Адмирал Комарицын Анатолий Александрович, кандидат военных наук
Современный этап развития экономики России характеризуется началом крупномасштабного освоения природных ресурсов Мирового океана и создания адекватной этой задаче системы навигационно-гидрографического обеспечения.
В первую очередь это относится к изысканиям и разработкам нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе Арктических морей России.
Предполагается, что освоение ресурсов Штокмановского, Приразломного и других месторождений позволит решить ряд важнейших проблем национальной экономики, к которым можно отнести:
Упрочение положения России на мировом рынке нефтепродуктов
Оптимизацию энергетических и сырьевых потоков Северо-западного территориально-промышленного комплекса, обеспечивающую повышение его экономического потенциала и усиление геополитических позиций страны в целом
Интенсификацию развития и конверсии военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга и всего Северо-западного региона Российской Федерации
В течение многих лет деятельность Военно-Морского Флота к Арктике была связана с обеспечением военно-стратегических интересов в этом районе Мирового океана на основе создания эффективной инфрастуктуры морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения на всей протяженности арктических морских границ России.
Уникальность природных условий Арктики и специфика их влияния на использование сил и средств ВМФ стимулировали активное участие флота в решении фундаментальных проблем физики океана и атмосферы и привели к накоплению многолетнего опыта организации деятельности сложных организационно-технических систем в экстремальных арктических условиях. Одним из важнейших научно-практических результатов этой деятельности явилось формирование информационно-технологической инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения, уникальной по своим возможностям и ресурсам.
В то же время следует отметить, что функционирование системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения нефтегазовых месторождений имеет ряд принципиальных особенностей, обусловленных:
недостаточной изученностью особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики;
недостаточной изученностью в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношении районов Арктического шельфа, применительно к специфическим задачам обеспечения безопасности мореплавания нового класса судов, морских инженерных изысканий, а также применительно к задачам навигационно-гидрографического обеспечения строительства и эксплуатации добычных комплексов и других гидротехнических сооружений;
исключительно высоким уровнем требований к экологической безопасности эксплуатации нефтегазовых комплексов, находящихся в районах интенсивного судоходства, рыболовства и оперативной деятельности ВМФ.
Изменение военно-политической ситуации в мире и тенденции международной экономической интеграции обуславливают существенное изменение приоритетов задач, решаемых Военно-Морским Флотом в Арктике. Иерархия приоритетов этих задач связана, в первую очередь, с обеспечением благоприятных условий для освоения природных ресурсов на шельфе Севера России, как в рамках национальных программ, так и в программах с международным участием. К важнейшим направлениям деятельности ВМФ в Арктике в новых условиях следует отнести:
поддержание мира и безопасности в Арктическом бассейне;
обеспечение установленного режима морской государственной границы Российской Федерации;
обеспечение обязательств Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств, включая обязательства по обеспечению навигационной безопасности и свободы мореплавания;
защиту и сохранение морской среды с учетом действующих международных соглашений.
Возрастающее значение экологических вопросов в экономическом освоении арктического шельфа предполагает необходимость осуществления более тесной международной кооперации военно-морских и гражданских флотов приарктических государств, а также необходимость интеграции их технических возможностей и информационных ресурсов для предупреждения и устранения последствий экологических катастроф.
Следует также рассмотреть на политическом уровне возможности конверсионного использования и интеграции компонентов систем обеспечения военных флотов приарктических государств с учетом перспектив создания и развития Арктической транспортной системы.
К таким компонентам могут быть отнесены:
системы освещения надводной, воздушной и подводной обстановки военного назначения;
системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической и ледовой информации;
системы управления морским и воздушным движением военного назначения;
средства навигационного оборудования, в том числе военного назначения, а также специализированные системы высокоточной высокоширотной навигации.
В течение нескольких десятилетий освоения арктического бассейна Военно-Морским Флотом России с привлечением передовых научных и промышленных организаций выполнен колоссальный объем исследований в самых различных областях знаний. Район Северного Ледовитого океана и его окраинных морей на 80% покрыт океанографическими, гравиметрическими и магнитными съемками, а также съемкой рельефа и грунта морского дна, за исключением отдельных районов Канадского сектора. Объем этих данных превосходит объем информационных ресурсов всех остальных приарктических государств вместе взятых и не может не представлять интереса для решения разнообразных фундаментальных научных проблем. Значительная часть этих ресурсов, ранее недоступная для гражданских и иностранных потребителей, уже в настоящее время рассекречена и поступает в научное и коммерческое обращение.
Столь высокая степень изученности позволяет обеспечить потребителей высококачественными картографическими материалами, в том числе подготовленными в соответствии с международными стандартами морскими электронными навигационными картами, охватывающими большую часть акватории Арктики. А перспективы создания автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации открывают возможности неограниченного доступа к ней любых заинтересованных организаций и мореплавателей в соответствии с действующим порядком абонентского обслуживания.
Как известно, в настоящее время в странах Северного Форума проходит обсуждение различных проектов по созданию Арктической транспортной системы и отдельных ее компонентов.
Нет сомнений в том, что этот грандиозный по своему замыслу проект потребует привлечения большей части имеющихся информационных и конверсионных ресурсов ВМФ и военно-промышленного комплекса. А осуществление полномасштабных исследований по выбору трассы и ее навигационно-гидрографическому обеспечению в зоне общих интересов большинства приарктических государств станет достойным открытием нового этапа деятельности Гидрографической службы ВМФ России в интересах национальной экономики и мирового экономического сотрудничества в наступающем ХХI веке.
Другие работы по теме:
Экологические проблемы Северных морей
Северный Ледовитый океан является естественной, природной границей России с севера. Северный Ледовитый океан имеет несколько неофициальных названий: Северное Полярное море, Северное Ледовитое море, Полярный бассейн или древнерусское название – Студеное море.
Как образуется роса
, иней, дождь и снег в природе. (реферат) Образование росы, инея, дождя и снега - интересное географическое и физическое явление, которое с каждой точки зрения объясняется по-разному. Но для того чтобы лучше понять, что происходит в природе при этих явлениях, лучше обратиться к законам и формулам физики.
Россия. Курс на Арктику
В Арктике пересекаются геополитические и экономические интересы. Российская Федерация, США, Канада, Дания и Норвегия претендуют на часть морского дна в Арктике, богатого полезными ископаемыми.
Стратегия России в политической войне за ресурсы
Стратегической необходимость освоения Арктики как региона, свободного от конфликтов и соперничества. Отношения "больших игроков" вокруг ресурсов Каспийского моря: позиции и основные цели и задачи. Системный подход к совершенствованию ресурсообеспечения.
1711 год
— невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Создание компании Южных морей в Англии. 1711—1740 — Император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Карл VI.
Нагаев, Алексей Иванович
Алексе́й Ива́нович Нага́ев (17 марта 1704(17040317), с.Сертякино — 8 января 1781, Петербург) — русский гидрограф и картограф, адмирал.
Asterias rubens
Введение 1 Внешний вид 2 Питание 3 Размножение Список литературы Asterias rubens Введение Красный астериас (лат. Asterias rubens) — вид морских звезд отряда Forcipulatida. Обитает на мелководьях северной части Атлантического океана (от Каролины на западе до Сенегала на востоке). Наиболее обычная звезда для Северного, Белого и западной части Балтийского морей.
Иноземный приказ
- упоминается с 1628 года. Он ведал "иноземцы всяких чинов служилые люди". В ведении Иноземного приказа находились все служившие в России иностранцы, ему были подчинены в Москве новая немецкая слобода с проживавшими там иноземцами и служившие в немецком подданстве русские; ему же принадлежала юрисдикция по гражданским делам подведомственных ему ратных людей.
Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс
Введение 1 Причины 2 Хронология массового убийства 3 Дальнейшие события Список литературы Введение Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс — преступление, совершённое 20 сентября 2010 года человеком, личность которого пока официально не объявлена. В результате происшествия погиб он сам и ещё две женщины, а также один человек получил ранения.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Массовое убийство на военной базе Форт-Худ
Массовое убийство на военной базе Форт-Худ — преступление, произошедшее на военной базе Форт-Худ (англ. Fort Hood) в американском штате Техас 5 ноября 2009 года. Убийства совершил 39-летний военный врач-психиатр, майор вооруженных сил США Нидал Малик Хасан (англ. Nidal Malik Hasan, род. 8 сентября 1970 года.
Голутвенные казаки
Голу́твенные каза́ки (голытьба, от укр. голота) — беднейшая и наиболее многочисленная часть донского и запорожского казачеств. На верхнем Дону, а также в верховьях Хопра и Медведицы голутвенные казаки назывались ещё и «верховыми». Женатые жили не в Запорожской Сечи, а по хуторам и городам.
Правовой режим Арктики и Антарктики
Понятие и виды территорий в международном праве. Территории со смешанным правовым режимом. Арктика как место соприкосновения интересов Европы, Азии, Америки. Сущность секторальной теории. Цели Арктического Совета. Принцип свободы научных исследований.
Правовые проблемы Арктики
Исторические особенности создания арктической зоны, анализ законодательства регламентирующего их правовой статус. Общая характеристика зоны РФ в Арктике. Анализ законодательства и правового режима приарктичеких государств, а также их современных проблем.
БОГДАНОВ Никита Алексеевич
(Кандидат геолого-минералогических наук (1962), доктор геолого-минералогических наук (1974). Профессор кафедры динамической геологии геологического факультета (1990). Директор Института литосферы РАH ()
Юцис Всеволод Владимирович
(09. 04.1948 г. Москва) - геолог, канд. геол.-мин. наук (1979), доцент (1988) каф. динамич. геологии геол. ф-та МГУ. В 1966 г. закончил ср. школу N358 г. Москвы и поступил на геол. ф-т МГУ, который окончил в 1971 г. по каф. динамич. геологии и получил специальность "геол. съемка и поиски месторождений полезных ископаемых". 1971-72 гг. служил в Советской армии. 1973-80 гг. мл. науч. сотр. лаб. морской геологии геол. ф-та МГУ. 1980-83 - преподаватель Кабульского политех. ин-та.
Аппалачи
Аппалачи средневысотные горы сложной древней структуры. Их северная часть почти всюду сложена метаморфическими породами и имеет геосинклинальные структуры, преимущественно каледонского возраста.
Описание Чукотского автономного округа
Graphics Описание Расположен на крайнем северо-востоке России. Климат морской, во внутренних районах Расположен на крайнем северо-востоке России. Климат морской, во внутренних районах Омывается Восточно-Сибирским, Чукотским и резко континентальный. Температура Беринговым морями.
Значение мирового океана
Значение Мирового океана для человека и всего живого столь велико, что тяжело оценить его по достоинству. Издавна Мировой океан являлся одним из главных источников пищи и условием жизни на Земле. Он имеет не только богатую и разнообразную флору и фауну, но и большой запас полезных ископаемых. На сегодняшний день Мировой океан является богатейшим источником ресурсов на планете.
Моря Северного Ледовитого Океана
МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА БАРЕНЦЕВО МОРЕ Баренцево море расположено между параллелями 81градусов 52 минут и 66 градусов 44 минут северной широты и между меридианами 16 градусами 30 минутами и 68 градусами 32 минутами восточной долготы. Западной границей Баренцева принята линия мыс Южный (остров Шпицберген) - остров Медвежий - мыс Нордкап.
Северный Ледовитый океан 2
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Океан расположен в центре Арктики, почти со всех сторон окружен сушей, что определяет особенности его природы - климат, гидрологические условия, ледовую обстановку. Северный Ледовитый океан - наименьший из океанов Земли.
Ресурсы Мирового океана и перспективы их использования
В условиях нехватки ископаемого сырья, когда разведанные залежи природных ресурсов на суше всё менее экономически выгодно разрабатывать, человек обращает свой взгляд на огромные территории Океана. Минеральные ресурсы Мирового океана и их разработка.
Методы и средства военной гидрографии
Развитие Военно-Морского Флота, выход его в океан поставило перед институтом новые задачи: разработку методов съемок и обоснование путей создания технических средств картографирования Мирового океана.
Челюскин Семен Иванович
Русский полярный мореплаватель, капитан 3-го ранга, участник Великой Северной экспедиции. В 1741-42 обследовал рр. Хатанга, Пясина, описал берега Таймыра, достиг крайней сев. точки Евразии (мыс Челюскин).
Пахтусов Пётр Кузьмич
Пахтусов - подпоручик корпуса флотских штурманов, исследователь Баренцева и Карского морей и Новой Земли.
Нагаев Алексей Иванович
В ночь на 13 сентября 1743 г. случилась беда: фрегат Меркурий , командиром которого был Алексей Иванович Нагаев, на подходе к Копенгагену наскочил на мель, и корабль затонул. Вахтенного офицера подвела неточная голландская карта.