Итальянский дирижер (1867-1957).
Непревзойденный король дирижерской палочки Артуро Тосканини был известен своей требовательностью. Он не терпел болтовни, приходил на репетиции строго вовремя, надевал рабочую куртку и вставал за пульт. Он здоровался с музыкантами и просил взять ноты того композитора, над сочинением которого предстояло работать. Все. Он начинал дирижировать, и горе было тем, кто относился к своим обязанностям менее внимательно, чем сам дирижер!
Однажды оркестр, которым дирижировал Тосканини, репетировал Девятую симфонию Бетховена. В партитуре было место, помеченное ff. Здесь следовало играть фортиссимо. Музыканты сыграли слишком тихо. Дирижер остановил их и попросил сыграть в соответствии с партитурой. Второй раз оркестр сыграл как надо, но мрачный Тосканини вновь остановил репетицию. «Значит, вы можете играть фортиссимо,— сказал он.— Почему же вы не сделали этого в первый раз? Нет у вас ни чувства, ни уважения к музыке!..» Тут же, негодующим жестом отбросив палочку, он ушел из зала. Но спустя некоторое время вернулся и продолжил репетицию, как ни в чем не бывало.
Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме. Его отец Клаудио Тосканини в юности участвовал в восстании Гарибальди и готовил сыну карьеру адвоката, однако Артуро, любивший музыку, поступил в консерваторию.
Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Пармскую консерваторию закончил в 1885 году и сразу отправился в Бразилию, подписав контракт, по которому должен был возглавить в оркестре Рио-де-Жанейро группу виолончелей. Он работал там виолончелистом и хормейстером, а в 1886 году дебютировал как дирижер и быстро понял, что дирижирование — его настоящее призвание.
У Артуро обнаружилась поразительная музыкальная память. Уже во время первого выступления в качестве дирижера 19-летний Артуро Тосканини поразил публику, дирижируя «Аидой» Джузеппе Верди без нот.
Верди вообще был его идеалом. Из-за природной стеснительности Тосканини они встречались только трижды, о чем Артуро позже очень жалел. Всю жизнь он носил с собой записку Верди, найденную в партитуре оперы «Фальстаф», считая ее своим талисманом.
Тосканини не было и тридцати лет, когда в его дирижерский репертуар входило 165 оперных сочинений, причем все эти произведения он знал наизусть. В 1887—1898 годах Артуро Тосканини выступал как оперный, а с 1896 года — и как симфонический дирижер. Оркестры под его управлением давали концерты во многих театрах Италии. Это была полезная школа. Итальянские театры того времени были подлинно демократичными, их охотно посещал простой народ. Особенно ценились оперы, тем более, что слушатели знали, как серьезно готовятся к концерту исполнители. А дирижер Тосканини был очень требователен к себе и оркестрантам. Репетиции под его управлением длились по 6—7 часов. Каждая музыкальная фраза, жест, нота оттачивались до блеска.
Тосканини был известен своим патриотизмом. Однажды в начале 1890-х годов в театре Пизы давали «Отелло». Во время исполнения партии Яго с галерки бросили бомбу, раздался взрыв, возмущенные синьоры в ложах потребовали вызвать полицию. Спектакль прервался. Уверенным взмахом дирижерской палочки Тосканини велел оркестру играть... гимн гарибальдийцев, который подхватили зрители, оставшиеся в театре, и артисты оперы: «Наш дом — вся Италия...» Поднялась овация. После спектакля толпа вынесла Тосканини из зала на руках.
Он одинаково требовательно относился ко всем артистам. Музыка была для него непререкаемым законом. Однажды в Пизе некая примадонна сделала в своей партии красивый, но ненужный голосовой пируэт. Тосканини моментально прервал репетицию. Певица обиделась и заявила, что, поскольку она звезда, то может делать, что хочет. Маэстро невозмутимо ответил, что звезды на небе, и, не желая далее спорить, передал партию другой исполнительнице.
В Турине после концерта Тосканини отправился в гостиницу и сразу лег спать, поскольку очень устал. Он вообще всегда выкладывался до остатка. Но публика в театре устроила продолжительную овацию и отказывалась покидать театр. Послали за Тосканини. И он был вынужден встать, одеться и вернуться в театр, где без репетиции, на «бис», продирижировал симфонией Шуберта.
Слава о знаменитом дирижере гремела по всей Италии. В 1897-1903 годах, 1906-1908, 1921-1929 годах он был главным дирижером театра «Ла Скала». Его пригласили в Америку, где в 1908—1915 годах он работал главным дирижером театра «Метрополитен-опера». В Америке, не имевшей тогда дирижеров такого масштаба, каждый шаг великого итальянского музыканта оплачивался золотом. В то время в «Метрополитен-опера» пел известный итальянский тенор Карузо. В 1910 году под управлением Тосканини и с участием Энрико Карузо была поставлена опера «Девушка с Запада» Джакомо Пуччини. Успех был настолько велик, что Пуччини пришлось выходить к публике 55 раз! В 1913 году под руководством Тосканини в США была поставлена и опера Мусоргского «Борис Годунов».
Несмотря на триумфальный успех, Тосканини охотно вернулся в Италию в связи с празднованием 100-летнего юбилея Джузеппе Верди. Он руководил празднеством в Буссето, родном городе Верди, а в миланской «Ла Скала» поставил две оперы великого итальянского композитора — «Травиату» и «Фальстафа».
Во время Первой мировой войны «Ла Скала» три года был закрыт. После войны Тосканини решил возродить его. Чтобы сформировать оркестровый коллектив, в 1920 году он предпринял длительную гастрольную поездку по Европе, а по возвращении в Милан приступил к работе в «Ла Скала». После первого сезона главному дирижеру выделили огромную сумму денег, однако он отказался принять их на личные нужды и полностью истратил на театр.
В начале 1920-х годов Тосканини работал на родине. Он поражал соотечественников интенсивностью и энергией. В 1922 году он дирижировал в «Ла Скала» 90 раз, а в 1923 — 81 раз. Ни один театр мира не имел такого богатого репертуара, как «Ла Скала», когда главным дирижером был Тосканини.
После прихода к власти фашистов музыкант эмигрировал в Америку. В 1926—1936 годах он дирижировал Нью-йоркским филармоническим оркестром, а в 1937—1954 годах — симфоническим оркестром Национального радио США. Во время Второй мировой войны Тосканини узнал, что в осажденном Ленинграде состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, посвященной борьбе против фашизма. Старый итальянский дирижер загорелся идеей исполнить симфонию в Америке и осуществил это в 1942 году. Репетиции оркестра проводились с огромной отдачей и энергией, Тосканини не пропускал ни одной детали. Премьера состоялась 19 июля 1942 года, симфония транслировалась по радио и была записана на пластинку, которую Тосканини послал Шостаковичу.
В 1955 году дирижеру пришлось пережить подлинное несчастье. Тосканини, которому исполнялось 90 лет, во время одного из концертов забыл, что нужно играть дальше. Можно себе представить, какой силы удар постиг маэстро, всю жизнь гордившегося своей музыкальной памятью! Оркестр замолк, Тосканини в сердцах покинул зал... Бесцеремонные газеты разразились уничтожающей критикой. Тосканини поселился в загородном доме, не желая никого видеть. Эмиль Гилельс, начинавший в это время гастроли в США, решился повидаться с ним. Он не очень надеялся на встречу, однако великий маэстро согласился его принять. Гилельс позже вспоминал, что Тосканини, пригласив пройти его в полутемную комнату, поставил на проигрыватель пластинку с 7-й симфонией Шостаковича и вместе с гостем, со слезами на глазах, слушал сочинение великого композитора.
Скончался дирижер 16 января 1957 года в Нью-Йорке. Артистическая деятельность Тосканини, одного из величайших дирижеров XX века, продолжалась около 70 лет. Исполнительское искусство этого мастера отличалось ярким темпераментом, активным волевым началом, точным раскрытием авторского замысла. Обширный репертуар дирижера включал произведения разных эпох от И. С. Баха до Д. Шостаковича.
Список литературы
Другие работы по теме:
Секреты памяти
Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Психологические особенности дирижёрской деятельности
Основные этапы становления коллектива из группы людей. Роль конформного поведения в развитии личности человека. Социометрическое изучение группы и методика референтометрии. Дирижёрская деятельность как объединение рационального и эмоционального подхода.
Стуруа Роберт Робертович
Народный артист СССР и Грузии, лауреат Государственных премий Родился в 1938 году в Тбилиси. Прадед Р.Р. Стуруа - Тевдорэ (Тедоре) Стуруа, жил в селе Набакеви, среди потомков известен как умный и добрый человек. Имел двоих сыновей - Ивана (Вано) и Георгия Стуруа. Братья Стуруа были революционерами, членами Коммунистической партии.
Владимир Самойлович Горовиц
В лице Горовица в искусство пришел один из самых выдающихся виртуозов. Дело тут не только в технической безупречности, ловкости в преодолении трудностей, а в том высоком артистическом горении, рыцарской отваге, даре воспламенять слушателей.
"Болеро" Равеля
Причина необычайной популярности: гипнотическое воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения.
Оперный театр Ла Скала, Милан
"Ла Скала" - мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда театр и получил свое название "Ла Скала" - оперный театр в Милане.
Метрополитен Опера, Нью-Йорк
Метрополитен Опера (Metropolitan Opera) - ведущий оперный театр в США (Нью-Йорк). Открыт в 1883 году спектаклем "Фауст". В зале театра 3625 мест. Сезон с сентября по апрель.
Опера Джакомо Пуччини "Богема" (La Boheme)
Опера в четырёх картинах; либретто Дж. Джакозы и Л. Иллике по роману А. Мюрже "Сцены из жизни богемы" и по его же драме "Жизнь богемы". Первая постановка: Турин, театр "Реджо", 1 февраля 1896 года.
Бертольт Брехт
(10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Б. известность.
Абрикосов, Григорий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Григо́рий Андре́евич Абрико́сов (1932—1993) — советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР.
Вильерс, Джордж, 1-й герцог Бекингем
Джордж Вильерс (англ. George Villiers; 28 августа 1592, Бруксби, — 23 августа 1628, Портсмут), 1-й герцог Бекингем (англ. 1st Duke of Buckingham, c 1623 г.) — английский государственный деятель, фаворит и министр королей Якова I и Карла I Стюартов.
Агирре, Лопе де
Введение 1 Биография 2 Издания его произведений 3 В культуре 3.1 В кино 3.2 В литературе 3.3 В видеоиграх 4 Биография Список литературы Введение Лопе де Агирре (Lope de Aguirre; ок. 1518—1561) — конкистадор баскского происхождения, имя которого стало в испанской традиции синонимом вероломства и жестокости.
Миранда против Аризоны
Введение 1 Предпосылки 2 Обстоятельства 3 Решение 3.1 Особое мнение Харлана 3.2 Особое мнение Кларка 4 Последствия решения 5 Дополнения и уточнения Список литературы
Финн, Павел Константинович
Па́вел Константи́нович Финн (настоящая фамилия — Финн-Хальфин) (род. 28 июня 1940, Москва) — советский и российский киносценарист, актёр.
Первая Португальская республика
Первая Португальская республика (порт. Primeira Repъblica Portuguesa; 5 октября 1910 — 28 мая 1926) — 16-летний период в истории Португалии между революцией 1910 года и государственным переворотом 1926.
Посольство Гватемалы в Москве
Здание, где располагается посольство Гватемалы в Москве (Коровий Вал, № 7). Посольство Республики Гватемала в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Гватемалы в России, расположена в Москве на Якиманке на улице Коровий Вал.
История Сальвадора
План Введение 1 Доколониальный период 2 Колониальный период 3 Сальвадор после обретения независимости 4 Сальвадор с 1930-х годов до нашего времени Список литературы
Мак-Каллок, Уоррен
Уоррен Маккалок (англ. Warren Sturgis McCulloch; 16 ноября 1899, Оранж, Нью-Джерси, США — 24 сентября 1969, Кембридж, Массачусетс, США) — американский нейропсихолог, нейрофизиолог, теоретик нейросетей и один из отцов кибернетики.
Чарли Чаплин 3
Детство Чарли было нищим, голодным, жестоким и одиноким, как у большинства детей того времени. Именно пережитое в эти годы впоследствии легло в основу многих замечательных комедий. Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф.Карно.
Густав Малер 2
Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия — 18 мая 1911, Вена) — австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков.
Вальпараисо
Вальпараисо… Само название этого чилийского порта будит смутные воспоминания о приключениях и опасностях. Именно отсюда началась колонизация испанцами земель будущего государства Чили.
Руджеро Леонкавалло
Это был талантливый представитель веризма — течения, возникшего в 70-е годы XIX века в итальянской литературе и позже распространившегося на музыку и театр. Суть веризма состояла в правдивом отображении действительности.
Джакомо Пуччини
В центр своих опер Джакомо Пуччини обычно ставил образ женщины, способной на жертву ради любви, женщины со сложной психологией, с противоречивым характером, который композитор мастерски отображал музыкальными средствами.
Дмитрий Шостакович
Шостакович, без сомнения, был и остается величайшим композитором XX века. Современники, знавшие его близко, утверждали, что он рассуждал примерно так: зачем лезть на рожон, если потомки все равно будут знать о тебе по музыкальным произведениям?
Винер Норберт
К проблеме "человек и компьютер" Норберт Винер обратился по ряду причин. Прежде всего потому, что его интересовали вопросы коммуникаций в технике, в живой природе и в обществе.
Паваротти, Лучано
Паваротти, Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо.
Никоненко Сергей Петрович
Сергей Никоненко вырос не в артистической семье, но свой путь определил для самого себя рано, твердо и навсегда. Это произошло, когда Сереже было 13 лет, и с этого момента для него существовала только одна профессия - профессия актера.
Юрский Сергей Юрьевич
Сергей Юрьевич играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной работы в Театре имени Моссовета он еще и артист МХАТ имени А.П.Чехова (с 1984 года), театра "Школа современной пьесы" (с 1994 года).
Стуруа Роберт Робертович
Удивительно качество режиссера: никогда не останавливаться на достигнутом, на знакомом, творчески уже освоенном, не делить искусство на "высокое" и "низкое". Его неизменно влечет развлекательное и игровое начало театра.
Артуро Тосканини (Toscanini)
Артуро Тосканини (Toscanini) (1867-1957) - итальянский дирижёр. Во время гастролей итальянской труппы в Рио-де-Жанейро (1886), где Тосканини работал концертмейстером виолончелей, дебютировал как дирижёр в "Аиде", заменив заболевшего маэстро.
Густав Малер (Mahler)
Австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура.
Евгений Светланов
Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры.