Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Азбуковники – анонимные рукописные сборники статей словарного, учебного, нравоучительного и справочного характера в России, распространенные в России в 13–18 вв., прообразы первых энциклопедий. Составителями (копиистами) и читателями азбуковников были горожане низшего и среднего сословий. По содержанию подразделяются на:
(1) словари иностранных слов и сведений из разных областей знания;
(2) учебные пособия типа букварей, включающие базовые знания по арифметике, грамматике, религии, отчасти – истории и природоведению;
(3) воспитательно-дидактические руководства;
(4) смешанные.
(1) Первые справочники, именуемые «азбуковники», появились на русской земле еще в XIII в. Древнейший список словарного азбуковника был помещен в Новгородской кормчей книге 1282, написанной для новгородского епископа Климента, и озаглавлен так: «Речь жидовскаго языка, преложена на русскую, неразумно на разум, и в евангелиях, и апостолах, и в псалтыри, и паремии и в прочих книгах». По сути – это был первый известный на Руси словарь: автор его дал толкование 174 еврейским словам, встречающимся в богослужебных книгах. Второй словарный азбуковник 1431 (Тлъкование неудобь познаваемом в писанных речем) объяснял 61 иностранное слово. Третий известный текст 1506 помещен Лаврентием Тустановским в Славянской грамматике. В нем, озаглавленном Лексис, сиречь речения вкратце собранная, собрано и объяснено 1061 иностранное слово. Этот тип азбуковников похож на современные словари. Понятия в них расположены в алфавитном (азбучном) порядке, каждое иностранное слово сопровождается более или менее пространным разъяснением (от одной – двух строк до страницы), иногда дается перевод на несколько языков. Подбор терминов – хаотичен и случаен. Позднее, в 17–18 вв. этот тип азбуковников превратился в словари практически современного типа.
(2) Учебные азбуковники (О начале грамоты греческие и русския, Сказание о осьми частях речи) – явление 16–17 веков. Они состояли, как правило, из двух частей: лексикографической (включала в себя толковую азбуку, слоги, прописи в порядке алфавита, иногда – сведения по грамматике, образцы учебных сочинений и писем) и познавательной.
В познавательной части учебных азбуковников печатались статьи по философии (об Аристотеле, Демокрите, Платоне, Школе стоиков, объяснялись такие отвлеченные категории как «сущность», «качество», «свойство»), по всеобщей истории (биографии Юлия Цезаря, Яна Гуса, рассказ о «граде-Царъграде» и истории отечества (о происхождении славян, Андрее Боголюбском, Иване Грозном). Особый интерес представляли краткие сведения по естественным наукам – географии (о частях света, реках, городах – как правило, тех, что упомянуты в Библии) и метеорологии (о снеге и граде, о временах года), минералогии и ботанике. В описаниях животных, якобы живущих на территории Азии и Африки, Америки и Европы азбуковники сообщали массу фантастических сведений, но – наряду с ними – содержали и реальные наблюдения над флорой и фауной разных стран. Источниками этого типа азбуковников были дидактические сборники, имевших хождение на Руси: Измарагды, Маргариты, Пчёлы, а также Хронографы и пособия для толмачей (переводчиков). Учебные азбуковники пользовались наибольшей популярностью, так как расширяли кругозор средневековых «московитов» и предлагали им развлекательное чтение.
(3) Наставительные азбуковники бытовали на рубеже 17–18 вв. Появление их свидетельствовало о зарождении «науки воспитания», формировании этических норм. Воспитательно-дидактические тексты азбуковников (О нерадиво учащихся ученицех; Школьное благочиние) составлялись в стихотворной форме – в виде силлабических вирш. Это облегчало заучивание втолковываемых норм:
В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.
В сборниках этого типа отражена система наказаний, взаимоотношения учителя и учащихся.
(4) Некоторые поздние азбуковники относят к рукописям смешанного характера, так как они содержат элементы сразу нескольких типов вышеописанных текстов.
В Российском Государственном архиве древних актов, Отделе рукописей и старопечатных книг Российского исторического музея, рукописных отделах РГБ и РНБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина хранится около 200 списков азбуковников, главным образом – 17 в., что говорит о том, что число этих «народных энциклопедий» в допетровское время доходило до нескольких тысяч. Большинство исследователей считает азбуковники, бытовавшие не только в столице, но и в удаленных от Москвы городах, важным источником по истории общественной и педагогической мысли раннего Нового времени.
В настоящее время «азбуковниками» именуют виртуальные справочные энциклопедии: понятие прижилось и дожило до 21 в.
Другие работы по теме:
Развитие понятия числа
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Специальность: менеджмент организации Учебная дисциплина: математика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: « Развитие понятия числа »
Раскол русской церкви в середине XVII века
Причины раскола, разделившего великорусское население на две антагонистические группы - старообрядцев и новообрядцев; догматические, семиотические и филологические разногласия. Место и влияние церковного раскола в истории и в русской культуре XVII века.
Характер и порядок обучения грамоте
Ко всему древнему русскому обучению можно применить то, что сказал Максим Грек о грамматике, что она "начало входа в философию — учиться долго со многим трудом и биением".
Самообразование путем начетничества
Какова же была та литература, которая служила источником просвещения наших предков, каковы были ее содержание, состав и характер? Конечно, она отвечала свойствам мировоззрения и умонастроения любознательных людей допетровского времени.
Книжность и просвещение средневековой Москвы
В конце XIX - начале XX веков господствовало мнение о бедности и убожестве старинной русской культуры, о том, что образованность в Древней Руси была доступна лишь боярам, князьям да монахам, а ремесленники, купцы, крестьяне были поголовно неграмотны.
Учебники математики в прошлом, настоящем и будущем
Вопросы о том, как складывались первичные математические представления, какой вид они принимали, как проходили первые этапы их совершенствования, никогда не теряли своей актуальности и не потеряют ее в будущем.
Тематика и типы древнерусских книг
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………………….……….…….3 1. Репертуар книг, бытовавших в Древней Руси……….……………….…………………...….……5 1.1 Характеристика исторической эпохи………………………………………………..……………5
Влияние Запада на русскую культуру
Введение 2 Просвещение. 3 Церковные реформы Никона 4 Особенности экономики 7 Влияние Запада на русскую культуру 8 Театр 9 Архитектура 9 Кремлёвские постройки 9
Культура России 17 века
Культура России XVII века Оглавление Оглавление 1 Введение Культура-это не только система ценностей (или совокупность достижений), но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи.
Древнерусская культура 2
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук Контрольная работа по курсу “КУЛЬТУРОЛОГИЯ”
Очерки по истории русской культуры
Второй том "Очерков по истории русской культуры" П.Н. Милюкова посвящен развитию "духовной" стороны русской культуры. Анализ очерка по исследованию истории религии освещает положение и роль русской церкви в жизни общества начиная с конца ХV века.
Этапы развития отечественной культуры
Фазы развития культуры в России. Дохристианская культура славян: уклад жизни предков, языческие боги славянского Олимпа. Историческое значение русских рек. Культура Киевской Руси: исторический выбор князя Владимира. Русское просвещение ХVII-ХVIII вв.
Образование и книгопечатание
Министерство образования и науки РФ филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования- Всероссийского заочного финансово-экономического института
Педагогика Древней Руси
Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси. Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций. Развитие педагогических традиций. Основные деятели педагогики Древней Руси.
Культура россии XVII века 2
ГОУ ВПО Тюменский государственный университет г. Шадринск Контрольная работа № __________________ вариант _14_____________ По дисциплине ______________________________________________
Русская культура второй половины XIII-XVI вв.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Реферат Русская культура второй половины XIII-XVI вв.
Наука и культура на Руси
Обучение в Киевском государстве. Появление письменности и принятие христианства на Руси. Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха. Культура и образование на Руси в XIII-XVIII вв. Развитие науки в России.
Процеси взаємодії звуків між собою. Словники української мови
Асимілятивні, дисимілятивні процеси, подовження, спрощення у групах приголосних, відбиття цих явищ на письмі. Види асиміляції звуків. Подовжені м'які приголосні. Словник Лаврентія Зизанія (1596), "Лексикон" Памви Беринди (1627) та сучасні словники.
Русский язык и сравнительное языкознание
Языкознание в древней Руси носило вполне определенный подражательный характер. Работы грамматического содержания, имевшие предметом главный образом церковнославянский язык, шли к нам сначала из южнославянских земель - Сербии и Болгарии.
Словари и справочники русского языка
Основные разновидностей словарей (орфографические, морфемные и словообразовательные, этимологические), их классификация по назначению и содержанию, состав. Краткая аннотация некоторых изданий, отличие от предыдущих изданий, дополнения и изменения.
Культура эпохи средневековья
Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра истории отечества и культуры Реферат на тему: Культура эпохи средневековья Выполнил: