Реферат: Экономическая интеграция в Центральной Азии проблемы и перспективы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Экономическая интеграция в Центральной Азии проблемы и перспективы

Рефераты по экономике » Экономическая интеграция в Центральной Азии проблемы и перспективы

Экономическая интеграция в Центральной Азии:
проблемы и перспективы


У Казахстана, так же как и у других новых независимых государств Центральной Азии, есть только два варианта формирования своего будущего в новых условиях:

(1)     самостоятельно решать задачи социально-экономического развития, довольствуясь достигнутым суверенитетом и опираясь исключительно на свои силы; при этом постоянно рискуя оказаться под влиянием более сильных соседних государств (заведомо проигрышный вариант);

(2)     развивать взаимовыгодные интеграционные связи с соседними государствами, совместными усилиями укрепляя свои национальные экономики.

Необходимость интеграции порождается сегодня целым рядом актуальных экономических проблем, которые не могут быть решены странами в одиночку. Нарастающая глобализация и интернационализация производства, углубление международного разделения труда делают неэффективной традиционную политику поддержки свободной конкуренции отдельно взятой страной. В одиночку противостоять жесткой конкуренции на мировом рынке сегодня не может ни одна страна. Это подстегивает поиск новых форм международного взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития отдельных стран в системе мировой экономики. Одной из таких форм является интеграция стран в различного рода межгосударственные союзы, в том числе и крупномасштабные региональные экономические комплексы с общей территорией, аппаратом управления, финансовой системой, экономикой, гражданством, внешней политикой.

Вместе с тем, региональная экономическая интеграция – это не только способ защиты от конкуренции мирового рынка, но и защита от экономической экспансии, поддерживаемой глобализацией. Это способ обеспечения устойчивости и самостоятельности развития каждой страны.

Вообще, глобализация и интеграция – объективные и взаимосвязанные процессы, которые будут определять мировое экономическое развитие в ближайшие десятилетия. При этом, если региональная экономическая интеграция для ведущих развитых государств – это способ сплочения и объединения усилий с целью сохранения определяющего диктата в мировом хозяйстве. То, региональная интеграция для развивающихся стран – это фактически единственная возможность противостоять негативным последствиям мировой глобализации и диктату со стороны ведущих стран мира.

У новых независимых государств Центральной Азии, чьи экономики были в составе мощного единого народнохозяйственного комплекса СССР, существует единственный путь занять достойное место в мировом экономическом сообществе – это региональная интеграция. Интеграция экономик центральноазиатских государств – это объективный и естественный процесс, обусловленный национальными интересами каждой из стран региона. Необходимость экономической интеграции в регионе во многом основана на глубокой взаимозависимости и взаимной дополняемости экономик стран региона.

Кроме того, углубление интеграционных процессов приобретает в настоящее время важнейшее значение для обеспечения как региональной, так и национальной безопасности государств Центральной Азии.

Основные направления экономической интеграции стран Центральной Азии

Углубление экономического сотрудничества в регионе возможно в нескольких основных сферах: (1) в области использования богатых природных ресурсов региона, в сфере энергетики и водопользования, в области транспортных коммуникаций; (2) в сфере строительства газо- и нефтепроводов; (3) в области производственной кооперации и развития сети совместных предприятий на основе межгосударственного разделения труда; (4) в экологической сфере, в решении проблем которой сегодня заинтересованы все страны Центральной Азии.

Для достижения цели углубления интеграционных процессов в регионе, на наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия на наиболее приоритетных направлениях экономического взаимодействия. Можно выделить четыре таких направления.

Во-первых, совместное рациональное использование водных и энергетических ресурсов. Приоритетность данного направления сотрудничества объясняется тем, что центральноазиатские государства связывают общие речные бассейны рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система, общая линия газопроводов Газли-Бухара-Ташкент-Шымкент-Алматы.

В водохозяйственной сфере региона сегодня сложились следующие проблемы: (1) общий дефицит водных ресурсов; (2) отсутствие единой правовой базы; (3) нередкое игнорирование интересов соседних стран; (4) нарушения имеющихся принципов распределения воды трансграничных рек; (5) невыполнение компенсационных поставок (имеется в виду компенсация Кыргызстану за воду из Токтагульского водохранилища в виде поставок тепло- и энергоресурсов в зимний период).

Все эти проблемы можно решить лишь при наличии достаточной политической воли центральноазиатских государств. Все вопросы должны решаться в ходе конструктивных переговоров. Главное - не превращать воду в инструмент политического и экономического давления. Необходимо придать воде статус общей ценности. Вода для Центральной Азии должна стать объединяющим, а не разъединяющим началом. Взаимодействие государств региона в этом направлении должно осуществляться на основе таких общепринятых принципов, как уважение суверенитета, равное партнерство, учет национальных интересов и добросовестное выполнение взаимных обязательств.

Главными задачами, на решение которых должны быть направлены усилия стран региона в этой сфере, являются: (1) разработка новой стратегии рационального использования водных ресурсов региона; (2) определение принципов эксплуатации межгосударственных водных объектов, расположенных на территории сопредельных государств.

В целях более эффективного использования водно-энергетических ресурсов региона необходимо выработать совместную для Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана стратегию.

В реализации общей водно-энергетической политики стран Центральной Азии большие надежды также связываются со вновь создаваемым Межгосударственным водно-энергетическим консорциумом.

Вторым приоритетным направлением развития экономической интеграции стран Центральной Азии является активизация торгово-экономического сотрудничества.

Сегодня между странами региона существует большое количество преград для взаимной торговли. В результате процветает контрабанда, наносящая прямой ущерб экономикам государств.

Анализ динамики товарооборота между странами Центральной Азии в последние годы свидетельствует о том, что объем взаимной торговли, несмотря на некоторое оживление в отдельные годы, в целом имеет тенденцию к снижению. Так, товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном в 2000 году сократился почти в два раза по сравнению с 1995 годом (с 422 до 212 млн. долларов США). Товарооборот между Кыргызстаном и Казахстаном снизился по сравнению с 1996 годом более чем в два раза (с 202 до 90 млн. долларов в 2000 году).

Такая ситуация сложилась отнюдь не потому, что нашим государствам нечем торговать. Напротив, по многим позициям наши экономики дополняют друг друга. Сокращение товарооборота между центральноазиатскими странами наглядно свидетельствует о наличии нерешенных проблем в данной сфере. Эти проблемы также можно решить при наличии заинтересованности сторон.

Можно предложить следующие механизмы решения проблем в сфере торгово-экономического сотрудничества: (1) гармонизация таможенного и налогового законодательства в объеме, необходимом для эффективного функционирования режима свободной торговли; (2) унификация таможенных правил и процедур; (3) недопущение односторонних действий по ограничению на ввоз товаров из стран Центральной Азии.

Третьим приоритетным направлением экономического взаимодействия государств Центральной Азии является сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере.

Сегодня многочисленные таможенные сборы, страховые взносы, прочие платежи делают транзит большегрузного транспорта через страны региона неприемлемо дорогим.

Поэтому в транспортно-коммуникационной сфере первостепенную важность имеют вопросы создания благоприятных правовых, экономических и организационных условий транспортировки грузов и перевозки пассажиров транзитом через территории государств региона. От решения этой задачи в определяющей степени зависит эффективность экономической интеграции в регионе.

Для решения этой задачи центральноазиатские страны должны: (а) сблизить нормативно-правовую базу в области транспорта; (б) согласовывать и проводить единую тарифную политику на всех видах транспорта; (в) и максимально сблизить тарифы на перевозку грузов и пассажиров.

Если по всем трем перечисленным направлениям экономической интеграции мы достигнем определенных результатов, можно выходить на более высокий -инвестиционный уровень сотрудничества. То есть, четвертым приоритетным направлением развития экономической интеграции центральноазиатских стран должно стать укрепление производственной кооперации и развитие прямых хозяйственных связей.

Можно предложить следующие механизмы реализации данного направления интеграции в Центральной Азии: (1) сближение национальных законодательств, регулирующих экономическую деятельность; (2) обеспечение равных организационно-экономических условий деятельности хозяйствующих субъектов на территории государств регион; (3) проведение согласованной политики в области специализации производства в отраслях промышленности; (4) поддержка высокоэффективных производств, представляющих интерес для государств региона; (5) развитие научно-технической и производственной кооперации на уровне хозяйствующих субъектов; (6) формирование по ряду взаимосвязанных направлений совместных программ и инвестиционных проектов.

В целом, углубление экономической интеграции в Центральной Азии возможно путем поэтапного движения: Зона свободной торговли – Таможенный союз – Платежный и валютный союз – Общий рынок товаров, услуг и капиталов.

Кроме того, углублению экономической интеграции в регионе будет способствовать сближение национальных законодательств и нормативных актов, обеспечение гармонизации таможенного законодательства и другие меры.

Наиболее эффективные формы региональной интеграции в Центральной Азии

За десять лет независимого развития после распада СССР было создано немало региональных и межгосударственных организаций. Это и СНГ, и Центрально-Азиатское экономическое сообщество, и Таможенный союз, и многие другие.

Но этот процесс вполне естественный. За первым периодом, когда были сильны центробежные тенденции и союзные республики, провозгласившие свою независимость, усиленно укрепляли национальный суверенитет, неминуемо последовал следующий этап. Рушилось единое экономическое, оборонное, культурное и информационное пространство.

Президент Казахстана Н.Назарбаев в то время оказался среди немногих политиков, высказывавшихся за цивилизованный "развод". Будучи руководителем-прагматиком, он предлагал максимально сохранить существовавшие хозяйственные связи и более рачительно использовать производственный потенциал, способствовать контактам народов, занимающих одну шестую часть планеты. Достаточно вспомнить учреждение СНГ в Алматы, обнародование идеи формирования Евразийского союза, тех же Таможенного союза и Центрально-Азиатского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. Во всех этих инициативах прослеживается приверженность руководства Казахстана к развитию интеграционных процессов на просторах Евразии.

Особое место в ряду региональных организаций занимает Евразийское Экономическое Сообщество, которое официально возникло в апреле сего года на базе Таможенного союза между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Беларусью и Таджикистаном.

По мнению многих казахстанских политиков, ЕврАзЭС является самой продвинутой на сегодня моделью экономического сообщества в регионе СНГ. Данная организация, объединяющая страны с населением свыше 180 миллионов человек и обширной территорией, богатыми природными ресурсами и развитой производственной инфраструктурой, имеет реальный шанс стать самодостаточным партнером на мировом рынке. Для этого сообщество имеет статус международной организации с четкой структурой и механизмом выполнения принятых решений, чего не было у Таможенного союза.

Важным является и обязательство стран-участниц ЕврАзЭС обеспечить преемственность ранее достигнутых соглашений. До 2000 года было создано единое экономическое пространство стран-участниц Таможенного союза, расширено взаимодействие в правовой и культурно-образовательной сферах. Удалось упростить некоторые таможенные процедуры, согласовать единые подходы министерств и ведомств к решению финансовых и хозяйственных задач, в частности в транспорте и энергетике. Только отмена большинства таможенных пошлин и ограничений увеличила товарооборот Казахстана с партнерами по сообществу в 1995 году на 44%. В последующем эти цифры росли ежегодно, за исключением кризисного 1999 года. К примеру, в 1996 году они превысили предыдущие показатели на 82%, в 1997 - на 53%, в следующем - на 24%, а в 2000 году - на 57%.

Что касается эффективности межгосударственных структур, следует признать, что естественное стремление стран к сотрудничеству, к сожалению, нередко наталкивалось на невыполнение решений и подписанных договоров. Выходом из положения стал переход к новой практике, когда договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками и, следовательно, они общеобязательны.

Каковы отличительные особенности ЕврАзЭС? Во-первых, все страны-участницы ЕврАзЭС сошлись во мнении, что на первом этапе подготовки документов будущей организации они не будут делегировать свои полномочия наднациональным структурам, сохранив тем самым самостоятельность и суверенитет. Однако это не исключает того, что по мере упрочения сообщества будут созданы предпосылки для перехода от межгосударственных к наднациональным органам наподобие Европейского союза.

Достигнутая сейчас организационно-правовая форма позволяет единой командой и на приемлемых условиях вести переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, продвигать и защищать свои интересы на рынках разных континентов.

Другой отличительной особенностью Евразийского экономического сообщества является впервые апробируемая на постсоветском пространстве система принятия решений путем "взвешенного голосования", когда страны будут голосовать и финансировать деятельность Интеграционного комитета пропорционально своему экономическому потенциалу. Взносы Казахстана в бюджет сообщества составляют - 20%. Для остальных государств они распределились следующим образом: для Российской Федерации - 40%, Беларуси - 20, Кыргызстана и Таджикистана - по 10%. При этом для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов, что исключает монополизм одного из государств. Однако для баланса интересов в высшем органе ЕврАзЭС - Межгосударственном совете, проводимом на уровне глав государств не реже одного раза в год и с участием глав правительств с периодичностью двух раз в год, - каждая сторона имеет один голос, а решения принимаются консенсусом.

Кроме того, ЕврАзЭС отличается от других региональных организаций конкретными целями и конкретными сроками их достижения. На настоящий момент времени разработана стратегия развития ЕврАзЭС до 2015 года. Так, в ближайшие два года должна быть введена в действие единая методология ведения статистики внешней торговли стран-членов сообщества. В этот же период будут унифицированы правила и процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых из одной страны-участницы ЕврАзЭС в другую.

С 2004 года предполагается перейти на согласованную систему мер, обеспечивающих экономическую безопасность стран сообщества. К 2005 году будут внедрены общие подходы к согласованной пограничной политике, развито многостороннее пограничное сотрудничество. К 2006 году планируется закончить обустройство пунктов пропуска на внешних границах государств-членов сообщества. А к 2010 году должно быть завершено полное обустройство и организацию согласованной охраны внешних границ стран ЕврАзЭС. К 2010 году предполагается также создать единую систему управления таможенными службами и отменить таможенный контроль на границах между государствами ЕврАзЭС. К 2015 году будет создана единая система управления пограничными службами государств-членов ЕврАзЭС.

На прошедшем 14 сентября 2001 года в Алматы заседании Межгоссовета ЕврАзЭС уже были сформированы Интеграционный комитет, комиссии постоянных представителей и избран первый генеральный секретарь ЕврАзЭС (Григорий Рапота, бывший первый замминистра промышленности и новых технологий РФ). Кроме того, была утверждена структура секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС и утвержден бюджет сообщества на 2002 год (в размере 83 млн. рос.рублей).

На первом заседании Межгоссовета ЕврАзЭС также был утвержден Базовый перечень и минимальные ставки на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств-членов сообщества. В сфере пограничной политики было принято соглашение об информационном взаимодействии. Его практическая реализация позволит пограничным службам стран-участниц оперативно обмениваться информацией, способствующей укреплению и охране внешних границ сообщества.

В целом, можно сказать, что по линии ЕврАзЭС начались согласованные действия  всех пяти стран-участниц в сторону реальной экономической интеграции.

Другой региональной организацией, имеющей хорошие шансы на реальную экономическую интеграцию, является Шанхайская Организация Сотрудничества, которая сегодня считается одной из самых эффективных в мире региональных организаций по безопасности и сотрудничеству. 

В июне этого года «Шанхайская пятерка», изначальной и основной задачей которой была борьба с терроризмом и экстремизмом, претерпела серьезную трансформацию. И не только, в том плане, что к ней присоединился Узбекистан. Но и, прежде всего, потому, что лидеры государств договорились расширить взаимодействие не только в военно-политической, но и в экономической областях. 

На первой встрече глав правительств ШОС, состоявшейся в сентябре 2001 года в Алматы, были обсуждены конкретные механизмы и направления экономического сотрудничества. Среди сфер будущего взаимодействия были обозначены транспортная инфраструктура и телекоммуникации, топливно-энергетический сектор, сельское хозяйство, туризм, банковская сфера, водохозяйственная и природоохранная области. 

На первом заседании был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Данный меморандум станет основой для разработки долгосрочной программы экономического сотрудничества. Основными целями развития сотрудничества в рамках ШОС являются: (1) выявление экономической взаимодополняемости государств-участников в интересах содействия всеобщему развитию их экономики; (2) содействие развитию совместных производств и торгово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов; (3) гармонизация национальных законодательств, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и т. д.

В настоящее время идет работа над главным документом – Хартией Шанхайской Организации Сотрудничества. Планируется, что Хартия будет подписана в июле следующего года в Санкт-Петербурге. 

В целом, создание Шанхайской Организации Сотрудничества поднимает отношения между странами региона на новый уровень и одновременно укрепляет безопасность и стабильность в регионе и во всем мире.

* * *

Углубление интеграционных процессов и расширение регионального сотрудничества в Центральной Азии будет способствовать не только социально-экономическому подъему стран региона и совместному выходу на мировые рынки, а также будет содействовать созданию условий обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития всего региона.