Бернар Клервоский (BernarddeClairvaux) (1091–1153) – классик европейского мистицизма, теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику. В 1113 поступает в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), в 1115 24-летний Б.К. основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком – Вильгельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики – монастыря Сент-Виктора. В звании аббата Клерво прожил всю жизнь, отказавшись от восхождения по иерархии клира. Аскет. Цистерцианский монашеский орден, в целом, отличается жесточайшим аскетизмом, однако об аскезе Б.К. слагали легенды еще при жизни: не желая отвлекаться от раздумий, он отказался встретиться с отцом, навестившим его в монастыре после смерти матери Б.К. заливал себе уши воском, дабы среди людей оставаться глухим к их суетности будучи погружен в раздумия о Боге во время многодневного пути по берегу Женевского озера, с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят, и т.п. При всей отрешенности от сует мирских, Б.К., вместе с тем, в полном смысле может считаться духовным вождем своего времени: история первой половины 12 в. вершилась под его влиянием и несет на себе яркий отпечаток его личности. Его духовный авторитет был столь высок, что, будучи клервоским аббатом, Б.К. фактически руководил политикой современных ему пап (Иннокентий Второй был обязан ему престолом, Евгений Второй был его учеником), выступал советником светских государей, постоянно приглашался для разрешения политических конфликтов и большую часть жизни провел в разъездах, улаживая дела большой политики, выступая посредником между папским престолом и светской властью при дворах Европы. В политической среде, однако, Б.К. выступал не с позиций беспристрастного третейского судьи, но неукоснительно проводил в жизнь свое политическое credo: идею всемирного единства человечества на теократической основе, что на практике выливалось в решение политических проблем в пользу папского престола (например, в конфликте между папой Иннокентием Ii и Людовиком Vii из-за епископской инвеституры). Активно участвовал в искоренении ересей, чья социальная ориентация могла быть оценена как анти-папская (генрициане, «братство ткачей» и др.). В этом же контексте выступил инициатором Второго Крестового похода (1147), принимал непосредственное участие в создании Устава рыцарского ордена тамплиеров (принят на Соборе в Труа в 1168). Пламенный оратор и выдающийся проповедник с колоссальным суггестивным потенциалом (сохранилась легенда о том, как он силой своего красноречия внушил германскому императору Конраду Iii – вопреки всякой логике и его собственному желанию – возложить на себя крест). В практике богопознания был однозначно сориентирован на мистику как непосредственное постижение «абсолютного света» в акте Божественного откровения (в силу чего, будучи последователен в своих взглядах, резко выступал против «отравы» рационализма схоластики). Б.К. является основоположником (вместе с монахами монастыря Сент-Виктор) французской мистической школы – специфического направления в развитии мистицизма, оформившегося затем в мощное идейное течение, охватившее всю Европу и наложившее свой отпечаток на всю западно-христианскую теологию. Специфические особенности христианской мистики, достаточно резко отличающие ее от других вариантов мистицизма и заключающиеся в напряженно выраженной интимной ориентации и тяготением к эротической терминологии, будучи объективно детерминированы своего рода эротическим подпольем культуры средневековой Европы (т.е. эротической проблематикой, вытесненной за пределы культурной легальности, ищущей легитимного жанра и находящей таковой, среди прочего, в ортодоксальной мистике, как это ни парадоксально на первый взгляд), получили путевку в жизнь именно в произведениях Б.К. Мистическое учение Б.К. о любви к Богу основывается на философии неоплатонизма в его августиновском истолковании и центрируется вокруг слов апостола Иоанна «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8 и 16). Основной жанр мистических произведений Б.К. – проповедь («О почитании Бога», «О ступенях смирения и гордости», «О размышлении» и др.), основное содержание – любовь и восхождение к Богу, единение с ним в акте «слияния души с Богом» (86 проповедей на «Песнь Песней»). Вся аскеза и покаяние – лишь средства усовершенствования христианина в его любви к Богу: «Одному Господу и честь и слава, но ни та, ни другая не будет угодна Господу, не приправленная медом любви. Любовь сама себе довлеет, сама по себе угодна и ради самой себя. В ней самой ее заслуга, она сама себе служит наградой. Любовь не ищет вне себя самой своей причины, не ищет для себя и плода, ее польза в самом ее проявлении. Я люблю, потому что люблю я люблю для того, чтобы любить. Великое дело любовь.» Последняя фраза (знаменитая формула “magna res est amor”) по праву может рассматриваться как credo Б.К., выстраивая в его доктрине аксиологическую шкалу христианских добродетелей (из коих первые 4 заимствованы от античности) и сопрягая их с днями седмицы: умеренность, мудрость, мужество, справедливость, веру и надежду Б.К. относит к будним дням, любовь же – ко дню субботнему, ибо все христианские добродетели обретают в ней свое завершение. В любви, согласно Б.К., могут быть выделены различные ступени:
1) любовь к себе ради самого себя
2) любовь к Богу ради себя
3) любовь к Богу ради Бога
4) любовь к самому себе единственно ради Бога. Последнее случается «тогда, когда человек в полном упоении божественном забудет о самом себе и, как бы отпавши от самого себя, весь погрузится в Бога и, слившись с ним, будет единым с ним духом». Бог влагает в человеческую душу любовь к себе, и тогда, как к высшему благу, стремится она к единению с ним, начиная свое «божественное восхождение». В различных своих работах Б.К. выделяет различное число ступеней этого восхождения (от 3 до 12), однако сама идея стадиальности является обязательной: «не вдруг хочу я стать высшим, поступенно возвыситься хочу». Классическим является выделение таких ступеней, как «лобзание стопы, длани и уст Господних», т.е. – соответственно – покаяние в грехах, утверждение во благе и единение с Богом. «Краса воздержания и постоянные плоды покаяния... восстановят тебя от нечистот... А посему да будет любовь твоя пламеннее, и да постучишься ты увереннее за тем, чего тебе, по чувству твоему, недостает, стучащему же отверзется». Соединясь с Богом в едином духе, душа достигает в этом акте пределов Божественной любви, уподобясь Богу в праведности, блаженстве, красоте и знании и проникаясь божественной волей, сохраняя при этом, однако, и волю человеческую: «дерзаем поднять голову к самым устам славы, дабы в трепете и робости не только воссозерцать, но и облобызать ибо Господь Христос есть дух перед лицом нашим, к нему припадаем в священном лобзании, дух един по снисхождению его становимся». Таким образом, мистицизм Б.К., как и христианская мистика в целом, демонстрирует остро личную окрашенность и напряженную интимность переживания. По самооценке Б. К., в проповедях его «всюду говорит любовь поэтому, если кто желает усвоить себе смысл того, что здесь сказано, то пусть полюбит». В своих мистических проповедях Б.К. выступает как блестящий стилист, и подобно тому, как основные идеи и терминология его проповедей наложила свой отпечаток на содержание европейской мистики, задав базовую тенденцию ее эволюции, так и стиль Б.К. задал стилистическую парадигму для всей мистической теологии, в рамках которой стиль самого Б.К. остается непревзойденным образцом. Его построение текста организовано фактически по постмодернистскому принципу конструкции, где каждая фраза являет собой изящный коллаж скрытых и явных цитат, пересекающихся ассоциативных рядов с завершающим благозвучным кадансом (только тезаурус цитируемых источников сужен до Священного Писания), а целое – характеризуется одновременно страстным пафосом и возвышенной трепетностью. Усвоение этого стиля западно-христианской мистикой задает особый вектор в европейской культуре, обнаруживающий свое влияние не только в духовной традиции, но и в светской поэзии (классический пример – южно-французская куртуазная поэзия, лирика трубадуров). За заслуги перед католической церковью Б.К. был причислен к лику святых (1174), цистерцианский монашеский орден уже в 12 в. носит имя бернардинского, два перевала в швейцарских Альпах, многократно пересекавшихся им во время его дипломатический путешествий, названы его именем: Большой и Малый Сен-Бернар. Культура ставит иногда и неожиданные памятники так и применительно к Б.К.: от названия альпийских перевалов имя «сен-бернар» перешло к породе собак, спасавших людей из-под снежных лавин на этих перевалах.
М.А. Можейко
Другие работы по теме:
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Магнитное поле Процесс формирования
Graphics Магнитное поле Содержание . 1 Чем создаётся 2 Вычисление 3 Магнитные свойства веществ 4 Проявление магнитного поля 5 Взаимодействие двух магнитов 6 Явление электромагнитной индукции 7Токи Фуко Graphics
Альбигойцы
Альбигойцы, христианская секта, получившая широкое распространение в 12–13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции.
Бальзак Оноре де
(1799 - 1850) Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур.
Франсуа Мориак. Тереза Дескейру
Тереза Дескейру выходит из зала суда. Ее обвиняли в попытке отравления мужа, но стараниями родных дело прекратили «за отсутствием состава преступления». Честь семьи спасена. Терезе предстоит вернуться домой, в Аржелуз, где её ждет муж.
Проспер Мериме. Хроника царствования Карла IX
1572-й г. Во Франции — в разгаре религиозные войны между католиками и гугенотами. Идет жестокая борьба за власть, в которой сталкиваются интересы трех основных партий — протестантов или гугенотов и партии ультрароялистов.
Андре Жид. Фальшивомонетчики
Место действия — Париж и швейцарская деревушка Саас-Фе. Время сознательно не уточняется. В центре повествования находятся три семейства — Профитандье, Молинье и Азаисы-Ведели.
Список графов Фуа
Введение 1 Сеньоры Фуа 1.1 Каркассонский дом 1.2 Дом Фуа-Каркассон 2 Графы Фуа 2.1 Дом Фуа-Каркассон 2.2 Дом Фуа-Грайи 2.3 Дом Альбре 2.4 Дом Бурбонов Введение
Беллониды
Введение 1 История 2 Генеалогия Список литературы Введение Беллониды (кат. Bel·lтnides[1]; исп. Bellуnidas; фр. Bellonides) — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению.
Вторая Итальянская кампания
Введение 1 Предпосылки 2 Расстановка сил 3 Ход 4 Результат 5 Искусство Вторая Итальянская кампания Введение Противники Франция Австрийская империяКомандующиеНаполеон БонапартМелас, Михаил Фридрих Бенедикт
Гитон де Морво, Луи Бернар
Луи Бернар Гитон де Морво (фр. Louis Bernard Guyton de Morveau) (4 января 1737, Дижон — 2 января 1816, Париж) — французский химик и политический деятель.
Гастон II де Фуа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Гастон II Богатырь (фр. Gaston II le Preux de Foix; 1308(1308) — 26 сентября 1343, Альхесирас или Севилья, Испания) — граф де Фуа, виконт де Беарн, де Габардан и де Марсан, князь-соправитель Андорры с 1315, французский военачальник во время Столетней войны, сын Гастона I, графа де Фуа, и Жанны д'Артуа.
Гастон I де Фуа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Гастон I де Фуа (фр. Gaston I de Foix; 1287(1287) — 13 декабря 1315, аббатство Мобюиссон, Понтуаз) — граф де Фуа, виконт де Беарн, де Габардан, де Кастельбон и де Сердань, князь-соправитель Андорры с 1302, виконт де Марсан с 1313, сын Роже Бернара III, графа де Фуа и виконта Беарна, и Маргариты де Монкада, виконтессы де Беарн.
Список председателей Национального конвента Франции
Введение 1 1792 год 2 1793 год 3 1794 год 4 1795 год Список литературы Введение Председатели Конвента выбирались депутатами на двухнедельный срок. За все 3 года действия Конвента (20 сентября 1792 года – 26 октября 1795 года) должность председателя замещалась 76 раз, но т.к. 3 депутата (Эро де Сешель, Робеспьер, Колло д’Эрбуа) занимали этот пост дважды, то тем самым всего председателями Конвента были 73 человека.
Графы д Арманьяк
Введение 1 Дом д'Арманьяк 2 Дом де Ломань 3 Дом д’Алансон 4 Дом д’Альбре 5 Дом де Бурбон 6 Дом де Гиз Введение Граф д’Арманьяк — титул, который носили правители гасконского графства Арманьяк, существовавшего с 960 до 1825 года.
Виконтство Мийо
Введение 1 История 2 Список виконтов Мийо Введение Виконтство Мийо (фр. Vicomtй de Millau) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Руэрг и впоследствии объединившееся с графством Родез, правители которого первоначально использовали титул виконтов Мийо.
Виконтство Минерв
Введение 1 История 2 Список правителей Минерва Введение Виконтство Минерв (фр. Vicomtй de Minerve) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Каркассон.
Дом Транкавель
Введение 1 История 2 Виднейшие представители Список литературы Введение Сеньоры Транкавель (Trencavel) принадлежали к одному из самых влиятельных родов Лангедока в Южной Франции и были вассалами графов Тулузы и королей Арагона (последним принадлежал и титул графов Барселоны). На пике могущества были виконтами Агда, Альби, Амбьяле, Безье, Каркассона, Нима и Разе.
Виконтство Брюникель
План Введение 1 История 2 Список виконтов Брюникеля Введение Виконтство Брюникель (фр. Vicomtй de Bruniquel) — феодальное владение на юге Франции, располагающееся на территории графства Альби.
Герцогство Беррийское
План Введение 1 Графы Беррийские 1.1 Каролингские графы Берри и Буржа 1.2 Графы Буржа (962—1101) 2 Герцогство Берри 2.1 Герцоги Беррийские 2.2 Титулярные герцоги Беррийские при Бурбонах
Графство Жирона
План Введение 1 История 2 Графы Жироны Список литературы Введение Графство Жирона (Жерона, Херона)[1] (исп. Condado de Gerona, кат. Comtat de Girona, фр. Comtй de Gйrone) — средневековое графство на территории современной испанской провинции Каталония.
Исленьо
Исленьо (также канарио ; исп. Isleсo; множественное число исп. Los isleсos; французский язык: Оlois; в буквальном переводе «островитяне», выходцы с Канарского архипелага). Исленьо — это потомки испаноязычных канарских иммигрантов, заселявших территорию современного штата Луизиана, острова Куба и Пуэрто-Рико, а также современную территорию республики Венесуэла во время испанской колонизации Америки.
Давид, Жак-Луи
План Введение 1 Ранний период 2 Знаменитые работы Введение Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Арно Аманье IX д Альбре
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 Библиография Список литературы Введение Арно Аманье IX (VIII) (фр. Arnaud-Amanieu, ум. 1401[1]) — сеньор д'Альбре, виконт де Тарта, де Марамн, де Дакс, сеньор де Нерак с 1358 года, граф де Дрё с 1382 года, великий камергер Франции с 1382 года, третий сын Бернара Эзи V, сеньора д'Альбре, и Маты, дочери Бернара VI, графа д'Арманьяка, один из самых могущественных магнатов Гиени, один из наиболее знаменитых военачальников времён Столетней войны.
Альбре
План Введение 1 История 2 Список правителей из дома Альбре 2.1 Сеньоры и герцоги д’Альбре 2.2 Короли Наварры, графы де Фуа и де Бигорр, виконты де Беарн и де Марсан
Тамплиеры. История
Первый крестовый поход, провозглашенный Урбаном II, двинулся на Ближний Восток в 1096 г. Поначалу это был стремительный поток паломников, невооруженных и недисциплинированных, поднятых энтузиазмом их предводителя Петра Пустынника.
Роже IV де Фуа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Роже IV де Фуа (фр. Roger IV de Foix; ум. 14 февраля 1265) — граф де Фуа с 1241, виконт де Кастельбон и де Сердань, сеньор Андорры ок. 1230—1260, сын Роже Бернара II Великого, графа де Фуа, и Эрмезинды, виконтессы де Кастельбон и де Сердань.
Роже Бернар II де Фуа
Роже Бернар II Великий де Фуа (фр. Roger Bernard le Grand II de Foix; ум. май 1241) — граф де Фуа с 1223, виконт де Кастельбон и де Сердань (по праву жены) 1226 — ок. 1230 (в 1230—1240 — администратор виконтств при сыне), сын Раймунда Роже, графа де Фуа, и Филиппы.
Людовик II Заика
План Введение 1 Биография 2 Жены и дети Список литературы Введение Людовик II Заика, или Косноязычный (1 ноября 846(08461101) — 10 апреля 879) — король Аквитании (Людовик III) в 866 — 879, король Западно-Франкского королевства (Франции) в 877 — 879, король Лотарингии в 877 — 879, король Прованса в 877 — 879 из династии Каролингов.
Абеляр
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abelard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Клод Бернар
Клод (Bernard, Claude) (1813–1878), французский физиолог, один из основателей современной экспериментальной медицины и эндокринологии.
Теофиль-Александр Стейнлен
Стейнлен, Теофиль-Александр (Steinlen, Thophile Alexandre) (1859–1923), французский художник, представитель символизма, мастер жанровой и социально-критической графики.
Надар
Надар (Nadar) (1820–1910) – псевдоним Гаспара Феликса Турнашона (Gaspard Felix Tournachon), французского фотографа, карикатуриста, воздухоплавателя и журналиста.