Лев Малхазов
3 сентября 1695 года - 30 марта 1764 года
В 1728 году в голландском городе Гронингене при дворе короля Касселя состоялся совместный концерт-состязание двух скрипачей-виртуозов - француза Жана-Мари Леклера и итальянца Пьетро Антонио Локателли. Подобные поединки были не редкостью в то время - вспомним намечавшееся соревнование органистов И.-С. Баха и Луи Маршана. За этим событием при нидерландском дворе следил местный органист Якоб Вильгельм Люстиг, который отметил, что Локателли во время исполнения постоянно гримасничал, а после каждого виртуозного пассажа выкрикивал публике: "Ну, что вы на это скажете!" Люстиг также запомнил и высказывание о Локателли королевского шута: "Этот парень - сущий дьявол, он, словно заяц, шпарит смычком по скрипке". О Леклере было сказано, что он услаждает слушателей ясным и теплым звучанием, стало быть, он - ангел.
Жан-Мари Леклер начал свою карьеру как танцор, однако его скрипичная и композиторская карьера сложилась более успешно. Обширное наследие Леклера состоит главным образом из более чем 60 сонат для одной или двух скрипок с цифрованным басом или без него. В 1764 году Леклер был убит при загадочных обстоятельствах, по-видимому собственным племянником.
Пьетро Локателли родился в 1695 году, на два года раньше своего "соперника по дуэли", а умер в один год вместе с ним. Ученик Корелли, Локателли оставил нам богатейшее наследство, которое составляют в основном многочисленные сонаты и концерты. Огромное значение имеет его сборник "Искусство скрипки" ("L`arte del`violino") 1733 года, состоящий из 12 виртуозных концертов и 24 каприсов для скрипки соло.
Пути Леклера и Локателли, "ангела" и "дьявола", действительно, неоднократно пересекались в Нидерландах, где Локателли прожил с 1728 года до самой смерти.
Забавный исторический эпизод состязания решили в буквальном и переносном смысле обыграть музыканты коллектива с экзотическим названием "Совет редких фруктов". Ансамбль был основан в 1997 году аргентинским скрипачом Манфредо Кремером, который сейчас совмещает должность первой скрипки в "Совете редких фруктов" с аналогичным постом в коллективе "Консер де насьон" у знаменитого Жорди Саваля.
"Совет редких фруктов" со свойственным только ему изящным натурализмом не упускает возможности поиздеваться над провокационной остротой королевского шута. "Ангел" предстает пopoй в дьявольской одежде, и наоборот, "дьявол" Локателли - сама нежность. Программа диска чередует произведения двух композиторов, погружая нас в атмосферу соревнования виртуозов барочной скрипки, коими, безусловно, были оба. После Увертюры ля мажор (соч. 13, № 3) Леклера следует До-мажорная соната Локателли (соч. 8, № 4) с каденцией из "Искусства скрипки" во второй части, "дьявольски" виртуозно исполненной Пабло Валетти. Затем в состязание вновь вступает Леклер с сонатой для двух скрипок без баса (Кремер и Валетти), после чего на сцене - "дьявол" Локателли (Соната ля мажор, соч. 8, № 7). Завершает "конкурс" изумительная по красоте Ми-минорная соната Леклера для скрипки соло и баса (соч. 2, № 1) в исполнении Кремера.
Вероятно, целью записи было не только воспроизвести атмосферу музыкального соревнования. Встреча Леклера и Локателли в Голландии - пересечение двух самых различных композиторских и исполнительских школ Европы - французской и итальянской. Эти музыкальные культуры, оказавшие столь ощутимое воздействие на, например, немецкое барокко, менее всего влияли друг на друга, оставаясь в значительной мере обособленными. Тем интереснее их сопоставление, предложенное нам столь искусно и иронично.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Стихотворение а. с пушкина мадонна.1
Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году. 30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «… часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», - и шутя прибавлял:».. я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.
Леклер, Жан-Мари
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Основные сочинения Введение Жан-Мари́ Лекле́р (ста́рший; фр. Jean-Marie Leclair; 10 мая 1697, Лион — 22 октября 1764, Париж) — французский скрипач и композитор, считающийся основоположником французской скрипичной школы.
Константино-Еленинская башня Московского Кремля
Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня Московского Кремля построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Творчество Леонардо да Винчи
Влияние Сандро Боттичелли на творчество Леонардо. Влияние Пьетро Перуджино на творчество Леонардо. Ангел Леонардо. Оригинальность гения Леонардо.
Евгений Шварц. Тень
Странные приключения произошли с молодым ученым по имени Христиан-Теодор, приехавшим в маленькую южную страну, чтобы изучить историю. Он поселился в гостинице, в комнате, где до него жил сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
Бембо, Пьетро
Пьетро Бембо (итал. Pietro Bembo; 20 мая 1470, Венеция — 18 января 1547, Рим) — итальянский гуманист, кардинал и учёный. Биография Пьетро Бембо родился в знатной патрицианской венецианской семье, его первым учителем был его отец Бернардо Бембо, придерживавшийся гуманистических традиций и занимавший высокие должности в Венецианской республике.
Конклав 1740 года
— один из конклавов, проводившихся в XVIII веке. 6 февраля 1740 умер престарелый папа Климент XII. С 18 февраля по 17 августа 1740 проходил конклав. В феврале 1740 для избрания нового папы римского были созваны кардиналы. Месяц проходил за месяцем, но они всё никак не могли договориться. Кардиналы, связанные с различным политическими группировками и королевскими домами Европы, отстаивали лишь свои интересы и отказывались идти на компромисс.
Театр итальянской комедии Париж
Введение 1 История 2 Отличительные особенности игры 3 Репертуар 4 Труппа 5 Галерея Список литературы Введение «Театр итальянской комедии» (фр. La Comйdie-Italienne) — общее название выступавших в Париже трупп итальянских актёров (в XVII - XVIII вв.), придерживавшихся эстетики комедии дель арте, оперных трупп XVIII - XIX вв. и современного театра в Париже, играющего итальянский репертуар.
Тольятти, Пальмиро
Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Пальми́ро Толья́тти (итал. Palmiro Togliatti; 26 марта 1893, Генуя — 21 августа 1964, Артек, Крым) — генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии.
Булгарини, Бартоломео
Бартоломео Булгарини (итал. Bartolomeo Bulgarini; известен по документам с 1337 г. — 1378, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа. О Бартоломео Булгарини упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» Джорджо Вазари. Он сообщает, что Бартоломео был учеником Пьетро Лоренцетти, и даже написал портрет своего учителя, который ранее хранился в Сиене.
Расписной крест
Введение 1 Характеристика 1.1 Типы крестов 2 Основные расписные кресты XIV века Список литературы Введение Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Сиенская школа живописи
Введение 1 Начало 2 XIV век 2.1 Портретный жанр 3 XV век 4 XVI век 5 Художники 5.1 1200—1250 5.2 1251—1300 5.3 1301—1350 5.4 1351—1400 5.5 1401—1450 5.6 1451—1500
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Мулир Младший, Питер
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Питер Мулир Младший (Пьетро Темпеста) (Pieter Mulier the Younger, il Cavalier Pietro Tempesta) (1637, Харлем – 29 июня 1701, Милан) – голландский и итальянский художник. Прозвище «Темпеста» (ит. tempesta – «буря, шторм, гроза») получил за свои пейзажи, на которых изображал бурное море.
Пьетро Перуджино
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография 5 Галерея Введение Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.
Орсеоло, Пьетро I
Пьетро I Орсеоло (928—997) — 23-й венецианский дож (976—978). Родился в 928 году в влиятельной семье Орсеоло. В молодые годы командовал венецианским флотом, воевал против пиратов.
Хассе, Иоганн Адольф
План Введение 1 Биография 2 Творческое наследие 3 Оратории 4 Церковная музыка 5 Оперы, интермеццо 6 Инструментальная музыка Введение Иоганн Адольф Хассе (нем. Johann Adolph Hasse, крещён 25 марта 1699, Бергедорф, близ Гамбурга — 16 декабря 1783, Венеция) — немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма.
Бразза, Пьер Саворньян де
Пьетро-Паоло Саворнан ди Бразза (итал. Pietro Paolo Savorgnan di Brazzа), более известный как Пьер-Поль-Франсуа-Камиль Саворньян де Бразза (фр. Pierre Paul Franзois Camille Savorgnan de Brazza) (26 января 1852(18520126) — 14 сентября 1905) — итальянский граф, положивший начало французскому господству по верхнему течению Огове и на Конго.
Аретино Пьетро
Аретино Пьетро [Pietro Aretino, 1492–1556] — итальянский писатель. Р. в тосканском городке Ареццо, сын бедного сапожника, юные годы провел в Перуджии, где пробовал учиться живописи, потом попал в Рим.
Мазарини, Джулио
Мазарини, Джулио (Mazarin, Jules) (1602–1661), первый министр Франции.
Волков Федор Григорьевич
Первый русский профессиональный актер, за которым утвердилось реноме основателя русского театра.
Пьетро Бадольо
Бадольо, Пьетро (Badoglio, Pietro) (1871–1956), премьер-министр Италии.
Арканджело Корелли (Corelli)
Воздействие Арканджело Корелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений трудно переоценить. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха.