Образ Обломова - это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии "Лентяй" Фонвизина, и в гоголевской "Женитьбе". Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.
В первую очередь скажу, что Обломов – хорошо вам известная «мертвая душа». Этот тип мертвой души доведен Гончаровым до парадокса, т.е. до противоречия, когда самим своим существованием Обломов противоречит вообще природе человека и до логического конца каковым будет распад и гибель героя
Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной интриги. Но, несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит, читаешь его с неослабевающим интересом
Гончаров посредством описания фона и вещей Обломова передает нам его характер: он создал фон на котором ярко выделялись туфли и халат. Фон этот – заброшенность, повсеместные следы запустения такие как: прошлогодняя, валявшаяся газета, слой на зеркалах и т.д. Но это всего лишь фон, теперь поговорим о предметах через которые напрямую охарактеризован образ - это туфли и халат. Сейчас я приведу слова академика Лебедева: «Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах характер своего героя» О чем говорят эти слова? О том, что об овеществлении я говорю не просто так – сей факт имел место быть. Но перейдем непосредственно к двум вещам в обоих из которых угадывается характер героя. Первая вещь – туфли: «длинные, мягкие, широкие», ну прям под стать хозяину! И вторая вещь – халат, более символичная, на нем я остановлюсь подробнее. Для начала поговорим о передаче характера, это мы увидим в сравнении: он такой же несоразмерный, в заплатках, потерявший весь свой лоск и неизвестно?: можно ли его восстановить или нет? Но это не все. Халат олицетворяет «обломовщину». Посмотрите: пока Обломов жил в запустении, он все время был в халате, когда же под влиянием обстоятельств пытается изменить свою жизнь это действие связано с халатом: “Это значит, - думал он, - вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…” И халат был сброшен! Правда не на долго…Но вот настает момент заката любви. И что ему сопутствовало? – Возвращение халата: новая хозяйка Обломова говорит, что достала халат из чулана, собирается помыть его и почистить.
Обломову еще присуще чувство дворянского самосознания, он иногда воинственно объявляет о своих достоинствах дворянина. Но как ничтожно содержание этого самосознания и как жалки эти достоинства! То и другое оправдывает паразитический образ существования, общественный консерватизм, равнодушие к жизни, чревоугодие, байбачество, непрактичность, пустую мечтательность. Всё это было типично для дворянского сословия кануна 1861 года и говорило о его деградации.
«Я барин и делать ничего не умею!» — так с гордостью говорил Обломов (371). «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!», «хлеба себе не зарабатывал» (96). Обломов против грамотности мужика, она, по его мнению, может принести ущерб помещичьим интересам. «Грамотность, — говорит он, — вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет» . И с этим косным, эгоистическим, узким кодексом паразитической жизни изумительно гармонирует физический облик Ильи Ильича. Во внешнем виде, в физическом состоянии Обломова отразился весь образ его нездоровой жизни, весь его характер, сформировавшийся в недрах помещичьей Обломовки. Обломов «обрюзг не полетам», его «одышка одолевает», для него «лежанье... было... нормальным состоянием» ,у него «сонный взгляд», «дряблые щеки» ,«тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины» На Обломова часто «нападал нервический страх: он пугался окружающей его тишины...Д аже в момент разговора он «вдруг смолкал, внезапно пораженный сном» (156). А как тягостно утреннее пробуждение Обломова! Он «повернул немного голову и с трудом открыл на Захара один глаз, из которого так и выглядывал паралич» (155).
Вторым приемом для характеристики Гончаров выбрал сравнение. Сравнивается с Обломовым Штольц. Так вот: сравнение происходит когда писатель дает нам историю Штольца – составлена она так виртуозно, что читатель сам того не замечая во время чтения сравнивает его с Обломовыми.
И в тоже время Гончаров симпатизирует Обломову, описывая его как действительно приятного, и действительно доброго, мягкого, откровенного и сердечного человека
Теперь поговорим, что же олицетворяет Обломов. Олицетворяет он кризис и распад крепостнической Руси. Обломов не просто «мертвая душа» – он последний в ряду «мертвых душ». Он символизирует застой крепостнической системы– лень и бездействие.
Другие работы по теме:
Гончаров и. а. - Роль художественной детали в романе обломов
Роман И. А. Гончарова “Обломов” - это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей.
Гончаров и. а. - Обломов и захар в романе и. гончарова
В романе И. А. Гончарова Обломов обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства идет повествование о двух противоположных типах людей отличающихся понятиями о мире для одного мир отвлеченный идеальный для другого материальный и практ.
Гончаров и. а. - Пути которые не выбирал обломов
Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.
Обломов и Штольц в романе Ивана Гончарова Обломов
Обломов и Штольц в романе Ивана Гончарова 8220 Обломов 8221 В 1859 году великий русский писатель Иван Александрович Гончаров опубликовал свой второй роман “Обломов”. Это было очень тяжелое время для России, когда общество поделилось на две части: меньшинство и большинство. Меньшинство — это те, которые понимали необходимость отмены крепостного права, те, которых не устраивала жизнь простых людей в России.
Размышления над страницами романа Обломов
Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой — Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе.
Андрей Штольц как человек действия
В романе «Обломов» И.А. Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века.
Любовь для Обломова по роману Ивана Гончарова Обломов
Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного.
Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца
Автор: Гончаров И.А. Обломов Илья Ильич – главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.
Тема любви в романе И. А. Гончарова Обломов 2
Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов» Автор: Гончаров И.А. В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее - умение любить.
Обломов- голубиная душа или лишний человек
Обломов- "голубиная душа" или "лишний человек"? Автор: Гончаров И.А. Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом.
Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. «Обломов» - социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь.
Мини-сочинение Обломов и его окружение
Мини-сочинение "Обломов и его окружение" Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.
Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына
Автор: Гончаров И.А. Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение.
Анализ письма Обломова
Причины, побудившие Обломова написать письмо Ольге. Каким предстает Обломов перед читателями в своем письме.
Обломов и обломовщина
Роман Гончарова "Обломов" стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания.
И.А.Гончаров. Пути, которые не выбирал Обломов
Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени".
Тема рабства в романе "Обломов"
Роман "Обломов" был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного помещика Обломова.
Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная
А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин - одной: утончённой, нежной, изящной,и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова?
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
Можно ли считать образ Обломова негативным
Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает… Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень — осталось.
Каковы жизненные идеалы Штольца по роману И.А. Гончарова Обломов
Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.
Все мы в душе Обломовы
Автор: Гончаров И.А. И.А. Гончаров с 1847года обдумывал сюжет нового романа - романа "Обломов". Работу над ним писатель завершил в 1858году и опубликовал в первых четырех номерах журнала "Отечественные записки" за 1859год. Гончаров, как видно, вынашивал долго замыслы своего романа, а написал его за кратчайший срок.
Анализ эпизода Прощальная встреча Обломова и Ольги
Анализ эпизода "Прощальная встреча Обломова и Ольги" Автор: Гончаров И.А. Этот эпизод является кульминацией романа, т.к. после него действие идет на спад – герои расстаются. Эта глава знаменует поворот в жизни героев и раскрывает их внутреннее состояние. Характер эпизода смешанный и условно его можно разделить на три части: 1) Обломов приходит к Ольге; 2) Обломов один; 3) последний разговор Обломова и Ольги.
Обломов и Штольц по роману И.А. Гончарова Обломов
Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. Обломов и Штольц В тысяча восемьсот пятьдесят втором году И.А.Гончаров написал роман "Обломов". Главная тема романа - судьба поколения, ищущего своего места в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Сюжетные антитезы в романе Обломов
Сюжетные антитезы в романе "Обломов" Автор: Гончаров И.А. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений.