Реферат: Государственная научно-техническая и инновационная политика - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Государственная научно-техническая и инновационная политика

Рефераты по государству и праву » Государственная научно-техническая и инновационная политика
ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и гос. науч.-тех. политике»
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-
экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно- технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на
основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
Основными целями государственной научно-технической политики являются
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из
следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития
производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе
приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно- технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и
техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через
систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством
создания системы государственных научных центров и других структур;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества
Российской Федерации.
Приоритетные направления и перечень критических технологий должны быть
взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями,
1
определенными в прогнозах и программах социально- экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Приоритетные направления
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации (утв. Президентом 21.05.2006)
1. Безопасность и противодействие терроризму 2. Живые системы 3. Индустрия наносистем и материалов 4. Информационно-телекоммуникационные системы 5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6. Рациональное природопользование 7. Транспортные, авиационные и космические системы 8. Энергетика и энергосбережение
Критические технологии – 34 КТ
Государственная инновационная политика— неотъемлемая часть социально-
экономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение России к экономике знаний.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до
2015призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели,
характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных
задач Стратегии выделены следующие:
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для
его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы. 3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной
собственности.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. Нац. доклад – с. 60 – 62 (цели инновационной политики, норм.-прав. база) Национальная инновационная система — совокупность субъектов и институтов,
деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.
Нац. доклад – с. 29 – 30 (компоненты НИС) Инвестиционная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур,
обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.
2
В течение последних 7-8 лет государственно-частное партнерство (ГЧП)
становится одним из наиболее активно практикуемых инструментов государственной научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации. Необходимость развития ГЧП в инновационной сфере прямо или косвенно подчеркивается во многих стратегических и концептуальных документах, определяющих основные направления государственной политики, в том числе в таких, как:
? Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (2002),
? Основные направления политики Российской Федерации в области развития
национальной инновационной системы до 2010 года (2005),
? Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до
2015 года (2006).
Развитие механизмов ГЧП в России во многом опирается на оправдавшие себя
практики зарубежных стран. В частности, в области разработки механизмов стимулирования венчурных инвестиций использовался опыт США и Израиля, в области развития технико-внедренческих особых экономических зон – опыт Индии по развитию сектора информационных технологий. Инновационная сфера, наряду с развитием инфраструктуры, на федеральном уровне была объявлена одной из приоритетных сфер сотрудничества государства и бизнеса в России.
Ниже рассмотрены основные институты, реализующие принцип ГЧП в
инновационной сфере, созданные в России к настоящему времени.
Российский банк развития (ОАО) учрежден в 1999 году. С 2004 года Банк
реализует Программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим приоритетным направлениям:
? проекты, осуществляемые в сфере науки, инноваций и высоких технологий; ? проекты, направленные на реализацию национальных проектов в области
здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, демографии;
? проекты, способствующие развитию инфраструктуры субъектов Российской
Федерации;
? проекты, осуществляемые в регионах, испытывающих дефицит финансовых
ресурсов;
? проекты, направленные на повышение конкурентоспособности малых и
средних предприятий на внешних рынках.
Инвестиционный фонд Российской Федерации создан в 2006 году с целью
оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации
инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной
инновационной системы. Предусмотрены следующие формы
государственной поддержки:
? софинансирование инвестиционного проекта; ? направление средств в уставные капиталы юридических лиц; ? предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а
также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства России.
Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных
технологий (ОАО) создан в 2006 году с целью инвестирования в имущество организаций сектора ИКТ и участия в финансировании проектов в области ИКТ.
Российская венчурная компания (ОАО) создана летом 2006 года решением
Правительства России. Российская венчурная компания – государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Она должна служить источником доступного финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития, инвестировать свои средства в инновационный сектор через систему частных венчурных
3
фондов, предоставляя каждому из них 49% от их инвестиционных ресурсов. Остальной капитал инновационной компании 51%, должен быть сформирован частными инвесторами.
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий» реализуется с 2006 года (см. также п. 9.2.5.). Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006 – 2010 годов.
Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики.
В реализации
программы участвуют 7 регионов России, выбранных в результате конкурса. В 2007 году расходы федерального бюджета на создание и развитие технопарков составили в 1945,5 млн. рублей.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются перспективным механизмом ГЧП и
стимулирования инвестиций. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога. В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов – промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие. Именно технико-внедренческие ОЭЗ должны стать одним из важных инструментов инновационного развития , предусматривающего ГЧП в инновационной сфере. В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск. В 2007 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ – инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные сети, и транспортных коммуникаций. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе.
Отдельно необходимо отметить такую форму ГЧП, как Важнейшие
инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты). ВИП-проект представляет собой крупный инновационный проект, имеющий государственное значение (комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий), и направленный на решение первоочередных задач в области безопасности, экономического развития (экономики в целом или ее крупных секторов), социального развития. Первые ВИП-проекты начали реализовываться в 2003 году. С тех пор многие аспекты их разработки и реализации, включая механизмы взаимодействия государства, науки и бизнеса, были усовершенствованы. В настоящее время разработка и реализация ВИП проектов осуществляется в рамках двух федеральных целевых программ – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы» (курируется Министерством образования и науки) и «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы (курируется Министерством промышленности и торговли). Основные особенности ВИП- проектов в контексте реализации принципа государственно-частного партнерства заключаются в следующем:
? Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении
ограниченного числа приоритетных направлений, которые определяются государством и бизнесом совместно;
? В рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от
создания перспективного инновационного продукта (новой или
усовершенствованной высокотехнологичной продукции) до его освоения в промышленном производстве и вывода на рынок;
? Общая стоимость проекта составляет 1 – 2 млрд. руб., при этом вклад
государства должен составлять не более 40% стоимости проекта, а вклад
4
бизнеса соответственно – не менее 60% стоимости проекта. Продолжительность реализации проекта – не более 4 лет.
Работа по развитию механизмов государственно-частного партнерства в научно-
технической и инновационной сфере продолжается. Министерство образования и науки играет ключевую роль в этом процессе.
Технопарк — специальная организация, в которой объединены научно-
исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки
предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
5