Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н.
Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. "Гроза” - одно из его ярчайших
произведений.
Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в
русском обществе.Он один из первых дал широкое
описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич
написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое
название для своей пьесы.
В слове “гроза”
заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и
символ перемен в “темном
царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких
веков в русской жизни.
В центре пьесы - конфликт представителей “темного
царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется
невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета,
унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в
природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется
приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза”
звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой грозы
надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из
атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи,
почувствовать себя свободным,“на
весь год отгуляться”. Под “грозой”
он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед
возмездием за совершенные грехи. “Гроза
нам в наказание посылается”, - говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия
присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою
любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он
даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.
Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы
и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь,
скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы
прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы
себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все
спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является
предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в
состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил
бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на
сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине
близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень
испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень
эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на
душе - грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не
выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало
порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот
такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,
племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в
грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее
возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему
мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как
ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не
был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но
Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к
Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.
Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину,
но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не
столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт,
что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе,
предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство
Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского
мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в
русском обществе во второй
половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы
воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что
изменится, скорее всего, все останется на своих местах.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского Гроза
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче.
Символика заглавия пьесы А. Островского Гроза.
Автор: Островский А.Н. Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Душа хотела видеть тело тощим и голодным, отвратительным... Эта душа сама была еще тощей... и жестокость была вожделением этой души. Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?...
Почему Островский назвал драму Гроза
Автор: Островский А.Н. А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно.
Смысл названия драмы "Гроза"
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Героиня пьесы Островского Бесприданница
Чем привлекательна драматургия А. Н. Островского? Его пьесы помогают разобраться в «вечных» вопросах жизни. Это и любовь, и свобода, и смысл человеческого существования и счастье. Необычайно интересны и привлекательны женские образы, женщины с «горячим сердцем». Проследим, как складывается судьба Ларисы Огудаловой — героини пьесы «Бесприданница».
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Айдаров, Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Айдаров (настоящая фамилия Вишневский, 1867 — 16 августа 1938) — драматический актёр и режиссёр театра Малого театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Второстепенные персонажи в драме Гроза
А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают "певцом купеческого быта" и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются- "Бесприданница", "Лес", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие.
Тема горячего сердца в пьесе Бесприданница
Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, “какая в природе разлита”, и красоту “горячего сердца”, измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.