Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
Художник-живописец, портретист, представитель романтического направления русского искусства.
Родился в усадьбе около села Копорье Ораниенбаумского уезда. Незаконнорожденный сын крепостной крестьянки помещика Дьяконова, Анны Гавриловой, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. Свою фамилию мальчик получил вместе с вольной. В 1788 году Дьяконов поместил его в Академию художеств, где Кипренский в течение девяти лет находился в Воспитательном училище, а затем в классе исторической живописи, в котором преподавали Г. И. Угрюмов и декоративный живописец Г. Ф. Дуайен.
Получив хорошее академическое образование Кипренский оставил занятия исторической живописью и стал портретистом. Ранние портреты художника отмечены романтическим влиянием современных европейских художников. Контрастное освещение, подчеркивающее скульптурную лепку лица, его эмоциональную напряженность, свободный костюм, абстрактный, но насыщенный живописным движением фон.
Карандашный портрет Кипренского - отдельная тема творчества, связанная с романтическим мироощущением. Карандаш оставляет зарисовку "милого образа" и его след на бумаге не вечен. Мужские портреты карандашом исполнены у Кипренского в более сдержанной манере, чем женские, он насыщает их тоном, утяжеляет, придает материальность.
Первой работой, приобретшей известность, был "Портрет Адама Швальбе" - на петербургской выставке 1804 года он "заслужил лестную похвалу знатоков". В 1805 году Кипренский получил Большую золотую медаль за историческую картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле", написанную в академических традициях. По различным обстоятельствам он не смог воспользоваться правом на заграничную поездку и остался в Петербурге.
Работы этого времени свидетельствуют о разнообразии его исканий (портреты И. В. Кусова, А. Р. Томилова, А. И. Корсакова - все три 1808, "Автопортрет" - 1808 г.).
В 1809 году Кипренский в качестве помощника скульптора Мартоса уехал в Москву, где сблизился со многими выдающимися представителями московской дворянской интеллигенции - Ростопчиными, П. А. Вяземским и др. Здесь написаны портреты Челищева (1810-11), Е. П. Ростопчиной (1809), Е. В. Давыдова (1809).
В 1812 году Кипренский возвратился в Петербург, в том же году получил звание академика. В период Отечественной войны он выполнил множество графических портретов участников войны - А. Р. Томилова (1813), Е. И. Чаплица (1813), П. А. Оленина (1813) и многих своих современников. В 1816 году Кипренский получил возможность поехать за границу и в 1816-1823 годах жил в Италии.
Знакомство с многочисленными памятниками классической древности и с современной художественной жизнью Европы лишили Кипренского уверенности в своих силах, он пережил определенный творческий кризис. Длительная работа над картиной "Анакреонова гробница" (1821) не принесла успеха.
Наиболее удачные произведения итальянского периода - "Портрет А. М. Голицына" (1819 г.) и "Автопортрет" (1819), заказанный Флорентийской Академией искусств для галереи Уффици. В 1823 году художник вернулся в Россию, но его талант, несмотря на отдельные творческие удачи, уже не обрел прежней силы.
Лучшее произведение, выполненное на родине, - "Портрет А. С. Пушкина" (1827, ГТГ). Личные переживания и тяжелая обстановка в Петербурге после подавления восстания декабристов побудили его снова уехать в Италию. Там он провел последние годы жизни. Умер и похоронен Кипренский в Риме.
Другие работы по теме:
Императорская Академия художеств
Введение 1 История 1.1 Президенты Академии 1.2 Ректоры Высшего художественного училища при Академии 1.3 Преподаватели 1.4 Выпускники Академии 1.4.1 Вольнослушатели академии (своекоштные)
Демонстративный характер (истерик)
Клинически выразительно, в естественнонаучном духе, в своей патологической (психопатической) выраженности (истерический психопат, или истерик) этот склад описан П.Б. Ганнушкиным (1909, 1933).
Русское искусство XIX начала XX века
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы
Белкино
О прошлом и настоящем этой старинной русской усадьбы.
Паустовский Константин
(1892-1968) Паустовский Константин Георгиевич, русский писатель, родился в 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Александр Сергеевич Пушкин 4
Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. В одном из стихотворений Пушкин написал:
Культурология
1.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН. При воцарении в Киеве Владимира Красное – Солнышко была проведена языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня гос. Религии.
Творчество Ореста Адамовича Кипренского
Изучение жизненного пути и творческой деятельности Ореста Кипренского. Особенности композиции и характера образа в портрете Екатерины Сергеевны Авдулиной, который выполнен маслом в романтическом стиле. Влияние ренессансных образцов, символизм аксессуаров.
Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского
Первым изображением Пушкина, которое увидели читатели, была гравюра на меди Е. Гейтмана – фронтиспис поэмы “Кавказский пленник” . Книга вышла в конце августа 1822 года.
Кипренский Орест Адамович
Text С. Авдулина и Д. Хвостова Очень выразительны портреты С. Авдулиной (слева) и Д. Хвостовой (справа) .
Тестовые задания.
оглавление Тестовые задания Великие поэты древнего Рима: а) Вергилий; б) Гораций; в) Тиртей; г) Овидий; „Повесть временных лет? написана: а) неизвестным автором; б) русским летописцем; в) летописцем
Русская культура 1-ой четверти 19 века
Русская культура 1-ой четверти 19 века Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Культура развивалась на фоне возрастающего национального самосознания русского народа.
Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Духовная культура - это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности.
Романтизм в русском искусстве XIX века
Ознаменование эпохи Романтизма расцветом этнографии. Проникновение на русские просторы течения европейской культуры под влиянием общественно-политического фактора - декабризма и его характеристика в литературе, живописи и театральном искусстве.
Кипренский и портрет начала XIX века
Портрет, как известно, пользовался в России XVIII века широкой популярностью. Вопреки предвзятому взгляду Академии на этот вид живописи, как на низший жанр искусства, расцвет русского портрета в это время был обусловлен потребностями самой жизни.
О символах в искусстве
Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Культура России. Изобразительное искусство
В истории русского изобразительного искусства четко различаются два периода, границу между которыми обозначили Петровские реформы. Различие это чрезвычайно глубоко и касается самих основ художественного восприятия мира и человека.
Декоративно-прикладное и народное искусство
Русское прикладное искусство в первой половине XIX столетия. Перемены в исторической живописи. Отставание академического исторического жанра. Свободный рисунок Кипренского. Выражение романтической тенденции. Мотивы, взятые из окружающей действительности.
Развитие русской живописи
Формирование классицизма в русском искусстве ХVIII века. Характерные черты классицизма в живописи: строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии.
Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры
Сущность искусства и его возникновение в человеческом обществе. Искусство как один из видов культуры, имеющий особую знаковую систему - выразительные средства разных видов. Религия - одна из древнейших разновидностей культуры, ее роль в жизни общества.
Смирнова, Александра Осиповна
Введение 1 Биография 2 Дети 3 В литературе 4 Галерея Список литературы Введение Александра Осиповна Смирнова (6 марта 1809(18090306), Одесса — 7 июня 1882, Париж); урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет — фрейлина двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н.
Батюшков, Константин Николаевич
Введение 1 Биография 2 Адреса Список литературы Введение Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 (29) мая 1787(17870529), Вологда — 7 (19) июня 1855, Вологда) — русский поэт, предшественник Пушкина.
Биография К.Н. Батюшкова
Русский поэт. Константин Николаевич Батюшков родился 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 года в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода.
Айвазовский Иван Константинович
Профессор живописи, лучший русский маринист. Родился в Феодосии в армянской семье, еще мальчиком обратил на себя внимание своими рисунками и в 1833 г. попал в качестве пансионера в Академию художеств.
Батюшков Константин Николаевич
Русский поэт. Родился Батюшков 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода.
Шилов Александр Максович
Как художник-портретист Александр Шилов - своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека.