род, а ее виды составляют теоретическая и практическая философия. Видами практической философии, в свою очередь, являются этика, политика и экономика теоретическая философия подразделяется на теологию, физиологию и науку об интеллигенциях (духовных сущностях) и человеческих душах.
Отдельно Б. рассматривает четыре математические науки, составляющие квадривиум, т.е. четверной путь к мудрости, или философии. Помимо квадривиума Б. рассматривает тривиум, группу дисциплин, которую составляют логика, грамматика и риторика. Для Б. логика, или диалектика, — это умение правильно строить умозаключения и рассуждать. «Простыми элементами» логики, по мнению Б., являются слова, однако не просто слова как таковые, но слова, обладающие обозначающей функцией, являющиеся частью высказываний. Целью логики как инструмента филос. познания является проверка утверждений на истинность и нахождение ошибок в аргументации.
Б. предполагает, что обозначающие слова репрезентируют существующие вещи. Он понимает категории Аристотеля как обозначающие звуки, призванные обозначать высшие роды сущего. Смысл этого таков: число единичных вещей бесконечно, их многообразие не может быть охвачено умом, и они не могут стать объектами науки. Но поскольку вещи обладают некоей общей природой, то в конечном счете любая из них подпадает под тот или иной род, может быть определена и познана. Отдельно следует сказать о том, что, согласно Б., является объектом науки — индивид или общее. С одной стороны, ясно, что индивиды преходящи и бесчисленны, и о них не может быть никакой науки, а с др. стороны, очевидно, что общее познается только из единичного. Решение таково: предметом науки является общее, но то общее, которое реально существует в индивидах и которое познается благодаря чувственному восприятию индивидуальных вещей.
В разных сочинениях Б. предлагает разное решение проблемы универсалий. В «Комментарии к Порфирию» он в духе Аристотеля утверждает, что общее находится в чувственно воспринимаемых вещах, хотя и мыслится отдельно от них, а в трактате «О Троице», напротив, в духе платонизма указывает, что общее существует вне материи, а индивидуальные вещи неким образом ему причастны.
Бог, согласно Б., это сущность, лишенная материи, множественности и акциденций. Он — чистая форма, что отличает Его от чувственно воспринимаемых вещей, состоящих из формы и материи, поскольку Он един и абсолютно прост.
Особняком в творчестве Б. стоит его самое известное произведение — «Утешение философией». В «Утешении» затрагиваются многие метафизические и этические проблемы, как то: природа Бога, предопределение и судьба, свобода воли и происхождение Вселенной. В Средние века «Утешение» было едва ли не самым популярным филос. сочинением. Его читали государственные деятели, поэты, теологи и философы. Книга была переведена на староанглийский и старонемецкий языки. Влияние «Утешения» можно проследить у Данте, Чосера, в англо-норманнской и провансальской поэзии.
Наиболее полное собр. соч. Боэция напечатано в Патрологии Миня: Patrologiae cursus completus. Series Latina. Paris, 1973. Vol. 63—64.
На рус. языке соч. Боэция представлены в: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
***
Римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».
Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены «Начала» Евклида и «Арифметика» Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к аристотелевским «Категориям», что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: «Наставление в арифметике», «Наставление к музыке», «Комментарий к Порфирию», «О категорическом силлогизме», «О гипотетических силлогизмах», «О логическом делении», «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества», «Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанционально», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными», «Против Евтихия и Нестория». Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные – как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары «субстанция – акциденция».
Известная в схоластике метафизическая пара «форма – материя» также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, «величие» – это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку «божественности». При этом «Отец», «Сын» и «Святой Дух» не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
Другие работы по теме:
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Теоцентризм средневековой философии
В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Диалектический материализм
Философия марксизма-ленинизма. По характеристике Ю. Бохеньского, Д.м., являвшийся филос. доктриной коммунистического общества, есть объединение аристотелевской философии с гегелевской диалектикой.
Понятие “persona” в средневековой Западной Европе
Осознавали себя личностями люди западноевропейского средневековья или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно для начала выяснить, существовало ли в средние века само понятие “личность”.
Патристика. Отцы церкви
Патристика - (от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви.
Спекулятивная философия
Впервые термин 'теология' применительно к философским спекуляциям употребил Аристотель Его деление умозрительной философии на математику, физику и теологию сохранялось весь период раннего и развитого средневековья - вплоть до XII в.
Святой Исидор Севильский
Южный Федеральный Университет Физический факультет РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ Святой Исидор Севильский Студент 4 к. 3 гр. Кан М. Н. Святой Исидор Севильский (лат. Isidorus Hispalensis, исп. San Isidoro de Sevilla; ок. 560, Картахены, Испания — 4 апреля 636, Севилья, Испания) — архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей раннего Средневековья.
Роль казачества в истории украинского народа
Сегодня в Украине стараются возродить казачество, тщательно изучают жизни казаков, их обычаи традиции, создают современные казацкие отряды. В самом деле, времена казачества - часть героического прошлого украинского народа. Так в чем же заключается такой живой интерес к казакам? Почему же мы, украинцы, гордимся ими на весь мир?
Умберто Эко. Имя Розы
В руки будущему переводчику и издателю «Записки отца Адсона из Мелька» попадают в Праге в 1968 г. На титульном листе французской книги середины прошлого века значится, что она представляет собой переложение с латинского текста XVII в.
Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах
Венера простужена. Разглагольствуя о холодности Европы и европейцев, она беспрестанно чихает и кутает мраморные плечи в темные собольи меха. «Чем грубее женщина будет обращаться с мужчиной, тем больше будет она им любима и боготворима».
Гальба 2
Введение 1 Происхождение и карьера 2 Приход к власти 3 Правление и смерть 4 Источники Введение Се́рвий Сульпи́ций Га́льба (лат. Servius Sulpicius Galba, 24 декабря 3 г. до н. э. — 15 января 69) древнеримский император (с 6 июня 68 по 15 января 69).
Арзамас литературное общество
«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).
Французская революция фильм
Введение 1 Сюжет 2 Реакция на фильм 3 В ролях 5 Ccылки Введение «Французская революция» — высокобюджетный кинофильм в двух частях, с участием международного состава актёров, совместного производства Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады. Фильм был снят в 1989 к 200-летию Великой французской революции.
Тарговицкая конфедерация
Введение 1 Создание конфедерации 2 Действия конфедерации 2.1 Универсалы 3 Присоединение короля к конфедерации 4 Второй раздел Польши 5 Уничтожение конфедерации
410-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 420 до н. э. 1.2 419 до н. э. 1.3 418 до н. э. 1.4 417 до н. э. 1.5 416 до н. э. 1.6 415 до н. э. 1.7 414 до н. э. 1.8 413 до н. э. 1.9 412 до н. э.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Дробета
(лат. Drobeta) ранее дакийское, затем римское поселение на месте современного города Дробета-Турну-Северин на юго-западе Румынии. Была занята и колонизирована римлянами после того как пользу последних окончилась Первая дако-римская война (101—102) гг., как важный центр позднеантичной речной и сухопутной торговли на северном берегу реки Дунай.
Домициан 2
Введение 1 Внутренняя политика 2 Внешняя политика 3 Смерть Введение Тит Фла́вий Домициа́н, чаще называемый просто Домициа́н (лат. Titus Flavius Domitianus, 24 октября 51, Рим — 18 сентября 96, Рим) — последний римский император из династии Флавиев (Imperator Caesar Domitianus Augustus или Imperator Domitianus Caesar Augustus, с 14 сентября 81 г.), младший сын Веспасиана и Флавии Домициллы, брат Тита.
Заговор Катилины 2
Введение 1 Причины 2 Первый заговор 3 Второй заговор 3.1 Предыстория 3.2 Планы заговорщиков 4 Подавление заговора 4.1 Раскрытие заговора 4.2 Наделение Цицерона чрезвычайными полномочиями
Восстание Наливайко
Восстание Наливайко 1594—1596 гг. — восстание казачества и крестьянства на Украине и в Белоруссии под предводительством Северина Наливайко против власти Речи Посполитой.
Мост Траяна
Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к востоку от Железных ворот. Это был первый в истории мост через вторую по величине реку Европы.
Виленское воеводство II Речь Посполитая
Введение 1 История 2 Административное деление 3 Население 4 Воеводы Виленское воеводство (II Речь Посполитая) Введение Виленское воеводство (польск. wojewуdztwo wileńskie, лит. Vilniaus vaivadija, белор. Віленскае ваяводства) воеводство в Польской Республике. Оно было создано в 1926 году на территории бывшей Срединной Литвы.
Боэций
В 10-й песне «Рая» среди 12 великих мудрецов Данте воспел «безгрешный дух, который лживость мира являет внявшему его словам». Эти строки посвящены Боэцию, «последнему римлянину», включенному затем в число наиболее почитаемых учителей средневековья. Его произведения в течение многих веков служили фундаментом средневековой философии, системы образования, литературы и теории музыки.
Тетрик I
Гай Пий Эзувий Тетрик () (лат. Gaius Pius Esuvius Tetricus) — император Галльской Империи (270/271—273/274). Тетрик и его сын Тетрик II стали последними императорами Галльской империи.
Кодування файлу
Реалізація програми, яка буде забезпечувати шифрування і дешифрування будь-яких файлів по довільному алгоритму з використанням пароля. Можливість кодування та розкодування утиліти за простим алгоритмом Гамування, який базується на бітовій операції XOR.
Музыка эпохи Возрождения 2
Петр Киле Музыка эпохи Возрождения. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате «Установления гармонии» (1588) писал:
Северин Боэций Аниций Манлий
Христианский философ и римский государственный деятель. Приближенный Теодориха, обвинен в заговоре против него, в ожидании казни написал главное сочинение "Утешение Философией". Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля.
Северин Наливайко - лідер народного руху за справедливість
Реферат на тему: Северин Наливайко - лідер народного руху за справедливість Наливайко задумав продовжити справу Косинського в той час, коли єпископи зібралися віддати руську церкву у підлеглість Папі і коли Острозький у своєму посланні переконував усіх православних обивателів королівства польського протистояти підступам єпископів.
Конспект з уроку української мови Козацікий рік
Конспект уроку з української мови „Козацький рік” Українська мова (читання) Тема. О.Паламарчук „Козацький рід” (казка) Мета : розширити уявлення дітей про складові частини поняття козацького роду, родини; виховувати моральні якості людини; розвивати уміння працювати над значенням слів, висловів.