Преподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. Синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митрополитом Платоном для Московской академии.
По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архимандритом Филаретом (Дроздовым) . В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение Кормчей книги в историческом виде" (Москва, 1829).
Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению", профессора Киевского университета, протоиерея И.М. Скворцова (Киев, 1848; 3-е изд., 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 52) епископа Иоанна (Соколова) , который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русском переводе "Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви", румынского митрополита Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем профессор Московского университета Н.К. Соколов предпринял в 1874 - 1875 гг. издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву священника Альбова . За ним последовали: "Курс общего церковного права" профессора М. Богословского (Москва, 1885), "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права", казанского профессора П.С. Бердникова (Казань, 1888, дополнено 1889), "Курс церковного права" профессора Н.С. Суворова (Ярославль, 1889 - 90), который впоследствии напечатал и "Учебник церковного права" (Ярославль, 1898). Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напечатал "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский - "Историческое обозрение источников права православной церкви" (выпуск 1, Москва, 1891), Лашкарев - "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции" и вестись с точки зрения юридических принципов римско-византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова , "Архаическое направление в церковном праве", Казань, 1896).
Из монографических работ по церковному праву на первый план должны быть поставлены исследования московского профессора А.С. Павлова (умер 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А.С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; новое совершенно переработанное издание, Москва, 1897) и "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права" (Москва, 1887).
Весьма важны и труды А.С. Павлова по истории русского церковного права - обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (часть 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской Исторической Библиотеки", издано археографической комиссией, Санкт-Петербург, 1880) и другие. М.И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (Санкт-Петербург, 1868), "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода, 988 - 1738" (Санкт-Петербург, 1871), "О тайне супружества" (Санкт-Петербург, 1880); Н.С. Суворову - "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" (1891, № 11 - 12) первый ответил брошюрой: "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву православной церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью", Санкт-Петербург, 1878; А.С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая Кормчая книга Пидалион", Москва, 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и другим. Т.В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (Санкт-Петербург, 1887). В 1880 г. Святейший Синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным вопросам наиболее выдаются статьи Т.И. Филиппова ("Сборник", Санкт-Петербург, 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиепископ Виленский Алексий (А.Ф. Лавров ), который одно время был профессором церковного права в Московской духовной академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (выпуски 1 - 2, Санкт-Петербург, 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (выпуски I - II, 1882 - 85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого , клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда, в смысл перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был московский профессор Н.К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном Обозрении" (1870 - 71).
Другие работы по теме:
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Церковный Устав Владимира
Введение 1 Происхождение Устава 2 Состав Устава 2.1 Вступление 2.2 Установительная часть 2.3 Заключение 3 Значение Устава Список литературы Введение
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».
Грузинская православная церковь
Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Обновленчество
Движение, возникшее внутри Русской православной церкви после октябрьского переворота 1917; фактически стремилось создать особую церковь «коммунистического христианства» и идейно примкнуть к советской власти.
Солженицын а. и. - жизнь и творчество
Александр Исаевич Солженицын современный писатель публицист гражданин. Его жизнь выстраивается какжитие. В ней были знамения с детства он любил церковное пение когда они жили в Ростове и Александр был пионером он постоянно натыкался на тюремную оче.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Церковная музыка
Особое место в духовной жизни Русской Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва — неотделимы.
Современная русская церковная музыка
Говоря о современной церковной музыке, нужно сделать четкое разграничение между богослужебным пением, употребляемым в Церкви и духовной музыкой, т.е. музыкой, написанной на церковные тексты, но стилистически являющейся музыкой светской, предназначенной для исполнения в концертной обстановке или на различных светских церемониях.
Кто является духовным человеком
Сегодня слово «духовность» упоминают очень часто, но, наверное, не все понимают его значение. Одни считают, что духовность - это разумность. Другие - что это что-то церковное. Все в человеке от души. Воспитанной души. И любовь, и боль, и страдание. Это умение сочувствовать, видеть. Маленький Принц Сент-Экзюпери умел видеть сердцем.
Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве
Каким я представляю себе автора "Слово о полку Игореве" Автор: Разное Прочитав "Слово о полку Игореве", я представил себе все картины исторических событий, которые были упомянуты в "Слове...". Я очень хотел понять ил даже представить кто же был автором этого произведения.
Толстой О Гоголе
Лев Николаевич Толстой О Гоголе Толстой Лев Николаевич О Гоголе Л.Н.Толстой О ГОГОЛЕ Гоголь ‑ огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.
Церковь Вознесения
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Зальцбургское архиепископство
(нем. Fьrst-Erzbistum Salzburg) — церковное княжество в составе Священной Римской империи, со столицей в городе Зальцбург (современная Австрия). Архиепархия Зальцбурга стала княжеством-архиепископством в 1213 году, когда архиепископ Эберхард II Регенсбергский получил титул имперского князя.
Артемий церковный деятель
Введение 1 Биография Список литературы Введение Артемий (? — начало 1570-х) — русский церковный деятель и публицист XVI в., приверженец нестяжателей, выступавший против иосифлян.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Юности честное зерцало
Введение 1 План Введение издания Список литературы Введение Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.
Берта Бургундская
План Введение 1 Биография 2 Браки и дети Список литературы Введение Берта Бургундская (фр. Berthe de Bourgogne, ок. 964 — 16 января 1010) — королева Франции в 997 — 1001 годах. Берта была дочерью Конрада I Тихого, короля Бургундии и Матильды Французской и вдовой графа Эда I де Блуа. В 997 году Берта сочеталась браком с Робертом II Благочестивым, королём Франции из династии Капетингов.
Константинопольская эра
План Введение 1 Византия 1.1 Как вычислялась дата 1.2 Мнение Ватикана 2 Россия 2.1 Погрешности в летописях 2.2 Хронологические рамки 3 Церковный календарь
Гардуэн, Жан
План Введение 1 Биография 1.1 Сочинения 1.2 Критические взгляды Введение Жан Гардуэ́н (фр. Jean Hardouin ), (1646 — 3 сентября 1729) — учёный иезуит,французский филолог, богослов и историк, работавший учителем и библиотекарем в Париже.
Московское царство
Процесс объединения северо-восточных земель завершился в начале 16 века (с12 по 16 в.). Внутренняя и внешняя политика Ивана привела к включению в состав бывшего Московского княжества Тверского, Смоленского, Суздальско-Нижегородского княжеств и Новгородской земли.
Правление Бориса Годунова 1598 - 1605 гг.
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком.
Шпаргалки по хозяйственному праву
ВОПРОС № 39 Право оперативного управления 1. Субъекты – казенные предприятия, учреждения. 2. Владеют и пользуются имуществом в соот. с установленными целями, назначением имущества, заданиями собственника.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.
Металлов Василий Михайлович
Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподаватель Синодального училища церковного пения (с 1895 г.).
Епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш)
Сербская Церковь с любовью чтит память своего выдающегося архиерея, неутомимого труженика па ниве Господней и замечательного ученого преосвященного Никодима (Милаша), епископа Далматинско-Истрийского.
Варламов Александр Егорович
Известный русский композитор. Происходил из “волошских”, то есть молдавских, дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).
Цивільне право як галузь українського права
Курсова робота на тему: „Цивільне право як галузь українського права” Курсова на 38 сторінок. Була захищена на 5 балів в Київському Національному Економічному Університеті юридичного факультету
Акція та її види
Акція – це цінний папір, який свідчить про пайову частину її власника в статутному фонді “АТ”. Про членство в акціонерному товаристві; право брати участь в управлінні АТ, право на одержання частини прибутку; право на частин майна в разі ліквідації АТ.