Проблемы человеческого достоинства в пьесе "Гроза"
Автор: Островский А.Н.
Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство - проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство - человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.
В пьесе "Гроза" А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в "Грозе", по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и "забитых людей". Самодуры - купчиха Кабанова и Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой - люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.
Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.
Варвара и Борис - менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять("Гуляй, пока твое время не пришло, - ещё насидишься"), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.
Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается("Здесь всё как-то из-под неволи").
Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство - рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы "Гроза" - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Темное царство и его жертвы по пьесе Островского Гроза
«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
Душно Без счастья и воли По пьесе Островского Гроза
Н.А. Некрасов, в своем высказывании «Душно! Без счастья и воли…» очень точно подбирает слова «воля» и «счастье», давая понять, что одно не может существовать без другого. Но что же такое «воля»? Физическая ли свобода, материальная независимость или собственное мнение.
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Образ Кулигина в пьесе Островского Гроза
А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Символика заглавия пьесы А. Островского Гроза.
Автор: Островский А.Н. Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Душа хотела видеть тело тощим и голодным, отвратительным... Эта душа сама была еще тощей... и жестокость была вожделением этой души. Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?...
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Образ Катерины в пьесе Гроза
2. Образ Катерины в пьесе «Гроза» Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Существует два типа людей: одни - это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
Красота души Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.
Символика в пьесе А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.
"Темное царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. В природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после "грозы" вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих мест
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Бороздина, Варвара Васильевна
Варвара Васильевна Бороздина (она же Бороздина 1-я; 3 декабря 1828, Москва — 17 октября 1866, Москва) — драматическая актриса Малого театра. Cестра актрисы Евгении Бороздиной (Бороздиной 2-й; 1830—1869).