История русской Архитектуры

Рефераты по архитектуре » История русской Архитектуры Скачать

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ

В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства центром которого стала его новая столица — Константино­поль. История архитектуры Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.) средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време­нем высшего расцвета был первый период особенно время царствова­ния Юстиниана (20—60 гг. VI в.) ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии южного Средиземно­морья Италии и Адриатики.

Продолжая  античные традиции Византия наследовала также культур­ные достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и вос­точных элементов составляет характер­ную черту византийской культуры.

Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии домини­рующих типов монументального ка­менного строительства. Поиски компо­зиции церкви в соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения  императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий несмотря на региональ­ные различия в которых проявля­лись особенности и традиции отдель­ных народов

Важнейшим  вкладом  Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие купольных композиций храмов выразившееся в появлении новых типов структур—купольной базилики центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период.  Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных комплексов. Наи­более своеобразны загородные монас­тыри обычно представляющие собой обнесенные стенами  укрепленные пункты внутри которых помимо жи­лых и хозяйственных построек мо­нахов сооружалась обширная трапез­ная и доминирующее  здание — церковь. Здания и крепостные соору­жения располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично представляли собой  гармонически согласованные  пространственные композиции — ансамбли.

Архитектура Византии  наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня и также из кирпича с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча­тые иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался  восточный прием — тромпы.

Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного прост­ранства.

Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее  пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукупола­ми создающими вместе с куполом единое пространство иногда дости­гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений ви­зантийской архитектуры. Использование пространственных форм обладающих в силу геомет­рического строения жесткостью и ус­тойчивостью позволило свести до ми­нимума массивность опорных конст­рукций рационально распределить в них строительные материалы полу­чить значительную экономию в тру­довых и материальных затратах.

Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной около 5 см укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35 5Х Х35 5Х5 1 см. В восточных областях империи богатых карьерами извест­няков и туфа применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си­рия Закавказье).

В растворе использовали известь к которой примешивали мелко ис­толченный кирпич — цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плин­фы уложенных на толстом слое раст­вора чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась.

Быстросхватывающийся  цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю—без применения дорого­стоящих лесов. При возведении ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре­дельных стран конструкция византий­ских сводов из кирпича резко отли­чается от конструкции римских сво­дов возводимых по деревянным кру­жалам.

Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы в частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки которые иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали растяж­ные кольца изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису легко очерчиваемому с помощью короба

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи где преобладал в кладке естествен­ный камень своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на раст­воре.

Среди сводчатых форм выпол­ненных из камня следует отметить сомкнутые и крестовые своды а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очер­танием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напи­санный на рубеже VI—VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора «20 книг начал т. е. истинных знаний» в котором содержатся сведения по архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд в большой мере основы­вающийся на Витрувии отражает также потребности византийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов».  Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».

Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в визан­тийском зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы свойст­венное древнегреческому зодчест­ву стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях подготовленных ги­гантским развитием сводчато-куполь­ных форм при доминирующем зна­чении внутреннего пространства. Ос­новными средствами выразительнос­ти служили сами конструктивные элементы — купола своды аркады ясно читаемые в интерьере с под­черкнуто выявленными поверхностя­ми без лишней пластики   и деко­ративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко приме­нялась мозаичная живопись распола­гавшаяся обычно на изогнутых поверх­ностях стен в куполах и сводах. Рез­ная скульптурная обработка стен вос­принимается как легкий рельефный рисунок не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах появившая­ся еще в период Римской империи стала в византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды — конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть—колонна воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители передающей сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую колонну. Более массивная чем в римских колоннах она получает фор­му опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде лег­кого геометрического узора форма и пластика — варьировались. Ствол колонны часто делался монолитным в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом отделенным от малых нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики строившиеся в вос­точных районах—в Сирии Малой Азии Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических  зданий оказали и сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515 гг. церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии 569— 586 гг.). Особое значение приобрета­ет купол на четырех или восьми опо­рах. Одним из ранних примеров это­го типа в Сирии может служить цер­ковь в Босре (513 г.) в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Констан­тинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на вось­ми устоях основа которой — сильно развитое подкупольное пространство (табл. VI 1). Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в ос­новном конструктивными элементами:

куполом   полукружными  арками диагональными экседрами устоями арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в компо­зиции большое значение имеют диа­гональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали прост­ранственные устои воспринимающие распор купола в диагональном на­правлении. В этой развитой структу­ре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соот­ветствии с особенностями христиан­ского ритуала происходившего глав­ным образом в центре храма под куполом — символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто­рами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг. в прав­ление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое вы­дающееся произведение византий­ского зодчества.

Собор Софии был главным зда­нием Византийской империи и прид­ворным крамом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струк­туры выдающихся римских соору­жений — базилики Константина и Пан­теона. Однако общие размеры собо­ра Софии значительно превышают их а конструктивная основа значи­тельно отличается от прототипов.

Храм представляет в плане прямо­угольник со сторонами 74 8Х69 7 м. Центральное пространство формиру­ется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м связанными между со­бой подпружными арками и паруса­ми на которые опирается централь­ный купол диаметром 31 ми тол­щиной в замке 0 6 м. Несущая кон­струкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер опира­ющихся на круговое кольцо сече­нием 2 1Х0 8 м выполненное из проч­ного камня Кольцо снаружи подкреп­лено сорока небольшими контрфор­сами. В целях максимального облег­чения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладыва­лись из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра имею­щие в основании сечение 70Х15 см с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезнове­ния на расстоянии 5 7 м от оси. Тон­кие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4 6 м и шириной 1 5 м. Паруса заклю­ченные между подпружными арка­ми выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квад-ров известняка на известковом раст­воре с прокладками из свинца в верх­ней части. Они соединены арками с пилонами воспринимающими  рас­пор купола в поперечном направле­нии. Распор купола в продольном направлении воспринимается гранди­озными полукуполами глубиной около 14 м подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Соз­дана четко взаимодействующая сис­тема купольного и полукупольных пространств сливающихся в одно огромное пространство  главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м""'). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной простран­ственной жесткостью. Объемы каж­дого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полу­куполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.

Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса отделенных от главного нефа аркадами на колон­нах. Сравнительно тонкие стены хра­ма (1 1—1 5 м) выложены из кирпи­ча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свин­цовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не­смотря на грандиозные размеры ар­хитектурные формы не подавляют человека.

Важнейшей особенностью интерье­ра является его тектоническая яс­ность подчеркнутая всем строем членений отделкой и освещением. Пространственная пластичная и урав­новешенная конструкция—основа вы­разительности. Система сферичес­ких поверхностей — купол паруса по­лукупола и конхи экседр — акценти­рованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало зна­чение сферических форм особенно купола. Этой цели служат многочис­ленные проемы устроенные в нижней части купола и полукуполов а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков кото­рая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый све­том купол как бы парит над всем инте­рьером подчеркивая его воздушность и пространственность

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на ко­лоннах. Они не противопоставляются стене а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис слож­ную базу с классическими профиля­ми и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструк­тивных форм. Вместе с тем они вы­полняют существенную роль в масш­табности интерьера связывая гран­диозные формы с размерами чело­века.

Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига­ло размеров и великолепия этого храма его композиция являлась об­разцом которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.

Архитектура Древней Руси X – первой половины XIIIв.

К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-финские племена. Утверждением феодальных отношений сопровождалось восприятие от Византии православия способствовавшего укреплению связей с ней освоению достижений византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь находилась в постоянном контакте с южными славянами черноморья странами Западной и Центральной Европы и другими ос­ваивая достижения их культур а в последующем и сама воздействуя на них.

В Х—XI вв. на основных водных путях возникают многочисленные рус­ские города укрепляемые деревян­ными стенами или тыном земляны­ми валами естественными и искус­ственными водоемами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и княжеские палаты — в подавляющем большинстве  из дерева. Дерево широко используется в хозяйственных постройках для мощения дорог в городском благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании храмов о сложной структуре которых можно судить по сохранившимся ико­нописным изображениям. Из дерева строились и крупнейшие здания — соборы в Новгороде Ростове и дру­гих городах. Есть основания предпо­лагать что типы деревянных храмов уже на первых этапах строительства каменных зданий оказывали су­щественное влияние на их компози­цию. Первые сохранившиеся до наше­го времени каменные постройки — храмы относятся к середине XI в.

Конец Х — XI в. — время развития культуры Киевской Руси достигшей своего наивысшего расцвета в пери­од правления Ярослава Мудрого (1019—1054). За 1036—1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Со­фии в Киеве (1037 г.) Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045— 1052 гг.). По своим размерам (особен­но Софийские соборы Киева и Нов­города) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи. За пе­риодом централизации русских зе­мель в эпоху Киевской Руси после­довала феодальная раздробленность когда центр тяжести в развитии архитектуры переносится на отдель­ные феодальные княжества. В период развития архитектуры домонгольской Руси   охватывающей  в  основном XII—начало XIII  в. выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков) юго-за­падного (Приднепровье Рязанская и Галицко-Волынская земли Западная Русь) и северо-восточного (Владими-ро-Суздальское княжество).

Возведение столь крупных соору­жений как главные соборы периода Киевской Руси говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами с куполами на па­русах (табл. VI I).

Основной крест перекрывался ци­линдрическими сводами боковые ячейки — цилиндрическими сфери­ческими (реже сомкнутыми) с высту­пающими подпружными  арками. Система подпружных арок представ­ляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы поддерживающие арки в плане крестообразного сечения. На стенах как правило делались пиляст­ры усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов совпадающие с утолщениями стен внутри также включались в работу системы. С вос­тока здание «подпирали» полукруглые объемы апсид а с трех других сто­рон — более низкие открытые гале­реи. «Каркас» являлся структурной основой определяя членения ин­терьера и фасадов. Тектоника осно­вывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств.

В кладке стен применялись кирпич камень и известковый раствор. В сравнительно ранних постройках Киев­ской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась византийская смешан­ная кладка из плинфы  и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня чере­довался с двумя-тремя рядами кир­пича служившими как бы выравнива­ющим слоем.

Страницы: 1 2 3