Рождение Волха Всеславьевича было отмечено знаменательными явлениями в природе: «на небе просветил светел месяц <…> подрожала сыра земля <…> синее море сколыхалося». Но это ещё не все — в момент появления младенца рыбы ушли в морскую глубь, птицы взлетели за облака, зайцы, лисицы, туры, олени и прочие обитатели леса затаились в горах и чащах. Наконец, сотряслось «царство Индейское» — словно в предчувствии грозящей ему беды.
Уже через полтора часа после появления на свет Волх держал свою первую речь, в которой обратился к матери со следующим наказом: «А и гой еси, сударыня матушка... / А не пеленай во пелену червчатую, / А не поясай во поесья шёлковые, — / Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные, / А на буйну голову клади злат шелом, / По праву руку палицу, / А и тяжку палицу свинцовую. / А весом та палица в триста пуд».
Рос этот силач стремительно. В семь лет овладел грамотой и разными науками. В десять лет выучился магическим премудростям — умел оборачиваться то ясным соколом, то серым волком, то гнедым златорогим туром. В двенадцать лет Волх стал подбирать себе дружину из сверстников. К пятнадцати годам у него было войско из силачей-одногодков числом в семь тысяч. Слава о дружине достигла самого Киева.
Именно в это время Индейский царь объявил, что намерен захватить Киев-град и разорить там церкви и монастыри. Волх решил опередить нечистивого врага и выступил со своей дружиной ему навстречу, подойдя к царству Индейскому. В этом походе Волх не знал сна и отдыха, заботясь о дружинниках. По ночам он, обернувшись серым волком, бегал по лесам и добывал дичи на пропитание, так же он ухитрялся обувать и одевать своих товарищей. «Носили они шубы соболиные, / Переменные шубы-то барсовые». Яства тоже были отменные. Настала пора отправиться на разведку в глубь самого вражеского царства. Кроме Волха, не нашлось никого, кто обладал бы его ловкостью и искусством. Обернувшись гнедым туром, богатырь умчался: «Он первый скок за целу версту скочил, / А другой скок не могли найти».
Добежал до царства, Волх обернулся уже ясным соколом. Взлетел и сел на окно белокаменных царских палат — в тот самый момент, когда тут шёл разговор царя Салтыка Ставрульевича с царицей Еленой Александровной. В этой беседе прозорливая царица предупреждала мужа, что в Киеве есть могучий богатырь — «тебе, царь, супротивничек». Волх, не медля, оборачивается горностаем. Вёрткий маленький хихцник пробегает по складам и погребам с оружием, перегрызает тетиву у луков, снимает наконечники на стрелах, выдёргивает шомполы у ружей и закапывает все это в землю. Затем, снова в облике сокола, летит к своей дружине. Разбудив воинов, Волх даёт приказ об осаде царства Индейского.
Увидев мощные укрепления, через которые не пройти и «мурашу», молодцы-дружинники закручинились. Они зароптали, что понапрасну потеряют здесь головы и все равно не пройдут через крепкие стены и железные ворота. Однако смекалистый Волх снова приходит на помощь. «Сам обернулся мурашиком / И всех добрых молодцов мурашками, / Прошли они стену белокаменну, / И стали молодцы уж на другой стороне...»
Здесь, ошеломив население внезапностью, дружина показала всю свою удаль. По приказу Волха рубили и старого, и малого, пощадив только семь тысяч красных девиц — по выбору воинов.
Сам Волх без труда проник в царские палаты. Он вошёл туда в собственном обличье, явив могучую силу: железные двери он пробил ударом ноги, булатные засовы и крюки выломал. Затем он взял за белы руки Салтыка Ставрульевича и, заметив, что подобных инородных царей «не бьют, не казнят», ударил противника о «кирпищатый пол», расшибя его в крохи...
После этого Волх сам стал царём, женившись на Елене Александровне. Его дружинники играют семь тысяч свадеб, переженившись на индейских девушках. Они стали посадскими людьми. И когда Волх выкатил захваченную добычу, злато-серебро, табуны коров и коней, и поровну поделил на всех, то оказалось, что на всякого братавоина пришлось по сто тысяч. Пересказала В. А. Сагалова
Список литературы
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
Другие работы по теме:
Мифология древних славян
Языческое мировосприятие как основа мифов славянских народов. Сведения о восточнославянских мифах в летописях. Иерархия богов славянского пантеона. Славянские боги низшего уровня: водяной, леший, дворовой. Словарь и обрядовые формулы славянской мифологии.
Особенности религии древних славян
Министерство образования Р. Ф. ЕГУ им. И. А. Бунина Кафедра истории Курсовая работа по истории Особенности религии древних славян. Выполнила: Студентка гр.№43
культура древней руси
К счастью, этот недостаток характерен, в большей степени для научно-популярной литературы (к примеру, энциклопедия Марии Семеновой «Мы – славяне»), а не собственно истории или культурологии
Морской волк
Автор: Лондон Д. ГЛАВА ПЕРВАЯ Не знаю, право, с чего начать, хотя иногда, в шутку, я сваливаю всю вину на Чарли Фэрасета. У него была дача в Милл-Вэлли, под сенью горы Тамальпайс, но он жил там только зимой, когда ему хотелось отдохнуть и почитать на досуге Ницше или Шопенгауэра. С наступлением лета он предпочитал изнывать от жары и пыли в городе и работать не покладая рук.
Китайские стихи Николая Гумилёва
Как никто другой в русской поэзии преданный музе дальних странствий Николай Гумилёв никогда не бывал в Китае и вообще на Дальнем Востоке, тем не менее в пёстром калейдоскопе его экзотической поэзии «Китайские стихи» занимают своё законное почётное место.
Сон как художественный прием в Слове о полку Игореве
В В Е Д Е Н И Е «Слово о полку Игореве» - гениальное произведение, в котором неизвестный автор выступил как новатор: его произведение проникнуто особым лиризмом, стоит на грани литературы и фольклора, считается внетрадиционным жанром
Портрет Князя Владимира Святославича по летописям и былинам
Князь Владимир Святославич как одна из тех неоднозначных фигур нашей истории, которую можно преподносить и понимать по-разному, ее исследование со стороны летописной (опираясь на Ипатьевскую летопись и Повесть Временных Лет) и со стороны фольклора.
Русское народное творчество и литература для детей
Сущность малых фольклорных форм (жанров) – потешки, поговорки, былины, сказки. Особенности детской литературы ХV-XVIII вв. Басни И.А. Крылова, творчество А.С. Пушкина. Детские писатели ХIХ-ХХ веков. Зарубежная переводная литература для детей XVII-XX вв.
Система жанров средневекового фольклора
Очевидно, что система жанров средневекового фольклора охватывает все практические, эмоциональные и концептуальные стороны народной жизни. Иерархия жанров средневековой литературы, нисходящая от духовной литературы (Евангелие, проповедь, агиография).
Русское устное народное поэтическое творчество
Календарная обрядовая поэзия: зимние святки, купальские песни. Семейная обрядовая поэзия: свадебные песни, причитания. Сказки: волшебные, бытовые новеллистические. Несказочная проза: былины, баллады. Народный театр. Детский фольклор: колыбельные.
Былины киевского цикла, как исторический источник
История изучения восточнославянского эпоса. Дореволюционные школы былиноведения. Облик древних русов в изложении былин. Реликты племенного эпоса ильменских словен. Былины и эпические предания западных славян. Дунайская Русь в исторических источниках.
Эстетика славянского язычества
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина Реферат на тему: “Эстетика славянского язычества” Выполнил: Потапов В.В. 45ИПФ
Символика славян
Древние славяне - потомки скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов, целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную.
Мир былинного эпоса
Каждый назовет былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Но далее каждый ли продолжит этот счет, расширит круг действующих лиц еще на пять-десять имен?
Искусство средневековой Руси
Архитектура. Искусство Киевской Руси. Искусство периода феодальной раздробленности. Искусство периода образования Русского Централизованного государства. Музыка и театр.
Особенности культуры народов Поволжья
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ 5 §1.1 Природа и национальный характер. 5 §2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры. 7
Мировая художественная культура
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ л. r. Емохонова МИРОВАЯ художественная КУЛЬТУРА Учебник для 10 класса (базовый уровень) Рекомендовано Министерством образования и науки
Славяне
Происхождение славян. Религия. Языческие боги. Одежда знати: платья, пояса, верхняя одежда, украшения и драгоценности, обувь. Детская одежда. Женский костюм средних и нижних классов. Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.
Былинные певцы в современное время
Доклад на Историю России Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.
Киевская Русь в IX–X вв.
История становления и развития Киевской Руси, формирование государственности на ее территории. Далекие походы русов. Походы князя Святослава. Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Причины и этапы принятия христианства. Киевское княжество в XII–XIII гг.
Князь Владимир (978-1015)
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие хрис- тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира
Великая княгиня Ольга
Михаил Меньшиков Великая. Мудрейшая. Святая. Матерь народа русского (очерк) На ранней заре русской истории, около тысячи лет тому назад, встречается имя женщины, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская, великая княгиня тогдашней Руси.
Великая княгиня Ольга
Михаил Меньшиков Великая. Мудрейшая. Святая. Матерь народа русского (очерк) На ранней заре русской истории, около тысячи лет тому назад, встречается имя женщины, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская, великая княгиня тогдашней Руси.