Реферат: Фальк Роберт Рафаилович - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Фальк Роберт Рафаилович

Рефераты по биографиям » Фальк Роберт Рафаилович

(1886–1958), русский художник, живописец, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда. Родился в Москве 15 (27) октября 1886 в семье юриста. Занимался в школах-студиях К.Ф.Юона и И.И.Машкова (1904–1905), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1909), где особое влияние на него оказали В.А.Серов и К.А.Коровин. Жил в основном в Москве, а в 1928–1937 – в Париже. Годы эвакуации (1941–1943) провел в Башкирии и Средней Азии. Был членом объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР.

Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика». Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистских полотнах (Поэт М.Рефатов, 1915; Дама в красном, 1918; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). Как и другие «бубновалетцы», мастер не пошел далее «аналитической» стадии кубизма, – и последующие, более радикальные, авангардные направления воспринимал обычно достаточно критически. В постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии, превращаясь в некое откровение – прекрасное и в то же время трагическое (Красная мебель, 1920, там же). При этом Фальк одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также в сфере театральной живописи (оформление спектакля Ночь на Старом рынке И.Л.Перетца в Государственном еврейском театре (Госет), 1922–1925; и др.).

Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы (Обнаженная в кресле, 1922, там же). Образ порой уподобляется ирреальному видению (Воспоминания, 1930–1931, там же). Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически-изысканные, хотя и вполне натурные феерии, – таковы большие циклы его французских и среднеазиатских пейзажей 1930–1940-х годов. Феерически-красивы, «самоцветны» и его портреты, неизменно предполагающие тонкое духовное сродство между автором и персонажем (Дама в белой шали, 1946–1947, Русский музей, Петербург; Искусствовед А.Г.Габричевский, 1952–1953, Третьяковская галерея). Он часто писал и автопортреты, духовно разметив ими свою жизнь (Автопортрет в красной феске, 1957, там же).

Его созерцательно-камерное, уединенное искусство к 1950-м годам окончательно обнаружило свою полную несовместимость с канонами соцреализма. На его пути к публике и творческой молодежи (вплоть до 1940-х годов он много сил отдавал преподаванию: во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских – и других институтах) возвигалось все больше препон. В поздние годы мастер стал, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции; «вечера у Фалька» вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

Умер Фальк в Москве 1 октября 1958