Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)
Кафедра культурологии
Научная студенческая конференция
«Русская культура на рубеже веков и тысячелетий»
тема:
Сегодня студенты, завтра – интеллектуальный потенциал нации – какой? (Взгляд самой молодёжи).
Выполнил: студент гр. Р-41
Сёмин Василий
Москва, 2001
Россия только что переступила рубеж двух тысячелетий. Что значит для россиян новый век? С чем мы в него вошли? Какой будет наша страна в третьем тысячелетии: великой державой или страной третьего мира?
Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится будущее страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков, несмотря на то, что они за свой век ещё успеют нас удивить. Будущее России в руках тех, кто сейчас учится в ВУЗах, пока не теряя надежду на то, что их знания и диплом будут востребованы и должным образом оплачены. Так что же из себя представляют сегодняшние студенты – те, в чьих руках судьба поколения? Хочется отметить, что культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как распался Советский Союз. Наша проблема в том, чтобы проанализировать эти качественные изменения и сделать вывод о том, как эти изменения могут повлиять на судьбу поколения.
С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась американизации и вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр жизненных идеалов и духовных ценностей у нескольких поколений. Конечно же, наиболее заметны эти изменения у тогдашних подростков – тех, кому сейчас от 18 до 22 лет, потому что именно на качественных изменениях уровня и образа жизни после 1991 года формировались моральные ценности сегодняшней молодёжи.
Надо отметить, что переход от советского общества к демократическому принёс с собой свободу слова, свободу интересов, свободу мнений и действий, а также позволили каждому человеку самому выбирать своё будущее, а не идти по натоптанной дорожке: <детский сад – школа – ПТУ – армия – работа на заводе – семья, дети – пенсия>.
Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами, кроется опасность морального разложения общества – уже сегодня мы можем пожинать плоды перестройки – это уровень преступности и проституции, в том числе малолетней, на несколько порядков высший, чем в 80-х годах; высокий уровень наркомании и алкоголизма среди молодёжи; отсутствие интереса к науке и стремления к творческой работе.
Напрашивается вывод о том, что если перед человеком стоит серьёзный жизненный выбор, то он должен быть к нему быть подготовлен, будучи образованной с детства и самостоятельной личностью. В противном случае подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелёгкую взрослую жизнь, став или жертвой современных пороков общества, или даже одним из их распространителей.
А что же формирует жизненную концепцию современного подростка? На сегодняшний день, уже раннее детство ребёнка начинается с обилия всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор, музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые родители не утруждают себя воспитанием ребёнка, просто покупая ему эти современные игрушки и будучи довольными, что ребёнок не отвлекает их от дел.
В итоге ребёнок познаёт мир с экрана телевизора, где зачастую показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пёстрого набора начинает формироваться основа личности будущего человека. А в комбинации с современными игрушками вроде игровых приставок и компьютеров, развитие человека вообще может ограничиться умелым нажиманием кнопок. Поэтому ребёнка нужно как-то оградить от той грязи, которую выливает на него ежедневно взрослый мир.
Позже, когда ребёнок становится подростком, он оказывается в обществе, где на него начинают влиять молодёжные субкультуры: уличная, компьютерная, музыкальная и другие разнообразные субкультуры.
Хочется отметить, что культурный потенциал подростка очень сильно формируется компанией – обществом, в котором он проводит своё время. И получается так, что принятые в компании нормы, правила, способы времяпровождения формируют (может даже и несознательно) соответствующее поведение и принципы человека. Например, часто бывает, что человек и курящей компании пытается бросить курить, но появляясь в компании не может удержаться, глядя как курят его товарищи.
Весьма интересно влияние компьютерной субкультуры, которая связана не столько с компьютером, как таковым, сколько с интернетом – средством виртуального общения либо человека с человеком, либо человека с компьютером. Ведь интернет, кроме получения информации, даёт возможность общения с другими пользователями, которые находятся по всему миру. Таким образом, во всемирной сети можно и найти себе интересного собеседника, (для этого служат чаты и ICQ), и получить квалифицированный совет или помощь (посредством форумов), а также поиграть в компьютерные игры с реальным соперником или получить самую редкую информацию, например биографию киноактёра или историю рок-группы. Но из всех возможностей интернета особой популярностью пользуются любовные знакомства в сети, когда человек ищет себе собеседника противоположного пола, они знакомятся, узнают друг друга лучше, а позже назначают свидание.
Но анализируя компьютерную субкультуру, в противоположность её плюсам , включающим почти безграничные возможности и огромный объём информации, есть и минусы, один из которых – фактор уединения, ухода от реальности в виртуальный мир, доходя порой даже до разочарования и отвержения реального мира. Данное явление уже начали исследовать психологи и учёные, и установили определённую норму времени, проводимую в интернете, превышение которой грозит психологическим привыканием. Зачастую такие «компьютерные наркоманы» чувствуют себя в сети уверенно, и порой завышенно, выставляя себя героем-суперменом, но стоит выключить компьютер, и этот герой может оказаться невзрачным застенчивым человеком, который настолько привык к виртуальному миру, что в настоящем мало чего может добиться.
Помимо упомянутых субкультур, в молодёжной культуре существуют некоторые идеологические течения, проповедующие определённые жизненные тезисы, например: панк-культура, рок-культура, хип-хоп-культура.Такого рода движения несут в себе определённый набор моральных принципов, определяют имидж и вкусы человека, и его отношение к окружающему миру.
Говоря об отношении к учёбе, современная молодёжь значительно отличается от советской. Сегодняшнее образование не является обязательным, поэтому появившаяся опять же свобода выбора поделила молодёжь на тех, кто учится ради знаний, и тех – кто ради диплома. Учитывая сегодняшнее положение образования в России, у тех, кто учится ради диплома, существует возможность облегчить себе учёбу покупкой зачётов и экзаменов.
Говоря о количестве желающих получить высшее образование, интересен факт, что в 91-92 годах резко снизилось число абитуриентов, и во многих ВУЗах был недобор – это объяснялось тем, что молодёжь шла работать в торговлю, считая правильным решением не тратить впустую время на учёбу, а зарабатывать лёгкие деньги. Уже к 96-97 годам поток абитуриентов начал сильно расти, и сейчас желающих поступить в ВУЗ более чем достаточно. Получилось, что жизнь показала, что больше ценится – высшее образование или стаж работы в коммерческой палатке.
Таким образом, перед сегодняшней молодёжью сегодня открыты все пути в жизни, выбор одного из которых должен определить будущее человека. Далеко не все делают правильный выбор, но всегда были, есть и будут те, кто достоин быть интеллектуальным потенциалом нации. Сколько бы мы не говорили про распущенность и безнравственность молодёжи, среди них всегда есть гармонично развитые личности. С другой стороны, сегодняшнее молодое поколение воспитано на новой почве, и поэтому именно за этим поколением стоит задача сделать Россию сильной державой с образованным и материально обеспеченным населением. Именно принципиально новая, неконсервативная политика сможет показать миру Россию с новой стороны.
Но если мы хотим получить современного качества общество, которое будет способно взять на свои плечи управление страной, то именно сейчас пора позаботиться о воспитании молодёжи.
Другие работы по теме:
Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает
На данный вопрос нельзя дать однозначного ответа. На мой взгляд, восприятие человеком действительности всегда субъективно. Каждый видит этот мир по - своему. Для меня роза пахнет, но у кого-то насморк. Завтра у меня начнется насморк, или не дай Бог сломаю нос - роза пахнуть перестанет. Однако если я твердо верю в аромат, меня не переубедить в обратном.
Проблема повышения стоимости обучения в КГАСУ
Социологическое исследование на экономическом факультете в КГАСУ - одном из самых многочисленных по числу обучающихся на нём студентов, с целью выяснить как влияет повышение стоимости коммерческого обучения на финансовое состояние студентов КГАСУ.
Гонзага, Алоизий
Введение 1 Биография 2 Прославление Гонзага, Алоизий Введение Алоизий Гонзага (итал. Luigi Gonzaga, 9 марта 1568(15680309), Кастельоне-дель-Стивере, Италия — 21 июня 1591, Рим, Италия) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена иезуитов, покровитель молодёжи и студентов.
Социальная работа в молодёжных организациях
Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности.
Высшая школа и продвижение к науке
Вышая школа и продвижение к науке. Участие студента в исследовании - одино из наиболее эффективных методов для обучения высоко - квалифицированных специалистов пособных к принятию участия в быстро развивающемся научной и технологической революции.
Революция на граните
Введение 1 История 2 Значение 3 Учасники Голодовки 4 Празднование 5 Источники 5.1 Видео 5.2 Фото Список литературы Революция на граните Введение Революция на граните (или Студенческая революция на граните) — кампания по голодовке протестующей украинской советской молодёжи 1990 года с требованиями:
Сочинения на свободную тему - Поездка за город
AlignjustifyВечером мама сказала что завтра мы поедем в лес за грибами. Я очень обрадовалась этому сообщению Уже месяц идут занятия в школе мы не ездим на дачу а живем в городской квартире. Мамина же фраза взбудоражила целый мир моей фантазии поездка за город сулила встречу с природой которую я люблю по которой как оказалось скучаю.
Сочинения на свободную тему - у нас была традиция. ..
Завтра день рождения. Наташи она пригласила меня в гости я радостная пришла домой и попросила у мамы деньги на подарок. В комнате был дедушка он услышал наш разговор и сказал что когда он учился в школе у них была традиция дарить только то что сделан.
Басня И.А. Крылова Обоз
Басня И.А. Крылова "Обоз" Автор: Крылов И.А. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
Образ Челкаша в рассказе Горького Челкаш
Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Автор: Горький М. Челкаш… Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”.
Мой выходной день
Автор: Сочинения на свободную тему Большинство людей в нашей стране работают пять дней в неделю, но студенты и школьники всегда работали шесть дней в неделю. Только недавно некоторые школы начали учиться только пять дней в неделю, но это в основном относится к начальной школе. Я учусь в одиннадцатом классе, так что мне приходится ходить в школу шесть дней в неделю.
Будущее страны в наших руках
Автор: Сочинения на свободную тему Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить Ф.И. Тютчев 2009 год в России был объявлен Годом молодёжи. С молодёжью связаны надежды любого государства. «Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения.
Кем быть?
Все работы хороши выбирай на вкус. Значит это общество нуждается в коренной перестройке. И перестраивать его придётся нам, молодым людям. А для этого необходимо учиться. Так может быть стать профессиональным революционером чтобы разорвать этот круг?
Античность 4
Я всегда восхищался людьми, которые многого добились в этой жизни, и всегда задавал им один и тоже вопрос: «А с чего начинался …..?». Им было интересно рассказывать,
Коммунистический союз молодёжи Китая
Введение 1 История 2 Организация 3 Первые секретари комсомола Введение Коммунистический союз молодёжи Китая (кит. 中国共产主义青年团, пиньинь Zhōngguу Gтngchǎnzhǔyм Qīngniбntuбn, палл. Чжун-го Гун-чань-чжу-и Цин-нянь-туань; аббревиатура: кит. 共青团, пиньинь Gтngqīngtuбn, палл.
Зинзивер группа
«Зинзивер» — литературная группа и творческое содружество воронежской молодёжи, возникшее 25 декабря 1988 года. Среди членов были Андрей Болин, Рамиль Бесермен, Татьяна Повалюхина, Игорь Подколзин (мон. Лаврентий Задонский), Дмитрий Чугунов, Мария Спасенникова. В собраниях участвовали Алексей Мельников, Татьяна Шепелева, Александр Ефремцов, Алексей Любушкин, Светлана Владимирова.
Коммунистический союз молодёжи Западной Украины
, КСМЗУ (укр. Комуністична спілка молоді Західної України, польск. Komunistyczny Związek Młodzieży Zachodniej Ukrainy, KZMZU) — политическая молодёжная организация Западной Украины. КСМЗУ работал под руководством Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ). Пребывал в подполье.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Латвийское отделение АКМ
Введение 1 Интересные факты Список литературы Введение Латвийское отделение АКМ — зарегистрированное общественно-политическое движение в Латвии[]. Является региональным отделением всесоюзной организации Авангард красной молодёжи. Имеет отделение в Риге.
Занд, Карл Людвиг
Карл Людвиг Занд (нем. Karl Ludwig Sand; 5 октября 1795 — 20 мая 1820) — убийца Коцебу. Изучал богословие в Тюбингене; в 1815 вступил волонтёром в число баварских вольных стрелков. После заключения мира продолжал научные занятия в Эрлангене и Йене, увлекаясь господствовавшими тогда в среде молодёжи политическими идеями; принадлежал к числу устроителей Вартбургского празднества.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации
План Введение 1 Развитие молодёжной политики в России за 15 лет 2 Молодёжная политика в России сегодня Список литературы Введение Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. [1] Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Рабочий молодёжный союз
Рабочий молодёжный союз , болг. Работнически младежки съюз, произносится ремс) — молодёжная организация, объединяющая трудовую молодёжь Болгарии. Его члены назывались ремсисты.
Межэтнические отношения в Киргизии
Межэтнические отношения в Киргизии характеризуются неустойчивостью и носят значительный конфликтный потенциал, который переходил в открытые погромы в 1990 и 2010 годах. Усиление роли титульной национальности (киргизы) во всех сферах жизни республики во второй половине ХХ века происходило форсированными темпами.
Сераковский, Сигизмунд Игнатьевич
Сигизмунд Игнатьевич Сераковский Зы́гмунт Серако́вский (польск. Zygmunt Sierakowski); 18 (30) мая 1826, с. Лисовое Луцкого уезда Волынской губернии (теперь Маневичский район Волынской области, Украина) — 15 (27) июня 1863) — капитан русского Генерального штаба, участник польского восстания 1863—1864 годов.
Эйберн, Мартин
Мартин Эйберн (англ. Martin Abern, настоящая фамилия — Абрамович, впоследствии Абрамовиц; 2 декабря 1898, Бессарабская губерния — 1949) — американский общественно-политический деятель марксистского толка, один из лидеров молодёжного коммунистического движения и основателей троцкистского движения в США.
Гувернёр, Ливия
Ливия Маргарита Гувернёр Камеро (исп. Livia Margarita Gouverneur Camero, 15 июля 1941 — 1 ноября 1961) — венесуэльская революционерка, участница борьбы против диктаторских режимов в стране, символ леворадикальной молодёжи Венесуэлы.