Подземные дворцы
(Петербургское метро)
Мосты чугунные через воды
Шагнут широкою дугой.
Раздвинем горы. Под водой
Пророем дерзостные своды...
А. С. Пушкин
Петербургское метро в сравнении с лондонским (1863), будапештским (1896) и парижским (1900) совсем юное. Ого открыли осенью 1955 года. Сегодня и представить невозможно, что когда-то в Ленинграде - Петербурге не было метро.
История нашей подземки, как это ни удивительно, началась около двухсот лет назад. В начале 19 века некто «мещанин Торгованов» предложил построить в городе «проезд с Адмиралтейской стороны на васильевский остров под Невою». Но император Александр 1 эту идею отклонил.
Сооружение ленинградского метро началось лишь в январе 1941 года. К тому времени Московское метро работало уже 15 лет. Возглавил строительство опытный инженер - путеец И. Г. Зубков. Но из - за войны строительство было приостановлено и возобновлено только в 1948 году.
Многие подземные станции петербургского метро представляют собой своеобразные памятники зодчества. Архитекторы, художники, скульпторы, украшавшие подземные сооружения старались подобрать свой художественный и идейный образ той или иной станции. В убранстве подземных интерьеров широко применялся, как камень, так и современные отделочные материалы - искусственные смолы, металлы, керамика, стекло. Декоративные панно из цветовых смальт, скульптурные и рельефные изображения из бронзы, гипса и металла дополняют и усиливают красоту натурального камня.
Идейно - смысловая тематика оформления станций обширна и отражает дух эпохи. Не забудем, что ленинградский метрополитен (большинство станций) сооружался в годы советской власти и потому в его оформлении преобладает идея прославления революционных, воинских и трудовых подвигов россиян, выдающихся свершений в науке и искусстве.
Вокзалы питерской подземки оформлены с большим художественным вкусом. В этом проявилась традиционность нашего градостроительства. Особенно торжественны и нарядны построенные первыми восемь станций - от «Площади Восстания» до «Автово».
Расположенный на пересечении Невского и Лиговского проспектов наземный вестибюль станции «Площадь Восстания» был построен в стиле неоклассицизма, который доминировал в ту пору в советской архитектуре. Круглое в плане здание украшено колонами дорического ордера. Они вырезаны из желтого известняка. События 1917 года нашли отражение не только в названии первой станции петербургского метро, но и в её подземном убранстве. Поддерживающие свод зала массивные пилоны, в своей нижней части облицованы коричневатым с белыми и кремовыми жилками мрамором. Бронзовые рельефы, размещенные в верхней части пилонов, повествуют о революционных событиях. На одном из них можно видеть В.И. Ленина на броневике, выступающего перед солдатами и матросами у Финляндского вокзала. Так же на рельефах «повествуется» об историческом выстреле крейсера «Аврора» и штурме зимнего дворца.
Наземный вестибюль станции метро «Владимирская», расположенный напротив одноименной православной церкви, что неподалёку от Кузнечного рынка, встроен и цокольный этаж старинного старого здания. В полуциркульной нише над эскалатором установлено красочное панно из цветных смальт «Изобилие», выполненное в мозаичной мастерской Академии художеств. Подземный зал станции отделан белым мрамором и украшен фризом из латуни. Мягкий, спокойный цвет стен дополнен светло - серыми и чёрными гранитными плитами, которыми вымощен пол.
В оформлении подземной станции «Пушкинская» зодчие Л.М. Поляков и В.А. Петров применили мотивы русской архитектуры начала 19 века. Отделка зала решена в нежной цветовой гамме, где господствуют белые и кремовые тона. О начале пушкинской эпохи напоминают стоящие у оснований пилонов торшеры с хрустальными чашами, декорированные щитами и копьями.
В торце станции установлено панно с изображением одного из чудеснейших уголков старого Царскосельского сада (художница М.А. Энгельке). Панно подсвечено так, что создаётся ощущение раннего летнего утра. На фоне панно установлена беломраморная фигура Пушкина (скульптор М.К. Аникушин). Поэт изображен сидящим у пруда на камне.
У пересечения загородного и Московского проспектов, в здании, где находится Управление Петербургского метрополитена, расположена станция «Технологический институт». Цокольная часть здания облицована мощными «скальными» блоками темно - красного гранита, а стены второго и 3-го этажей, украшенные массивной колоннадой, отделаны желтым известняком. Архитекторы А.М. Соколов и А.К. Андреев посвятили эту станцию отечественным ученым и инженерам. Над колонами можно увидеть 24 скульптурных медальона с изображением М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, А.С. Попова и других великих мужей науки.
Наземный вестибюль станции «Балтийская», следующей за «Технологическим институтом», украшают скульптурные медальоны с портретами прославленных русских флотоводцев - Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова. Архитекторы - проектировщики использовали для отделки стен и пола один из красивейших мраморов - голубовато-серый камень с тёмными и светлыми полосами своим цветом и рисунком напоминает волны Балтийского моря. Панно «1917год» с изображением крейсера «Аврора» с развевающимся красным знаменем призвано прославить подвиг балтийцев. Художники Г.И. и И.Г. Рублёвы выполнили панно в технике флорентийской мозаики, применив крупные куски мрамора и разнообразные виды поделочного камня.
Миновав Балтийский вокзал, поезд метро попадает на территорию бывшей Нарвской заставы. Оформление подземного зала метро «Нарвская» посвящено трудовой славе народов СССР. Горельефы с изображением людей разных профессий - рабочих-метростроевцев, Металлургов, учёных, моряков, лётчиков, учителей, шахтёров - установлены на пилонах станции.
Прямо напротив главной проходной крупнейшего в Петербурге Кировского завода (в прошлом Путиловского) расположен наземный вестибюль станции с одноименным названием. Солидное прямоугольной формы здание построено по проекту архитектора А.К. Андреева. Подземный зал станции «Кировский завод» - большой и светлый - разделён двумя рядами колонн, смонтированных впервые в истории метрополитена из чугунных тюбингов, облицованных светло-серым, с
искринкой, и дымчато-серым мрамором. Колонны соединены пологими арками. В их верхней части установлены металлические горельефы с индустриальной эмблематикой.
Сорок пять лет назад первая в северной столице линия метро заканчивалась в Автово. Между жилыми домами на проспекте Стачек нарядным выглядит наземный павильон станции, украшенный шести колонным дорическим портиком и куполом. С осени 1941 и до середины января 1944 года неподалёку проходила линия Ленинградской обороны. Вот почему убранство станции посвящено героизму советских воинов и ополчения. Плоские своды метровокзала, расположенного неглубоко от поверхности земли, поддерживают 46 колонн, установленных попарно вдоль перрона. В торце перрона, установлено панно «Победы» выполненное из мозаики.
Позднее в Петербурге были открыты ещё 3 линии метро со станциями использующими различные художественные оформления. Новые станции также отражали те или иные события, творчество писателей их имена и тематику.
Петербург пока значительно отстаёт по общей протяженности своих подземных трасс (сегодня общая длина линий составляет 98.62 километра, а число станций 58) от таких городов, как Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк. Однако разнообразие в отделке станций и их творческие художественные достоинства, несомненно, сделали петербургское метро одним из самых красивых в мире.
Другие работы по теме:
Реклама в метро
Размещение. Размер. Сроки и условия размещения рекламы. Методы изготовления изображения.
Реклама на дисплеях
Размещение. Размер. Сроки и условия размещения рекламы. Методы изготовления изображения.
Исследования по эффективности рекламы в метро
Рекламная ситуация в метро меняется достаточно часто. Это связано с экономическим положением в стране, и с постоянным развитием метрорекламы. В частности, с появлением в столичной “подземке” все новых рекламоносителей.
Метро в годы войны
На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. На станции "Кировская" находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.
Большая Грузинская улица
В 1725 году спасаясь от турецких и персидских захватчиков, в гостеприимную Москву переселился грузинский царь Вахтанг VI с сыновьями Бакаром и Георгием и свитой из князей, дворян и простых людей численностью более трех тысяч человек.
Между историей и прошлым
Советская эпоха оставила после себя не только огромный корпус текстов (литературу, картины, фильмы), но и особым образом оформленную материальную среду. Такими сооружениями являются Беломорканал, ВДНХ, Московский метрополитен и многие другие.
Памятник славной личности и ее творцу
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь славных личностей. Среди миллионов известных писателей, музыкантов, ученых, удостоенных этой чести, высечено в камне или в металле всего единицы литературных героев. Среди них - Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конан Дойля. Он возвышается возле лондонской станции метро «Бейкер-стрит», где на одноименной улице 221-дома Б, как написал А.
Общественный транспорт
Сочинение-описание с элементами рассуждения На мой взгляд, лучший способ путешествовать по городу - это ходить пешком. Когда вы ходите пешком, вы не зависите ни от какого вида транспорта. Вы можете любоваться красотой зданий и пейзажей. А идя вдоль улиц, вы можете пойти, куда вам нравится. Это все преимущества.
Тёркин на том свете
Автор: Твардовский Александр. Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол. У Теркина требуют аттестат, требуют фотокарточку, справку от врача. Теркин проходит медсанобработку. Всюду указатели, надписи, таблицы.
Роман Евгений Онегин 2
Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 2
«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни Автор: Пушкин А.С. Энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания. Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.
Парижские отели
После смерти Людовика XIV в период регентства и в годы правления Людовика XV строились небольшие дворцы. В них было множество разнофункциональных помещений, более камерных и уютных.
История Московского метрополитена
В 1814 году английский инженер Марк Брюнель, наблюдая за морским молюском-древоточцем, пробурившим своей раковиной отверстия в обломках затонувших кораблей, изобрел щит для проходки тоннелей.
Крит и Эгейское море
Древнейшая цивилизация Европы зародилась в восточном Средиземноморье на острове Крит. Когда же ее могущество склонилось к закату, ей на смену пришел первый говорящий по-гречески народ в этой части мира - "многозлатые" микейцы.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Бизнес-план Фармацевтическая компания
Описание: Фармацевтическая компания является обществом с ограниченной ответственностью, принадлежащим одному владельцу. Компании будет принадлежать аптека, которая будет находиться в Москве рядом со станцией метро «Выхино». Это объясняется тем, что здесь находится не только станция метро, но и платформа «Выхино», Государственный университет управления, рынок.
Яблочкина, Серафима Васильевна
Введение 1 Биография Список литературы Введение Яблочкина, Серафима Васильевна (урожденная Сорокина) (17(29). IV. 1842, Санкт-Петербург — 24.III(5.IV).1898, Москва) — драматическая актриса, иначе называемая Яблочкина 1-я. Жена Александра Александровича Яблочкина, мать Александры Яблочкиной.
Англо-русское соглашение 1907
года Петербургское соглашение 1907 года — разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии, положило конец «Большой игре» в Азии и завершило складывание тройственной Антанты. Было подписано в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 года министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном.
Григорьев, Пётр Григорьевич актёр
Пётр Григорьевич Григорьев (также известный как Григорьев 2-й ; 1807—1854) — русский актёр и драматург. В 1829 г. окончил Петербургское театральное училище. В 1831 году был принят актёром в Александринский театр. Исполнял характерные и бытовые роли. По свидетельству Театральной энциклопедии, обладал даром комедийной импровизации.
Маленькая Армения
Введение 1 Месторасположение 2 История 3 Фотогалерея Введение Маленькая Армения — сообщество, является частью района Голливуда в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Он находится в зоне, называемой Восточный Голливуд. Область обслуживается метро Red Line в Голливуд / Западной станцией.
Петербургское общество архитекторов
Введение 1 Цель Общества 2 Деятельность 3 Председатели Общества Список литературы Введение Петербургское Общество архитекторов — Санкт-Петербургское творческое объединение архитекторов. Организовано 20.10.1870 (утвержден устав). Образовалось на основе кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 по инициативе архитекторов Шретера В.
Подземные каменоломни Парижа
Подземные каменоломни Парижа (фр. Carriиres souterraines de Paris ) — это целая сеть подземных карьеров на территории Парижа, связанных между собой инспекционными галереями; сеть, свидетельствующая о проводившихся интенсивных горных выработках под землёй, начиная с античности, в Средние века и последующее время, с целью производства строительного материала для возведения сначала оборонительных и религиозных сооружений, затем также дворцов и домов парижской знати, заканчивая домами буржуа времён барона Османа.
Некрополь
Главный некрополь России — у Кремлёвской стены Некрополь во Франции Некро́поль (дословно «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις — город) — большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Трагедия на Немиге
— массовая давка в подземном переходе Минска возле станции метро «Немига», жертвами которой стали 53 человека. 30 мая 1999 г. многие минчане пришли на берег реки Свислочь на праздник пива, организованный пивоваренным заводом «Аливария», и приуроченный к нему концерт группы «Манго-Манго». Внезапно началась гроза, сопровождаемая крупным градом.
Венеция
На восточном берегу полуострова, омываемом Адриатическим морем, лежит порт Италии — Венеция. Этот город расположен на 118 островах.
Ананас
Ананас крупнохохолковый (Ananas comosus), тропическое травянистое растение семейства бромелиевых (Bromeliaceae) родом из Южной Америки, разводимое ради крупного съедобного соплодия.