И. Нусинов
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891–) — беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи которых впоследствии были им уничтожены.
С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком литературе. Б. стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман — «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев — семьи Турбиных, в Киеве за период — лето 1918 — зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней.
Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий — народ, который «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», — рассказывает Б., — бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными. „Немцы побеждены“, — сказали гады. „Мы побеждены“, — сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно.
Б. вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм — оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса.
Примирение с большевизмом интеллигенции, которая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лойяльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками — могло быть истолковано как подхалимство. Романом «Белая гвардия» Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса.
Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность — «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма — «Диаволиада», новый быт — «грязь и гадость такая, о которых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ — «ведьмы», которые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит — Раб. коммуна»), новый боец — китаец, который примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции — «роковые яйца», из которых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа — полковник Малышев и врач Турбин — соединены в образе полковника Алексея Турбина.
В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме — врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель которого — апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме народ — одна лишь дикая петлюровская банда. В романе — культура белых — ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме — красота цветов Турбиных — сущность прошлого и символ погибающей жизни.
Задача автора — моральная реабилитация прошлого в драме — подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма — последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.
Б. не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, и это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика.
Последняя драма Б. «Бег», живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. — путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. — типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».
Список литературы
I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. кн. 4 и 5
Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925
II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924
Лиров М., «Печать и революция», кн. 5–6, М., 1925
Осинский Н., Литературные заметки, «Правда», № 170, М., 1925.
III. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.
Другие работы по теме:
Веховство
Ве́ховство , ве́ховцы — философское и общественно-политическое направление в русской интеллектуальной среде в начале XX века, получившее своё название по программному сборнику «Вехи» (1909). Инициатором издания последнего был Михаил Гершензон.
Размышляя над страницами романа Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков — знаменитый русский писатель, создавший многие произведения, интересные и по сей день. Этот удивительный человек, к сожалению, умер в 1940 году, оставив на письменном столе роман, который сочинял двенадцать лет и которому суждено было увидеть свет только спустя почти тридцать лет.
Рукописи не горят по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников своим трагизмом. Человек высоких моральных качеств, он немало сделал для своей родины как врач, проведя наилучшие годы своей жизни в борьбе с ужасными венерическими заболеваниями. Уже один этот факт мог бы поставить его на надлежащий уровень в государстве.
Булгаков Михаил
(1891 — 1940) Прозаик, драматург. Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.
Булгаков Михаил Афанасьевич 2
БУЛГАКОВ, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891–1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе Белая гвардия (1924) в изображении уклада дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета.
Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова
Автор: Булгаков М.А. Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читателям только четверть века спустя после его смерти. Все свои главные мысли, всю душу и весь талант Булгаков отдал роману «Мастер и Маргарита». Произведение принесло автору мировую славу, стало его откровением читателю.
Путь к истине по творчеству М. А. Булгакова
Автор: Булгаков М.А. О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то не нужном на суде... Мой ум не служит мне больше... М. Булгаков. “Мастер и Маргарита” Евангелические образы и мотивы возникают на протяжении всего романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сын профессора Киевской духовной академии, Михаил Булгаков хорошо знал историю христианства.
«У времени в плену...»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник своеобразного и глубокого таланта. Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное — они интересны читателям.
Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова
Место, где родился человек, — это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину.
Есть ли положительные герои в романе Мастер и Маргарита
Есть ли положительные герои в романе "Мастер и Маргарита"? Автор: Булгаков М.А. Есть ли положительные герои в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»? Над этим вопросом я хочу поразмышлять в своем сочинении. Я считаю, что положительных героев в романе нет, так как даже сам автор, описывая какие-то мелочи их внешности, поведения, показывал свое отнюдь не положительное отношение к ним.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Эссе о романе М.Булгакова
Автор: Булгаков М.А. Михаил Булгаков - всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману "Мастер и Маргарита". В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.
Фаустовская тема в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции.
«Был такой писатель...»
Михаил Афанасьевич Булгаков относится к той группе писателей, творчество которых не увядает с годами, а приобретает современное звучание.
Сатира в повести «Собачье сердце»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.
Житомирский областной комитет КП Украины
- орган управления Житомирской областной партийной организацией КП Украины (1937-1991 годы). Житомирская область образована 22 сентября 1937 года из восточных районов Киевской области. Центр - г. Житомир.
Михаил II Асень
Михаил II Асень (болг. Михаил II Асен) (1270-?) — царь Болгарии с 1277 по 1279 годы. Его правление было чисто номинальным и Михаила II Асеня обычно не включают в список болгарских правителей. В ряде источников именем Михаил II Асень неверно называют Михаила I Асеня, правившего несколькими десятилетиями ранее.
Вельтман, Михаил Лазаревич
Михаил Лазаревич Вельтман (пс. Павлович Михаил Павлович , Волонтер, 13(25) марта 1871, Одесса — 19 июня 1927, Москва) — российский публицист, историк, революционер, социал-демократ.
Булгаков Яков Иванович
Дипломат; образование получил в гимназии Московского университета. В 1761 г. Булгаков был записан на службу в Коллегию иностранных дел.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.