История сохранила много свидетельств о попытках человека решить проблему полета. По преданию, еще в XI веке английский монах Оливье будто бы пытался совершить полет с башни монастыря на двух крыльях. Однако полет Оливье окончился неудачей: монах сломал себе ноги. Итальянский художник, механик и инженер Леонардо да Винчи, наблюдая полет птиц, высказал первые научные соображения «о подъемной силе крыла птицы». В примитивном виде у Леонардо да Винчи уже формулируются идеи вертолета и парашюта.
В XVII в. полет на крыльях пытался осуществить французский механик Венье. В записях русского боярина Желябовского рассказывается о мужике, бившем челом государю Алексею Михайловичу и просившем 18 рублей из государевой казны на постройку слюдяных крыльев, на которых он обещал полететь, «аки журавль». После неудачи им было испрошено еще 5 рублей на изготовление «игшенных» (замшевых) крыльев. Но полет опять был неудачным, за что изобретателя били батогами, а деньги вернули в казну, продав его имущество.
Попытки осуществить полет при помощи крыльев, приводимых в движение мускульной силой, были обречены на неудачу. Более плодотворными явились попытки осуществить полет на аппарате легче воздуха.
Идея таких полетов развивалась параллельно с идеей полетов с помощью крыльев. В Китае с давних пор были известны так называемые «летающие драконы», которые наполнялись горячим воздухом или дымом, сообщавшим им способность подниматься. От китайцев «драконы» были заимствованы парфянами и индусами, а в средние века — европейцами.
В 1731 г. неизвестный изобретатель-самоучка в Рязани наполнил горячим дымом матерчатый шар и пытался подняться на нем в воздух.
Вполне достоверные исторические сведения имеются о демонстрации в Париже в июне 1783 г. полета воздушного шара-аэростата, наполненного нагретым воздухом, изобретенного братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье. В ноябре этого же года на шаре Монгольфье впервые поднялись люди. В декабре 1793 г. по предложению французского ученого Шарля был совершен полет на шаре, наполненном водородом. Полет длился 2,5 часа.
В 1805 г. русский академик Я. Ф. Захаров совершил полет для исследования атмосферы, продолжавшийся 3 часа 45 минут. В дальнейшем аналогичные полеты совершались и в других странах.
С начала XIX в. начинает развиваться военное применение аэростатов. В 80-х годах выдвигаются проекты управляемых аэростатов. Во второй половине XIX в. разрабатываются также вопросы применения аэростатов с двигателями. В 1852 г. француз Жиффар первый осуществил полет на дирижабле с паровым двигателем.
В развитии дирижаблестроения большое значение имели работы К. Э. Циолковского (1857-1935), усовершенствовавшие дирижабль. В 1893-1894 гг. в Петербурге был построен и наполнен газом опытный цельнометаллический дирижабль по проекту инженера Д. Шварца. Практическая реализация этих идей связана с работами немецкого ученого Цеппелина. В 1900 г. в Германии был осуществлен первый полет на дирижабле подобной Александр Федорович Можайский, конструкции.
Однако дирижабли, как ранее и воздушные шары, не решали проблему завоевания воздушного океана. В XIX в. было построено много различных летающих аппаратов тяжелого воздуха — «механических птиц», снабженных крыльями и воздушными винтами. Медленно, но верно изобретатели шли от модели к созданию настоящих аэропланов.
Первый аэроплан был создан замечательным русским изобретателем А. Ф. Можайским (1825-1890). В 1860 г. Можайский приступил к исследованию возможности создания летательной машины тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, определял соотношения между площадью крыльев и весом у птиц, устанавливал скорости парящего полета. Затем он стал исследовать полеты воздушных змеев. Одновременно Можайский изучал работу воздушных винтов. В отличие от многих изобретателей того времени, строивших летательные машины с машущими крыльями, Можайский с самого начала своей работы твердо стал на путь создания летательной машины с неподвижным относительно корпуса крылом.
В 1876 г. в Петербурге проводилась публичная демонстрация полета моделей А. Ф. Можайского, которые вызвали сочувственные отклики в печати. В 1880 г. он подал заявку на изобретенный им самолет с паровым двигателем.
По приложенному чертежу видно, что самолет Можайского имел все пять основных частей, которые имеются и в современных самолетах,- крылья, корпус, силовая (винтомоторная) установка, хвостовое оперение и шасси. Назначение и взаимное расположение этих основных частей в самолете Можайского были те же, что и в современных самолетах-монопланах. На своем самолете Можайский предлагал поставить двигатель внутреннего сгорания. Однако вследствие его несовершенства был вынужден применить в качестве двигателя паровую машину. С 1882 по 1885 г. Можайский ежегодно проводил опыты со своим «воздухолетательным снарядом». В одном из таких испытаний осенью 1884 г. на военном поле в Красном Селе под Петербургом самолет Можайского оторвался от земли и пролетел небольшое пространство.
Работы в области авиации продолжались и в других странах. В 1892 г. английский конструктор Г. Филиппе создал первый большой аэроплан, поднявшийся в воздух, хотя и без человека.
Затем большой аэроплан построил американец Хирам Максим. В 1898 г. был осуществлен полет на этой машине. После разбега самолет поднялся, но тут же накренился на бок и упал, так как не обладал устойчивостью в воздухе. Несколько аэропланов было построено во Франции Клеманом Адером. На самолете Адера, на котором находился человек, в 1897 г. был осуществлен полет на расстоянии 300 м. Однако при спуске самолет разбился.
В области освоения техники полетов значительны работы немецкого инженера Отто Лилиенталя (1848- 1896), сосредоточившего свои усилия на изучении способов скользящих планирующих полетов, аналогичных парящему полету птиц. В 1889 г. Лилиенталь опубликовал работу «Полет птиц, как основа авиации». В 1891 г. им были проведены первые опыты скользящего полета против ветра на крыльях, причем Лилиенталю удалось пролететь расстояние в 35 В течение 5 лет он совершил на своих планерах около 2 тыс. опытных полетов, добиваясь устойчивости аппарата в планирующем полете. В 1896 г. при полете в сильный ветер планер Лилиенталя потерял устойчивость в воздухе и разбился. Изобретатель погиб.
Трагическая гибель Лилиенталя не остановила работы энтузиастов воздушных полетов. Во многих странах появились последователи Лилиенталя. Англичанин Пильчер построил планер типа конструкции Лилиенталя, немного изменив лишь форму крыльев. Совершив ряд успешных полетов, в 1889 г. Пильчер разбился вместе со своим аппаратом, попытавшись произвести полет при сильном ветре.
Работы пионеров воздухоплавания имели громадное значение для накопления опыта развития идеи полета в воздухе. С начала 90-х годов начинают свои работы в Америке братья Уилбур и Орвилл Райт — фабриканты велосипедов в Южной Каролине. В 1903 г. они на своем опытном планере поставили двигатель внутреннего сгорания. Братья Райт произвели на своем примитивном аэроплане несколько полетов. При довольно сильном ветре аэроплан все же имел самостоятельную скорость в 4-5 ж в секунду
В 1907-1908 гг. братья Райт построили ряд более совершенных аэропланов.
В то же время со своими летательными аппаратами выступили англичанин Арчдикон, французы Делягранж, Блерио и многие другие изобретатели.
Однако существенных успехов пионеры воздухоплавания в это время не добились. Качественный сдвиг в самолетостроении произошел лишь к 20-м годам нашего столетия. Однако работы первых исследователей имели огромное значение. В их процессе был накоплен большой опыт, послуживший основой бурного развития авиации в наше время.
Список литературы
Источник: «История техники», А. А. Зворыкин, Н. И. Осьмова, В. И. Чернышев, С. В. Шухардин. 1962 г.
Другие работы по теме:
Назначения и особенности конструкции гондол и пилонов самолета
Гондолы предохраняют двигатель и его агрегаты от коррозии, загрязнения и механических повреждений. Размещение двигателей в фюзеляже, на крыле, на горизонтальных пилонах по бокам хвостовой части фюзеляжа. Силовые схемы гондол. Прочность гондол, пилонов.
Декомпрессия
Признаки декомпрессии. Пример Случаи срыва дополнительного наддува кабины.
Киль легкого самолета
Киль летательного аппарата – часть хвостового оперения самолета. Назначение, требования, и техническое описание киля. Конструктивно–силовая схема киля. Нормирование нагрузок. Проектировочные расчеты. Построение эпюр. Проектировочный расчет на прочность.
Газотурбинные двигатели
Газотурбинная установка состоит из воздушного компрессора, камер сгорания и газовой турбины.
Профиль крыла. Что это?
Совокупность некоторого количества профилей составляют целое крыло, причем по всему размаху крыла они могут быть разные. А от того, какие они будут, зависит назначение самолета и то, как он будет летать.
Сент-Экзюпери Антуан
(29.06.1900 - 31.07.1944) Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Он окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.
Юмористический рассказ
Автор: Сочинения на свободную тему Сегодня у нас будет контрольная по математике, и я решил не ходить в школу. Родители рано ушли на работу, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устал, уже конец года, меня замучили дела! “Могу я хоть один день отдохнуть? — спрашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: — Конечно!”
Гироскопическая курсовертикаль
Действие гироскопического агрегата. Определение знака угла отклонения гироскопов относительно платформы под воздействием внешних моментов. Распределение управляющих сигналов от датчиков по разгрузочным двигателям с помощью преобразователя координат.
Су-100 “Сотка” (ударный ракетоносец)
В 1961 году был объявлен конкурс на создание ударного ракетоносца для уничтожения авианосных кораблей противника. В конкурсе участвовали три конструкторских бюро: А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и П.О. Сухого.
Ла-15 (истребитель-перехватчик)
Ла-15 - серийный вариант Ла-174Д, фронтовой истребитель с двигателем РД-500. Масса пустого получилась на 142 кг больше при доводке конструкции и летные качества немного снизились.
3М (стратегический бомбардировщик)
К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В. Мясищев подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс. км.
Як-15 (истребитель)
В формировании схемы самолета был применен очень остроумный прием с целью создать в кратчайший срок такой самолет и в то же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении, преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники.
Ту-141 Стриж
Беспилотный комплекс оперативно-тактической разведки ВР-2 “Стриж” предназначался для проведения разведывательных операций на глубину в несколько сотен километров от линии фронта, тактический комплекс ВР-3 “Рейс” - в несколько десятков.
МиГ-29М ОВТ
Основное качество МиГ-29М ОВТ сверхманевренность, то есть возможность выполнять полеты на малых, вплоть до околонулевых, скоростях полета без ограничений по углу атаки.
Пассажирский самолет Ту-334
Самый нужный российским авиакомпаниям ближнемагистральный самолет Ту-334 в декабре 2003 года получил сертификат летной годности.
Хейнкель, Эрнст
Введение 1 Биография 2 Фирма «Хейнкель» 2.1 Список самолётов 3 В послевоенные годы 5 Literature Введение Эрнст Хейнкель (нем. Ernst (Heinrich) Heinkel; 24 января 1888(18880124), Грунбах — 30 января 1958, Штутгарт) — немецкий авиаконструктор.
Авиакатастрофа в Буффало 12 февраля 2009 года
Введение 1 Подробности полёта 2 Катастрофа 3 Реакция 4 Расследование 6 Источники Введение Рейс 3407 авиакомпании Colgan Air — ежедневный регулярный рейс из г. Ньюарк, штат Нью-Джерси, в г. Буффало, штат Нью-Йорк, выполняемый в рамках партнёрского соглашения с авиакомпанией Continental Airlines под торговой маркой Continental Connection. 12 февраля 2009 г. 74-местный самолёт Bombardier Dash 8 на этапе посадки врезался в здание в г.
Угон самолёта ТУ-154 в Пакистан 1990
План Введение 1 Угон 2 Дальнейшие события 3 Отражение в культуре Список литературы Угон самолёта ТУ-154 в Пакистан (1990) Введение Угон самолета ТУ-154 в Пакистан-крупнейший угон самолета, совершенный заключенными СИЗО г. Нерюнгри 19 августа 1990 года
Авиакатастрофа у Честертона 1933 года
Авиакатастрофа у Честертона 1933 года — самолет Боинг 247 американской компании United Air Lines с бортовым номером NC13304 сгорел и разбился 10 октября 1933 года недалеко от Честертона, США. Самолет выполнял трансконтинентальный рейс из Ньюарка в Окленд. На борту по мимо трёх членов экипажа, находилось ещё четыре пассажира.
Воспоминания Ветеранов 2
40-я КРАСНОЗНАМЕННАЯ ПЕЧЕГИНСКАЯ 4385164 АНДРЕЙ КУЗЬМИЧ Ур-р-ааа! Формирование закончено. Мы едем на фронт! – эта радостная весть охватила все подразделения дивизии, когда, наконец, наше новое пополнение /в основном, юноши в 17-18 лет/ достаточно хорошо освоили материальную часть и воинскую дисциплину.
Реклама турагенства
Мы никогда не размещаем здесь людей, у которых не было бы своего самолета. Частный остров Муша-Кей на Багамах, купленный основателем туристической фирмы «Самолет» Измаиловым Дилявером в 1995 году за 3 млн. $. Семь лет и 60 млн. $, потраченных на его улучшение. 60 гектаров земли, покрытой цветами, и пять ярко раскрашенных гостевых домиков, при каждом из которых есть собственный пляж. 12 недель в году остров сдается знаменитостям и туристам, помешанным на неприкосновенности частной жизни.
Осборн Адам
Осборн Адам (Osborne Adam) (р. 1940), американский предприниматель в области компьютеров, уроженец Таиланда. Создатель компании Osborne, производителя первых портативных персональных компьютеров.
Д.П. Григорович - создатель гидросамолета
Имена русских изобретателей, смелых экспериментаторов стоят в первых рядах завоевателей воздушных пространств. Среди них почетное место принадлежит создателю первого в истории авиации гидросамолета Дмитрию Павловичу Григоровичу.
Выживание при пожаре в самолете
Защита своего кожного покрова. Надо знать, где находятся ближайшие выходы. Не глотайте дым. Не бросайтесь сквозь стену огня.
Общие принципы ТЭА и выбора двигателя самолета
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ВЫБОРА ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА Конечной целью ТЭА проекта самолета является выбор предпочтительной альтернативы из множества вариантов с различными тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Некоторый вектор ТТХ при прочих равных условиях обеспечивает вполне определенную величину эффективности самолета.
Су-30мки, общие сведения
12.02.02.159.№9.Р ИАТ Су-30мки Тема: Общие сведения Преподаватель: Студент: Миронов А.А. Давидович А.А. Дата: Дата: Подпись: Подпись: 2003 Двухместный сверхзвуковой многофункциональный истребитель СУ-30МКИ, созданный совместными усилиями специалистов ОКБ им. П.О. Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения – первый отечественный самолет, разработанный специально под требования зарубежного заказчика, стратегического союзника России – Индии.
Общие принципы ТЭА и выбора двигателя самолета
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ВЫБОРА ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА Конечной целью ТЭА проекта самолета является выбор предпочтительной альтернативы из множества вариантов с различными тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Некоторый вектор ТТХ при прочих равных условиях обеспечивает вполне определенную величину эффективности самолета.
Данные по ИЛ-у62М
Основные данные самолета Ил-62м (Д-30КУ) ПАРАМЕТР ВЕЛИЧИНА РАЗМЕРНОСТЬ Экипаж (пилоты+бортпроводники) Чел. Максимальная комерческая нагрузка (Gгр.)