Иран после Второй Мировой войны

Рефераты по геополитике » Иран после Второй Мировой войны

С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался в сложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороны Берлина Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера опасаясь реакции Лондона. Недовольный нерешительностью шаха фюрер послал в Иран Канариса с инструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха" если обнаружится что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольству Германии нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью в Иране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушении Тегераном ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска на основании указанного Договора были введены в Северный Иран а британские части по договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви правившего страной с 1941 г. по 1979 г.

Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от перспективы военных действий на его территории способствовала его экономическому развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нужд антигитлеровской коалиции транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР и экономической и иной помощи союзных Держав (поставки продовольствия борьба с нашествием саранчи и т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племен выдали союзникам главу германской разведки в Иране Майера отказавшись от профашистской деятельности

Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими британскими а позднее и американскими войсками способствовали компрометации реакционных кругов и усилению национально-демократического движения. В наибольшей степени этот процесс развился в советской зоне оккупации на Севере где окрепли позиции иранских коммунистов из Народной Партии Ирана (НПИ) Демократической Партии Курдистана (ДПК) Демократической Партии Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПА добились широкой национально-культурной автономии с правом проведения аграрных преобразований причем Тегеран обязался демократизировать весь Иран по образцу иранского Азербайджана (в состав Правительства Кавама даже были включены 3 члена ЦК НПИ). Как показали последующие события эти временные уступки были сделаны Тегераном для накопления сил и последующего разгрома национально-демократического движения на чем настаивали Лондон Вашингтон АИНК вожди кочевых племен реакционная иранская военщина. Внутриполитическая борьба в стране происходила на фоне усиливающегося англо-американского противоборства за влияние в Иране.

Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг. воспрепятствовал модернизации страны жизненный уровень которой был в 2 5 раза ниже турецкого что было залогом будущих социальных взрывов и дальнейшего ослабления ее самостоятельности на международной арене. Наиболее дальновидные представители правящих кругов видели гарантию сохранения социально-политической стабильности в стране в форсировании экономического развития что было невозможно без использования доходов от иранской нефти на благо самого Ирана а не АИНК. Таким образом нефтедоллары рассматривались ими в качестве заменителя коренных социально-экономических преобразований. Сторонники подобной политики объединились в Национальный Фронт (НФ) во главе с Мосаддыком (аристократ по рождению экономист по образованию бывший дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгом национализации иранской нефти победил на выборах и приступил к реализации своей программы

Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными богатствами Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические прежде всего англо-американские противоречия и не стремился вовлекать в борьбу широкие народные массы. Однако в отличие от первой попытки нач. 30 гг. борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом о чем свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК" в 1951 г. "Общества борьбы с империалистическими нефтяными компаниями" в 1952 г. "Общества борьбы с империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от Мосаддыка а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению на антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту Ирана на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э. Маттеи в авиакатастрофе организованной предположительно совместно ЦРУ и Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической изоляции Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате государственного переворота 1953

Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением позиций империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной Тегерана был создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК) известный как "Семь сестер" для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили несколько американских компаний (40% акций) АИНК (40%) Ройял-Датч Шелл (14%) Франсез де Петроль (6%). Таким образом монополия АИНК была нарушена не Тегераном а ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана генерала Захеди вопреки Закону 1951 г. о национализации национальных нефтяных богатств согласилось на деятельность МНК в стране до 1994 г. при расширении площади концессии без права ее аннулирования Тегераном в одностороннем порядке. Реальный выигрыш Ирана заключался в обязательстве МНК отчислять ему прибыли по принципу "фифти-фифти" плюс 12% добываемой нефти. Не желая укрепления экономической самостоятельности Ирана МНК ограничивался расширением добычи и вывоза сырой нефти без создания системы нефтепереработки.

Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами сопровождалась укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с Вашингтоном. В 1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО) отказавшись тем самым от официально нейтрального статуса (за сопротивление такому изменению основ внешней политики было арестовано более 600 офицеров). Была одобрена "доктрина Эйзенхауэра" в 1957 г. отвергнуто советское предложение заключить Пакт о ненападении поскольку такой документ ограничил бы возможности американо-иранского военно-политического сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4 раза превосходили государственные инвестиции в экономику. Большая часть американской помощи Ирану направлялась в строительство военной инфраструктуры. Страна запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых долгов превосходила поступления от новых займов. Экономические планы промышленного строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского хозяйства и особенно ирригации сковывалось полуфеодальными отношениями в деревне. Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и политического кризиса.

Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.)

"Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны так и настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал что американская помощь союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих странах). Поскольку большая часть господствующего класса связанная с полуфеодальным землевладением не желала перемен Шах распустил Меджлис и проводил реформы своими декретами.

Важнейшей реформой была аграрная проведенная в несколько этапов и ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг. площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни а остальные передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг. был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель (устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам применяющим капиталистические методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство создавало условия для кооперативного движения и для крупных зерноводческих хозяйств на государственных землях. В целях общекультурного подъема села туда были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и здравоохранения.

Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы. В 60 гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским малоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и не могло быть) но социальная база шахского режима в деревне резко увеличилась на указанное десятилетие. С другой стороны парцеллизированное с/х в эти годы само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к с/х импорту. Таким образом уже в 60 гг. наблюдаются противоположные социальные и экономические последствия аграрных преобразований.

В 70 гг. выявилось что темпы аграрных преобразований в стране оказались слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянства через короткий период малоземелья приходит процесс обезземеливания обуржуазивающейся деревни земли которой интенсивно переходят в руки деревенской кулацкой верхушки и тех же бывших помещиков (около 30% деревенского населения). До 41% крестьянства были вынуждены в 70гг. мигрировать в города не нуждавшиеся в таком количестве рабочей силы и составили там значительный слой маргиналов взрывоопасный в плане социального протеста традиционно массового в этой стране.

Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного роста благодаря политике реформизма проводимой Шахом и притоку нефтедолларов особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78 гг. со 100 долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства составляли 8 8% в год в 1962-68 гг. 11 5% в 1969-72 гг. 26% в 1973-78 гг. Однако эти блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития сборочного производства не укрепляющего экономической самостоятельности страны и что самое существенное на путях развития капитализма сверху блокирующего возможности демократического развития капитализма снизу с втягиванием в буржуазно-рыночные отношения основной массы населения. Следовательно капиталистический прогресс обеспечивал средства для существования незначительной части населения. В то же время не только в деревне но и в городе старые формы существования разрушались быстрее утверждения новых.

Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том что темпы модернизации страны были слишком быстрыми реформы недостаточно учитывали национально-религиозную специфику а потому натолкнулись на слишком серьезное сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционного иранского общества на утверждение новых буржуазных норм и условий существования возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белой революции" оказались слишком большие доходы от нефти (в результате повышения цен на нее с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд. нефтедолларов из которых 40 млрд. были истрачены на силовые структуры и столько же на государственные промышленные проекты). Уникальное явление в мировой практике реформ - наличие средств и наличие мощного репрессивного аппарата побудили Шаха игнорировать оппозиционные преобразованиям силы (вместо кропотливой работы с оппозицией для ее раскола и привлечения части ее на свою сторону Шах практиковал ее тотальное подавление).

Многочисленное шиитское духовенство (только в городах их 15 тыс. чел. в 5400 мечетях) выступало против реформирования систем образования и судопроизводства в светском направлении из опасения потери своей идеологической монополии и влияния на массы. Посягательство светской власти на свои традиционные привилегии улемы трактуют как посягательство на исламские устои. В период "Белой революции" Шах целенаправленно ограничивал своими реформами не только политико-идеологическую роль духовенства но и его экономическую мощь (секуляризация церковной земельной собственности) чем восстановил его против себя.

В 60-70 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения и появились принципиально новые ее направления. Во-первых Шах резко расширил масштабы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Это было обусловлено нежеланием Запада содействовать строительству базовых отраслей промышленности Ирана; более выгодными условиями внешнеэкономического сотрудничества с СЭВом; стремлением Тегерана к выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами позволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику; попыткой обеспечить Ирану тылы на его северных границах на случай возникновения конфликта в районе Персидского залива; надеждами нейтрализовать влияние Багдада на формирование советской политики на Среднем Востоке. Основным объектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханский металлургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела "сделка века" о поставке по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказье и аналогичного количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрактам что открыло Тегерану "окно в Европу". Параллельно советско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со странами Восточной Европы особенно с Румынией имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудования.

Во-вторых Тегеран принял активное участие в создании ОПЕК и борьбе нефтедобывающих стран за установление равноправных отношений с промышленно развитыми странами Запада и прежде всего за повышение цен на нефть и увеличение отчислений за право ее добычи. В 1973 г. все имущество МНК было передано Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) с гарантией поставок нефти в распоряжение МНК в течение 20 лет и отчисления последним в пользу Тегерана 60% суммы прибылей. В результате повышения цен на нефть и отчислений от МНК в пользу ИННК нефтяные доходы Ирана выросли с 2 4 млрд. долл. в 1972 г. до 20 млрд. в 1974 г.

В-третьих во внешней политике Шаха появляются не только проимпериалистические но и империалистические черты подкрепленные стремительным ростом военного потенциала Ирана (военные расходы за 70 гг. выросли в 20 раз) планами установления контроля Ирана над "керосиновой бочкой" планеты - Персидским заливом что поставило бы мировую капиталистическую экономику в определенную зависимость от Тегерана. Создав самый сильный в мире флот на воздушной подушке самую совершенную в третьем мире ракетную систему ПВО превосходя по ВВС и вертолетному парку всех членов НАТО кроме США Иран добивался подавляющего контроля над важнейшей транспортной нефтяной артерией мира - Ормузским проливом. Добиваясь присутствия на другом берегу Пролива Шах вмешался во внутренний конфликт в Омане и послал свои войска против партизанского движения в этом султанате. С остальными арабскими государствами у Тегерана сложились напряженные отношения. Шах прилагал большие усилия к поддержанию дружественных отношений с Пакистаном и Афганистаном поскольку опасался сепаратизма белуджей.

Исламская революция 1979 г. в Иране.

Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. была следующей:

на правом фланге политического спектра находилась иранская монархия скомпрометированная в глазах широких масс населения репрессивными методами правления негативными социальными последствиями "Белой революции" отрицанием исламских традиционных ценностей и внедрением сверху чуждых правоверным шиитам западных норм и обычаев. В сложившихся условиях Шах мог опереться на Армию тайную полицию "САВАК" бюрократию госаппарата и госсектора и связанную с ними буржуазную верхушку т. е. социальная опора режима была крайне узкой. В критические для него месяцы 1978 - нач. 79 гг. Шах проявил чувство реализма и готовность отказаться от большей части своих полномочий по руководству страной (при сохранении контроля над силовыми структурами) в пользу другой светской силы - умеренно-буржуазной оппозиции в лице Национального Фронта (НФ).

- иранская мелкая и средняя торгово-промышленная буржуазия была экономически слабой и политически трусливой. Когда Шах предложил одному из лидеров НФ Бахтияру возглавить Правительство и последний на это согласился большая часть руководства НФ дезавуировало Бахтияра и исключило его из Партии т. к. опасалась обвинений со стороны духовенства в коллаборационизме с "ненавистным тираном". Таким образом иранская буржуазия упустила исторический шанс прихода к власти подарив его духовной мусульманской оппозиции: вместо эволюционного мирного перехода власти от одной светской силы (Монархия) к другой светской силе (НФ) она оказалась захваченной насильственным революционным путем мусульманскими фундамен-талистами.

- Мусульманское духовенство во главе с аятоллой Хомейни черпало политические силы не только в традиционалистской реакции большинства населения Ирана на шахскую революцию сверху ограниченно прогрессивную с экономической точки зрения для узкой прослойки населения но разорительную для большинства крестьянства ремесленников мелкой и средней буржуазии. По традиционным шиитским представлениям шахская власть (в отличие от сунитов) не сакрализованная: со времен первой иранской Конституции 1906 г. в стране существовал выгодный духовенству принцип разделения властей отводивший Шаху всего лишь функции Главы исполнительной власти а высшим духовным главой правоверных шиитов признавался двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Появившийся для спасения правоверных "скрытый" Имам в лице Хомейни проповедовал исламский путь развития и противопоставлял его "капитализму и коммунизму двум лезвиям одних и тех же ножниц подрезающих общий исламский корень". В 78-79 гг. оппозиция под руководством Хомейни представлялась мировой общественности умеренно-мусульманской на фоне диктаторского шахского режима.

- Левомусульманская оппозиция (аятолла Талегани моджахедины федаины) представляла собой серьезную силу способную конкурировать при определенных условиях с Хомейни (имели заслуги в антишахском движении используют уравнительные тенденции исламского вероучения и призывы к построению "общества без эксплуатации").

- На левом фланге политического спектра находилась партия иранских коммунистов ТУДЭ во главе с Киянури. Подвергаемая Шахом наиболее жестокому и методичному преследованию ТУДЭ работала в глубоком подполье и эмиграции что ослабило возможности ее влияния на массы. В революции 1979 г. Партия не могла выдвинуть собственные лозунги - это выглядело бы актом подрыва антишахского фронта во главе с Имамом поэтому было решено поддерживать Хомейни "для подталкивания его влево" (левомусульмане могли себе позволить критиковать Хомейни как представителя другого цвета исламского движения и расценили сотрудничество ТУДЭ с ним как предательство). С другой стороны духовенство расценило готовность атеистической ТУДЭ сотрудничать с ними как лицемерие и коварство. Таким образом иранские коммунисты оказались в исламской революции в полной изоляции.

Страницы: 1 2 3