Внешнеэкономическая политика России

Рефераты по геополитике » Внешнеэкономическая политика России Скачать

Тема Внешнеэкономическая политика России

Содержание

Введение

Основные тенденции развития внешней торговли России в 90-х годах

Стратегические направления внешнеэкономической политики России

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Регулирование экспорта

Доступ России на зарубежные рынки

Регулирование импорта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив­ную торговлю товарами то есть обменивали то что у одних было в из­бытке на то с чем был дефицит а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производ­ства так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла что предше­ствовало относительно избыточному капиталу что решалось его выво­зом за границу Как раз последнее способствовало формированию миро­вого хозяйства и общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой между­народных экономических отношений так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует что интернационализация хозяйственных связей обу­словлено развитием производительных сил которые перерастая нацио­нальные рамки подводят к необходимости интернационализации произ­водства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра­нили прежние черты. Это прежде всего относится к структуре товарооборота которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен­ных операций составили топливно-энергетические товары черные и цветные металлы удобрения машиностроительная продукция.

В числе причин вызывающих сокращение объемов торговых связей являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках отсутствие координации согла­сованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой та­моженной денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и наконец полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достиг­нутых соглашений о взаимных поставках товаров. Россия например за 1993-1997 годы выполнила обязательства по поставкам энергоносителей в страны Содружества на 70-7$% а получила из них товаров всего на 25-30% от объемов обусловленных соглашениями и договорами. Кредиты выданные Россией странам СНГ на поддержание товарооборота не оправдали себя и привели лишь к росту задолженности.

Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции не только энергоресурсов и сырья но и высокотехнологич­ных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправдан­ные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях Рос­сии которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья материалы и технику продовольственные я непродовольственные товары что со­ставляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками мно­гих товаров особенно потребительских осуществляется в виде бартера что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Ук­раиной Белоруссией и Казахстаном на долю которых приходится 87 3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией несмотря на резкое сокращение по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота а для Украины Казахстана и Бело­руссии - более 70%. Тем не менее Россия хотя и не потеряла сегодня но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ и поэтому од­ним из шагов России направленных на укрепление СНГ могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли подписан­ной в апреле 1994 года.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере оста­ется вступление во Всемирную торговую организацию без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.

Основные тенденции развития внешней торговли России в 90-х годах

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России ус­пешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым еже­годным ростом его объемов. Одна­ко азиатский финансово-экономи­ческий кризис в результате кото­рого существенно упали цены на основные товары российского экс­порта прежде всего энергоносители а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1998 г. внешнеторговый обо­рот России (без учета неорганизо­ванной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и со­ставил 118 1 млрд. долларов.

Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 72 5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на энергоносители только экспортеры российского минераль­ного топлива недополучили ва­лютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.

Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) со­кратился в 1998 г. на 15% и составил 45 6 млрд. долларов. Осо­бенно сильным это снижение бы­ло в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогич­ным периодом 1997 г.).

В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова вы­сказанной им на заседании колле­гии Минторга РФ в конце февра­ля 2000 г. развитие внешнеэко­номических связей России проис­ходило в достаточно сложных ус­ловиях и характеризовалось про­тиворечивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического поло­жения в стране поддержку реаль­ного сектора экономики создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей на­селения.

Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экс­порт эквивалентен 38% валового внутреннего продукта страны (ВВП) импорт - 16%. На экс­порт отгружается три четверти производимых минеральных удоб­рений немногим менее половины добытой нефти треть нефтепро­дуктов газа круглого леса цел­люлозы. Доля импорта хотя и снижается в потреблении отдель­ных групп продовольственных то­варов относительно высока. В по­треблении мяса она превысила 20% растительного масла моло­ка и молокопродуктов сахара овощей составляла порядка 10%.

Поступления от внешнеторго­вой деятельности (тарифы НДС акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России состав­ляет порядка 20% ВВП страны и способствует улучшению структу­ры ее платежного баланса.

В 1999 г. внешнеторговый обо­рот России (без учета неорганизо­ванной торговли) составил 103 9 млрд. долларов что на 11 % ниже показателей 1998 г.

Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дез­организации экспортно-импортных операций сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г. приве­ли к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры так и им­портеры заработали в нормальном режиме что в сочетании с начав­шимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23% а со II полугодием 1998 г. - на 7%).

Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%).

1998 г. стал первым годом реали­зации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступи­ли к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества Комитет сотрудничества и Коми­тет парламентского сотрудничест­ва. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделия­ми предусматривающее полную отмену количественных ограниче­ний в торговле данным товаром а также Соглашение о междуна­родных стандартах на гуманный отлов диких животных.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского эконо­мического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответствен­но 17 и 13%.

Ведущими торговыми партне­рами России являются Германия Украина США Белоруссия Ита­лия Китай Нидерланды Швей­цария Великобритания Финлян­дия Польша и Япония на долю которых приходится более 60% оборота внешней торговли. В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г. - 78%) а доля стран СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).

В 1999 г. российский экспорт составил 73 0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он уве­личился по сравнению с 1998 г. на 0 5% а его физический объем - на 10%).

Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары россий­ского экспорта что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0 5% несмот­ря на то что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложи­лась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам составляю­щим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы на целлюлозно-бумажную продукцию и про­дукцию химической промышлен­ности).

Рост физического объема экс­порта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ря­да отраслей российской экономи­ки ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабили­зации доли продукции отгружае­мой на экспорт отраслями ТЭК заметно усилилась экспортная ориентация лесной целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло со­кращение на 4% экспортных по­ставок продукции российского машиностроения (7 8 млрд. долла­ров). Доля машин оборудования и транспортных средств в экспор­те составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорга­низованной торговли сократились на 30% и составили 30 9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов рос­сийского импорта было продолжа­ющееся сокращение платежеспо­собного спроса населения и инве­стиционных возможностей россий­ских предприятий а также пере­ориентация импорта на ввоз бо­лее дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокра­щению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.

Вместе с тем несмотря на преобладание понижательных тен­денций в динамике импорта с сентября 1999 г. наблюдалось не­которое увеличение его стоимост­ных объемов что объясняется в первую очередь постепенным вос­становлением потребительского и инвестиционного платежеспособ­ного спроса.

Наряду с развитием внешне­торгового комплекса страны пра­вительством особое внимание уделялось либерализации инвестици­онного режима в России созда­нию благоприятной инвестиционной среды привлекательной как для отечественного так и для иностранного капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательст­вом иностранные предпринимате­ли имеют возможность осуществ­лять свою деятельность на усло­виях национального режима.

В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие ус­ловия чем национальным. Так при создании предприятия не взи­маются таможенные пошлины на имущество ввозимое на террито­рию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностран­ными инвестициями в первые че­тыре года работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам га­рантируется репатриация прибы­ли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользо­вания приватизированными участ­ками земли для российских и иностранных инвесторов.

Емкость российского рынка объем природных ресурсов имею­щийся производственный потенци­ал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значи­тельные возможности для осуще­ствления капиталовложений в российскую экономику.

Стратегические направления внешнеэкономической политики России

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономиче­ское сообщество в целях макси­мального использования внешне­экономических связей для реали­зации долгосрочной структурной перестройки российской экономи­ки. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товара­ми преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовле­чена в международную коопера­цию производства торговлю услу­гами международную миграцию капитала в форме прямых инве­стиций а также в научно-технический и информа­ционный обмен. Экономика Рос­сии оказалась зависимой от экс­порта узкого круга товаров прежде всего топливно-сырьевой группы а также от импорта мно­гих потребительских товаров. Степень ее открытости на опреде­ленном этапе перестала соответст­вовать внутренним возможностям страны масштабам и глубине проблем стоящих перед ней.

В этой связи для решения за­дач по стабилизации роста наци­ональной экономики с учетом тенденций развития мировой эко­номики и торговли а также обес­печения равноправной интеграции России в мировую экономику не­обходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:

- повышение конкурентоспо­собности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье материалы комплектное оборудование вооружение и воен­ная техника) а также дальней­шее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равноправных условий доступа российских това­ров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутрен­него рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практи­кой международных экономиче­ских отношений;

- проведение таможенно-тарифной политики способствую­щей созданию благоприятных ус­ловий для расширения националь­ного производства и повышения его конкурентоспособности не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рын­ке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли пу­тем создания более благоприятных экономических условий в России а также ужесточения контроля над осуществлением экс­портно-импортных операций включая валютный и таможенный контроль пресечение контрабанд­ного ввоза товаров.

Присоединение России к Все­мирной торговой организации (ВТО) позволит более эффектив­но содействовать развитию экс­портных возможностей российских производителей создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки что позволит облагородить структуру российского экспорта обеспечит улучшение доступа рос­сийских товаров и услуг на зару­бежные рынки и увеличит сте­пень защищенности отечествен­ных производителей на россий­ском и зарубежном рынках. Сей­час Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискрими­нации торговых интересов россий­ских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется приме­нительно к российской сталели­тейной и химической продукции.

В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий приня­тия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду до­биться обеспечения таких условий членства России в этой междуна­родной организации которые спо­собствовали бы улучшению торгово-политического режима в це­лом учитывали бы интересы российских производителей и экспор­теров а также интересы стран - членов ВТО в плане условий до­ступа иностранных товаров и ус­луг на российский рынок.

Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов что в свою очередь зависит не только от российской стороны но и от позиции наших торговых партне­ров.

Установленный в России внеш­неторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет со­здавать на внутреннем рынке конкурентную среду обеспечивать его наполнение товарами и услу­гами объем которых способен удовлетворить потребности как производственного сектора так и населения. В то же время следу­ет отметить что наши торговые партнеры не всегда готовы от­крыть свои рынки для российских товаров применяя ограничитель­ные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее время ограничитель­ные меры (главным образом анти­демпинговые пошлины и угрозы при­менения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США Канада Тур­ция Индия и др.).

В этой связи ведется постоян­ная работа по устранению искус­ственных барьеров сдерживаю­щих экспорт российских товаров путем урегулирования торговых споров. В частности в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров в том числе по экспорту титано­вой губки кованого титана капролактама и вольфрама.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

С целью повышения эффек­тивности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реаль­ного сектора экономики. Оно включает ряд основных направле­ний. Речь идет:

во-первых о выработке и реа­лизации целостной экспортной политики России включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта поддержки экспор­та готовых изделий и услуг (как традиционных так и прогрессив­ных их видов включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концеп­ция промышленной политики с экспортной ориентацией на пери­од до 2005 г.;

во-вторых об улучшении до­ступа российских товаров на внешние рынки имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых ус­ловий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле усиление роли государ­ства в снятии необоснованных ог­раничений и создание более бла­гоприятных условий для продви­жения российских товаров на внешние рынки;

в-третьих о защите внутрен­него рынка исходя из общепри­нятых международных норм и правил с использованием всего арсенала предусмотренных рос­сийским законодательством инструментов.

При этом введение дополни­тельных мер по упорядочению до­ступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протек­ционизма. Они должны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Страницы: 1 2