Аминистративная ответственность

Рефераты по административному праву » Аминистративная ответственность

Министерство образования Российской федерации

Ставропольский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и международного права

 

Курсовая работа

по предмету: «Административное право»

 

на тему: «Административная ответственность»

Выполнил:                       студент 3 курса   

                    34 группы  очного отделения

                    Корчагин Н.C.

Проверил:                           доцент к.ю.н.

                  Кудряшов К.В.

 

Ставрополь-2002г.

 

Содержание

1. Введение                            

2.Административная ответственность: понятие соотношение с инными видами  юридической ответственности

3.Основания возникновения административной ответственности ее принципы. Соотношение  административной ответственности и административного наказания

4.Структура Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Источники законодательства об административной ответственности

5.Административное правонарушение:понятие состав отграничение  от  преступления

6.Виды административных правонарушений их классификации

7.Заключение

Введение

         Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы в том числе привлечение к административной ответственности лиц совершающих административные правонарушения.

         Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав правил заключения договоров неуважение к суду и т.д.).

         Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения которые раньше  признавались преступлениями (декриминализации) дисциплинарными правонарушениями гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

         Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей граждан физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления.

         Названные преобразования коренным образом изменившие облик страны с учетом конечно и других факторов и условий являются главным побудительным мотивом обусловившим необходимые разработки и принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ – это новый и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского законодательства об административных правонарушениях. Принятие нового КоАП РФ оказало огромное влияние на понятие административной ответственности ее принципов и т.д. Вышеизложенное вызывает интерес к рассматриваемой проблеме. В работе материал представлен а точнее   сделана попытка изложить указанную тему в соответствии с принятым КоАП.

2.Административная ответственность: понятие соотношение с иными видами юридической ответственности.

Административная ответственность – активный элемент исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди их воля сознание чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями следовательно они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[1].

Административная ответственность носит государственный характер т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего они являются источником информации о должном поведении. Но поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли нормами права правоприменительными актами регламентируются поощрительные предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют в внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Административная ответственность как и вообще всякая юридическая ответственность - это философско-социологическое понятие отражающее отношение личности коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность можно охарактеризовать как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[2].

Итак административная ответственность – вид юридической ответственности которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности а также закрепляются признаки характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается как законами так и подзаконными актами либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде а также различными законами подзаконными актами устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде гражданским законодательством а в отдельных случаях нормами административного права.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица так и коллективные образования – уголовные физические – лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна ибо предусматривается обстановка отставка органов исполнительной власти прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать  в качестве граждан должностных лиц несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.

в) за административное правонарушение предусмотрено административное взыскание за преступление – уголовное наказание за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; исполнительной власти местного самоуправления а также судами (судьями) Уголовные наказания – только судом; дисциплинарное взыскание - органами и должностными лицами наделенные дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами в определенных случаях – в администрационном порядке;

д) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами неподчиненных им правонарушителей. Поэтому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной меры которой к работникам и служащим применяются в основном порядке подчинении вышестоящим органам должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб его работнику и т.д.).

е) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо к которому оно применено считается имеющим административное взыскание в течении установленного срока;

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством регламентирующим производство по делам административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило в порядке гражданского и арбитражного производства.

Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности общим для всех ее видов является то что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того чтобы определить возможность наступления именно административной ответственности необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного  фактического основания ее применения. Вместе с тем хочу еще раз подчеркнуть некоторые важные моменты для квалификации правонарушений.

Во-первых законодательством предусмотрена замена в определенных случаях мер административного наказания мерами общественного воздействия или виновное лицо вообще может быть освобождено от административной ответственности и применены меры морального характера (усиленное замечание). Во-вторых в ряде случаев к лицам совершившим административное правонарушение могут быть применены меры дисциплинарного характера. В-третьих административное правонарушение иногда может повлечь за собой не только административное но и дисциплинарное наказание а также применение высших санкций.

Таким образом: «в нашем государстве создана гибкая система реагирования на различные административные правонарушения с учетом их характера и личности нарушителя».1

1.Ушацкая А.А.  Административное правонарушение и ответственность за их совершение.- Рига. 1988г. с.44

3.Основание возникновения административно ответственности ее принципы. Соотношение административной ответственности и административного наказания.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм охраняемых административными санкциями - административными нарушениями. Оно может лишь совершено виновно или невиновно.

Действующее законодательство закрепляет принципы что индивидуальные субъекты (граждане должностные лица несут ответственность) несут ответственность только за виновные действия  - административные правонарушения. Что же касается организаций то они отвечают за ряд административных правонарушений независимо от того виновны ли они. Субъекты решающие вопросы об их ответственности не обязаны выяснять доказывать наличие вины. Организации в таких случаях несут ответственность за то что правило нарушено за то что произошло. Например в ст. 62 Федерального Закона РФ «об использовании атомной энергией» от 21.11.95 указано: «Организации осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии в случае нарушения норм и правил в области использования атомной энергии или условий выданных органами государственного регулирования безопасности разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии если этими нарушениями причинен или мог быть причинен вред здоровью физических лиц или окружающей среде подвергаются штрафу налагаемому в административном порядке органами государственного регулирования безопасности»1. Это называется объективным вмешательством. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях освобождает  только действие непреодолимой силы. Привлечение к административной ответственности за сам факт совершения административного правонарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности в том числе к лицам занимающимся ею без образования юридического лица.

В Таможенном Кодексе РФ сказано: «Предприятия учреждения и организации а также лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица несут ответственность за нарушение наложенных правил за исключением случаев когда правонарушение произошло в следствии действий непреодолимой силы» (ч.6 ст.231 ТК РФ). По Таможенному Кодексу РФ ответственность независимо от наличия вины несут не только организации но и лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

По действующему законодательству общее основании привлечения к административной ответственности объектов – административное правонарушение а коллективных субъектов в ряде случаев – просто административное нарушение.

Административное нарушение может быть виновным или объективно противоправным. И если к ответственности на основании Таможенного Кодекса РФ привлекается организация наличие или отсутствие не имеет юридического значения.

Ст. 2.1. КоАП РФ гласит: «административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения или являются: а) антиобщественностью; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения действия либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности законного требования а также нарушение запрета (прав охоты неостановка транспортного средства но требованию уполномоченного лица ГАИ и т.д.)

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например невыполнение правил пожарной безопасности и т.д.) часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием так и бездействием (нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным причиняющим вред интересам граждан обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным. Следовательно не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному но и к ряду других отраслей права. Принципиально то что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного финансового гражданского трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние которое нарушает нормы административного и иных отраслей права охраняемых административными наказаниями. Действующее законодательство не допускает аналогии закона противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо - провозглашено в ст. 1.6. КоАП РФ - привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как не основаниях и в порядке установленном законом». Административная ответственность может наступить если лицо совершило нарушение предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта. В США же администрация не имеет права самостоятельно принудить частное лицо к исполнению приказа если оно оказывается его выполнять. В американской системе права таким полномочием наделяет исключительно суды.

«Подобное положение в области административных санкций закреплено в США IV поправкой к Конституции (иммунитет от необоснованных обысков и арестов) другими ее положениями и иными федеративными законами а также конституциями и законами штатов и рассматривается в качестве одного из средств борьбы с бюрократией».1

Таким образом деяние не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность – деяние означает что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением в том числе при его формальной противоправности. Например невменяемый гражданин нарушает правила установленные для гражданина.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы однако вправе налагать административное наказание и передать материалы на рассмотрение 1общественной организации или трудового коллектива ограничится замечанием если с учетом характере совершенного правонарушения и личности правонарушителя к кому целесообразно применять меру общественного воздействия.

Реализация административных санкций не обязательно  соответствует административному правонарушению но возможность их применения является его обязательным свойством. Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений но не всем. Исключение установлено например ст. 2.5. «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц на которых распространяется действие дисциплинарных уставов». КоАП РФ. На основании дисциплинарных уставов на виновных налагаются дисциплинарные наказания но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные. Нужно отметить что в ФРГ санкции выносятся специальными судами. Иначе обстоит дело как правило во Франции; существуют исключения в частности для преподавателей которые подсудны дисциплинарным судьям состоящим из преподавателей; их судят коллеги в качестве суда первой инстанции а апелляционной инстанцией будет выступать Высший совет национального образования. Меры принятые таким путем в юрисдикционно-контрольной форме затем передаются из рассмотрения Государственного совета но уже посредством подачи кассационной жалобы в то время как в отношении других дисциплинарных мер подается обычная жалоба по поводу превышения власти.11

Административная ответственность базируется на следующих причинах: законности целесообразности ответственности ответственности за вину неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности индивидуализации мер ответственности гуманизма гласности.

С одной стороны административное правонарушение – основание административной ответственности с другой такая ответственность – признак административного правонарушения определяющего его юридическую природу. В установленном законодательством случае для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправнымим последствиями в виде причинения вреда здоровью имуществу экологии и .т .д.

4. Структура Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Источники законодательства об административной ответственности.

Характеризуя новый Кодекс следует иметь в виду что со времени принятия Кодекса РСФСР от административных правонарушений (принят Верховным Советом РСФСР 20.06.84) прошло 17 лет. За этот чрезвычайно длительный период в России осуществлены исторического характера политические и социально-экономические преобразования коренным образом применившие облик страны. Именно название преобразования с учетом конечно и других факторов и условий являются главным побудительным мотивом обусловившим необходимость разработки и применения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прежде чем переходить к рассмотрению основных черт и особенностей нового Кодекса следует подчеркнуть плодотворный и конструктивный характер Кодекса РСФСР 1984 г. и основанного на нем всего законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности успешно функционировавшего в течении 17 лет конечно с учетом того что в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях постоянно по мере необходимости вслед за изменяющимися экологическими и социальными условиями вносились существенные изменения и дополнения что позволяло в определенной степени поддерживать его соответствие действительным условиям и ситуациям социально-экологической жизни России.

Страницы: 1 2 3