Н. Дератани
Плавт Тит Макций (ум. ок. 184 до нашей эры) — древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии.
В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV—III вв. до нашей эры — комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра (см. «Комедия»), — приспособляя ее к римской сцене, с ее образами предприимчивых купцов («Купец», «Три монеты»), пронырливых рабов, охваченных духом делячества, жадных до денег гетер («Купец», «Стих», «Эпидик»), паразитов-прихлебателей, хвастливых воинов и т. п. Но П. не ограничивается только приспособлением греческих оригиналов к римской сцене; его комедии имеют свою направленность, вытекающую из социального бытия поэта и его позиций в классовой борьбе. П. усиливал и качественно изменял буффонный элемент своих греческих оригиналов, вводя в них новые сцены и разговоры, пересыпанные часто грубыми эпитетами и колкостями, пропитывая их сочным плебейским юмором, от которого например так далек изысканный Теренций .
С мастерством рисуя образы рабов, сводников, паразитов, П. с особенной любовью воспроизводил образ ловкого раба-интригана, помогавшего своему молодому барину выкупить красотку, но вместе с тем дурачившего своих господ, не допускавших, чтобы раб был умнее барина. Значительное место в творчестве Плавта занимает комическая фигура всегда остающегося в дураках хвастуна-вояки (см. особенно комедию «Хвастливый воин», весьма популярную среди плебейских слоев, ненавидевших военщину). П. — консерватор, противник многих последствий роста денежного хозяйства и становления элементов эллинизирующейся культуры: отсюда его нападки на развратный город в противоположность неиспорченной деревне («Грубый деревенщина»), резкие издевательства над корыстолюбивыми сводниками, нападки на ростовщиков, разорявших мелких производителей, и т. д.
Комедия П. была живой массовой комедией, имевшей огромный успех у плебейской аудитории. С этим согласуется и ее яз., изобилующий грубыми остротами, каламбурами, комическими новообразованиями. Однако П. не был чужд веяний, шедших от эллинистической культуры, главными носителями которой в Риме являлись представители торгово-ростовщического капитала. Яз. комедий П. не столько яз. римских масс, сколько разговорный яз. образованных верхов (даже в яз. его рабов не удалось обнаружить специфики яз. эксплоатируемой массы). Староиталийский буффонный яз. — наследие ателлан, мимов, — сталкивается у П. с яз. слоев, уже воспринявших эллинистическую цивилизацию. С живостью и виртуозностью яз. гармонируют и чрезвычайная гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках», по своей структуре представляющих выдержанное, иногда симметричное целое. Все это языковое и метрическое многообразие в соединении с общей динамичностью пьес производит впечатление свежести и оригинальности, которыми, несмотря на подражание, так блещет П. Комедии П. (в I в. до нашей эры под именем П. ходило 180 комедий, но из них лишь 21, почти полностью дошедшие до нас, признаны подлинными) имели большой успех среди ремесленных, крестьянских и рабочих слоев; они ставились на сцене и в императорскую эпоху, а во II в. нашей эры, при социальном разложении и идеализации архаики, П. считали классическим поэтом. Средние века его мало знали. Лишь в эпоху Возрождения гуманисты ознакомились в рукописях с П., и его комедии начали появляться на сцене. С этого же времени появляются переделки и подражания П. (в Англии — Шекспир, в Норвегии — Гольберг, во Франции — Мольер). На П. опиралась комедия dell’arte , разрабатывавшая маски хвастливого воина и изворотливого слуги. Во французской драме образ слуги-ловкача отражал рост буржуазии и ее борьбу с феодальной аристократией: у Мольера — Скапен и Сганарель; у Бомарше — Фигаро, уже не пассующий перед аристократией, но побеждающий ее. В России интерес к П. проявился с половины XIX в. (русский перевод комедии «Пленники»).
Список литературы
I. Избранные комедии, перевод А. В. Артюшкова, под редакцией и с примечаниями М. М. Покровского.
Вступительная статья и введения к комедиям Н. Ф. Дератани, издание «Academia», Москва — Ленинград, 1933
Близнецы, перевод С. Радлова, Петроград, 1916
Comoediae, ed. by Lindsay, 2 vv., Oxford, 1910.
II. Нажотт Е., История латинской литературы от ее начала до VI в. нашей эры, пер., З. Шамониной, СПБ, 1914
Пиотровский А., Античный театр, в кн. «История европейского театра», т. I, изд. «Academia», Л., 1931 (с подробной библиографией). Русские переводы и подражания см. у Нагуевского Б., История римской литературы, т. I, Казань, 1911
Lodge G., Lexicon Plautinum, v. I, Lpz., 1901—1924
Leffingwell G·. W., Social and Priwate Life of Rome in the Time of Plautas and Terence, L., 1918
Michaut G., Histoire de la comédie romaine, II, Plaute, 2 vv., P., 1920
Fränkel E., Plautinisches im Plautus, Padeborn, 1922
Lachmann G., Plautinisches und Attisches, Berlin, 1931.
Другие работы по теме:
Латынь - язык науки и философии
Ставропольский Юридический Университет имени Чурсена Реферат По Латинскому языку На тему: «Латынь – язык науки и философии» Работу выполнил Студент ____ курса
Краткие сведения из истории латинского языка
Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Он называется «латинским» (Lingua Latina), так как на нем говорили латины (Latini —одно из племен древней Италии), населявшие небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. до н. э. (в 753 г., как считают древние историки) стал город Рим (Roma поэтому жители Лация называли себя также «римляне» (Romani).
Древний Рим
1. Особенности полисной идеологии. Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Литература древнего Рима
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Рим 3.Первые драматурги 4.Античная литература Рима 5.Поэзия 6.Заключение 7.Используемая литература ВВЕДЕНИЕ Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
Комедии Плавта
Государственная Полярная Академия Кафедра русского языка и литературы Реферат на тему: КОМЕДИИ ПЛАВТА Выполнил: студент 1-го курса Филологического факультета
Гольдони Карло
(1707 - 1793) итальянский драматург Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами.
Тит Макций Плавт
Пьесы Плавта называются comoedia palliata — "комедия плаща". Это сочинения, написанные с оглядкой на Новую комедию. Иногда заимствуется только сюжетная линия, иногда автор последовательно повторяет пьесу Менандра, Дифила, Филемона.
Публий Теренций Афр
Пьесы Теренция отличаются от пьес Плавта тем, что в них почти нет карнавального веселья Сатурналий, сквернословия или поношения, римской энергичности и напора. Теренций варьирует общечеловеческие и вечные гуманистические идеи Менандра.
Мифология и литература
Место мифологии в античной литературе. Сущность и классификация мифов. Сравнительная характеристика греческой космогонии и теогонии. Анализ произведений двух великих римских комедиографов - Плавта и Теренция. Особенности русского перевода "Оды" Сапфо.
Традиционализм и новаторство римской литературы
Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.
Стародавні жартують
Висміювання життя простолюду та показної мудрості у творах Феокрита та Лукіана. Творчість Езопа – раба, мудрішого за вільних та вищого за красенів. Творчість комедіографів Риму – Плавта, Теренція та Федора. Тонкий гумор латинських фразеологізмів.
Комедия Плавта "Хвастливый воин"
"Хвастливый воин" как одна из главных пьес Плавта. Пиргополиник как главный герой комедии Плавта. Общее представление о произведении, его теме и идее. Стилистические особенности и краткий сюжет комедии. Наиболее важные фрагменты текста и цитаты.
Римский театр
Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна .Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений : господа на время становились "рабами", а рабы "господами".
История театра древней Греции, Рима и средневековья
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос,а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея",дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Римский театр
Истоки римского театра. Народная драма в республиканском Риме. Появление литературной драмы в Риме. Ливий Андроник Гней Невий. Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров.
Культура Древнего Рима
Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами изначально проявилось в различии мифологий.
Геракл (Heracles)
Трагедия (ок. 420 до н. э.). Еврипид (Euripides) 485 (или 480) — 406 до н. э. Античная литература. Греция.
Куркулион (Curculio)
Куркулион — значит «Хлебный червь». Это прозвище одноглазого нахлебника-приживала, хитреца и обжоры, который ведет интригу в этой комедии.
II век до н. э.
Основные события 146 год до н. э. — разрушен Карфаген Расширение Римской империи Открытие Великого Шёлкового Пути Важные персоны Марк Порций Катон Старший «Цензор», римский политик, сторонник сохранения римской культуры, оставил сочинение по сельскому хозяйству и экономике «О земледелии»;
Культура античной Греции и Рима
Южноуральский Государственный Университет Кафедра МиТОМД Реферат На тему: « Культура античной Греции и Рима» Выполнила: студентка группы МТ-128 Полозова Юлия
Культура Древнего Рима в период республики
Превращение Рима в республику оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. Влияние греческой культуры содействовало распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Право, риторика и поэзия Древнего Рима.
Достижение Римской Империи
Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры.
Религия и нравы Литература науки искусство в Древнем Риме
В Риме с древних времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлян должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права.
История развития латинского языка
Латинский язык как один из наиболее древних письменных индоевропейских языков и основа письменности многих современных языков. Основные этапы, характерные с точки зрения внутренней эволюции латинского языка и его взаимодействия с другими языками.
Латинский язык и латинская юридическая терминология
В работе рассматривается тема латинского языка и латинской юридической терминологии. Обзор развития латинского языка, памятники литературы и их авторы. Часть работы содержит перечень латинских юридических терминов с переводом и объяснением их значения.