Школа при Посольстве России в Индии. Экстернат
10 класс. Литература
II полугодие
Н.Г.Чернышевский
Основные этапы жизни и деятельности.
Создание романа «Что делать?».
Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности».
«Новые люди» в романе. Что ты о них знаешь?
«Особенный человек» – кто это?
Чему нужно учиться у героев Чернышевского?
Ответ на вопрос (письменно).
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.
Стихотворения (по выбору 1 наизусть)
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Анализ произведения.
Вспомните журналы, с которыми была связана литературная деятельность Н.А. Некрасова.
Проанализируйте стихотворения:
«Вчерашний день, часу в шестом…»
«Размышления у парадного подъезда»
«Вор»
«Утро»
Что становится основой лирического сюжета стихотворения?
Где происходит описываемое в стихотворении действие?
Как строится авторская позиция в стихотворении?
«Кому на Руси жить хорошо»
Какие стороны жизни получают отражение в эпизодах поэмы?
Выпишите портретные характеристики героев, каковы они? (Влас, Клим, Ипат, Агап, Павлуша, Вавила…).
Какова роль фольклорных элементов в языковой стихии поэмы?
Восстановите сюжетный маршрут семи путешественников.
Какой он, «народный заступник»?
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова . Формулирует учащийся.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки.
«Прокурор общественной жизни»
Очерк о жизни и творчестве
Реферат на тему: «Сказки Салтыкова-Щедрина».
Композиция романа: «История одного города»
«Господа Головлевы»
Тема, сюжет, идея романа.
Федор Михайлович Достоевский.
«Преступление и наказание»
«Бедные люди»
«Униженные и оскорбленные»
«Идиот»
«Братья Карамазовы»
Анализ любого произведения
«Преступление и наказание»
Замысел, история создания романа.
Анализ произведения по главам.
Петербург Достоевского (опишите)
Что такое теория Раскольникова, в чем ее суть?
Мир униженных и оскорбленных в романе.
Почему преступление Раскольникова не принесло благо ни ему самому, ни людям?
Чем вызван громадный интерес к произведению Достоевского в сегодняшнем мире?
Сочинение: 1. Петербург Достоевского.
По выбору 2. что же делать, когда некуда больше идти.
3. В чем трагедия Раскольникова?
4. Библейские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Вн/чтение: Рассказы Василия Шукшина.
Лев Николаевич Толстой.
Хронологический план биографии писателя.
Реферат – «Ясная поляна», ее роль в судьбе Л.Н.Толстого.
«Севастопольские рассказы» – обзор.
«Анна Каренина»
Роман «Война и мир»
История создания. Композиция. Особенности жанра (роман-эпопея). Смысл заглавия.
1). 1805 г. - анализ глав I,II том № 1
основные сюжетные линии
судьба семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких
Усвоение содержания 1 тома.
.
2). 1805-1807 - Шенграбенское сражение
Аустерлицкое сражение
Действие и поступки героев романа
Подвиг князя Андрея.
3) Усвоение содержания II тома «Войны и мира»
Анализ эпизодов: «Приезд князя Андрея в Лысые горы»
«Пьер Безухов в масонстве»
«Первый бал Наташи Ростовой»
«Сцена охоты»
4) Усвоение содержания III тома.
Отечественная война 1812 года
Бородинское сражение.
Кутузов и Наполеон.
«Пожар Москвы»
Роль народа в войне.
5) Пути искания главных героев Толстого.
Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Нравственная идея Л.Н.Толстого
Фрагменты:
1. «Андрей Болконский под Аустерлицем»
«Встреча Болконского с Пьером»
«Андрей Болконский в Бородинском сражении»
Отечественная война в жизни героев.
6) Наташа Ростова и княжна Мария.
Как решается вопрос о назначении женщины (Толстой)
7) Природа в изображении Л.Н.Толстого
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого (одно на выбор):
Композиция романа «Война и мир»
Изображение войны в романе «Война и мир»
Кутузов и Наполеон. Их роль в истории.
Роль пейзажа в романе «Война и мир»
Нравственный смысл духовных исканий Пьера Безухова.
Образ Наташи Ростовой в романе А.Н.Толстого «Война и мир».
Вн/чтение. Тема войны в современной литературе
Антон Павлович Чехов.
Рассказы
«Вишневый сад»
Журналы «Осколки», «Стрекоза», «Будильник» и первые рассказы Чехова.
Чтение и анализ рассказов (по выбору)
«Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Пересолил», «Крыжовник», «Невеста», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Палата № 6».
Чеховский театр. Пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня».
Споры вокруг пьес.
«Вишневый сад»
Создание и постановка комедии. Проблематика. Сложность чтения: интонация – основа чтения. Чеховский подтекст. Анализ произведения.
«Вся Россия – наш сад» (Отношение к вишневому саду Раневской, Гаева, Лопахина и др.).
Лиризм и романтика «Вишневого сада»
Сочинение:
три поколения в пьесе «Вишневый сад».
Кто виноват в гибели вишневого сада?
Кто он – Ермолай Лопахин? (по пьесе «Вишневый сад»)
Двойственность образа Пети Трофимова. (по пьесе «Вишневый сад»)
стр. 3 из 3
Другие работы по теме:
Дальнобойное слово о сатире Салтыкова-Щедрина
Его суровое лицо напряженно смотри на нас с портретов, а страдальческий голос, чуть ли не отговаривает читать писателя Салтыкова-Щедрина: и однообразен-то он, и совершенно непонятен будет потомкам. Но в наше время этот писатель просто необходим. Стоит лишь вчитаться в строки его «однообразных» и «непонятных» (и кто только говорит такое?) произведений.
Сказки Салтыкова 8209 Щедрина сюжетные линии и образы
Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно.
Сатира в творчестве Михаила Салтыкова 8209 Щедрина
Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей.
Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина 2
Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина Уже в первые годы жизни человек встречается со сказками. Но сказки Салтыкова-Щедрина адресованы чаще всего «детям изрядного возраста». Они полны иносказания и гротеска высокого социального звучания. Но ни до, ни после Салтыкова-Щедрина не было таких сатирических, направленных против пороков своего времени сказок.
Идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. В творчестве Салтыкова-Щедрина в ПОЛНОЙ мере выразились его гражданский темперамент, вера в возможность нравственно исцелить и политически преобразовать русскую жизнь. С наибольшей полнотой и силой сатирический дар Салтыкова-Щедрина раскрылся в его сказках «для детей изрядного возраста».
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр.
Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма.
Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина
Жанр сказки как завершающая веха и высшее достижение творчества Салтыкова-Щедрина. Социальные, политические, идеалогические проблемы в сказках "Карась-идеалист", "Медведь на воеводстве" и др.
Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.
Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрина можно назвать пушкинской фразой "сатиры смелый властелин". Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков.
Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
О сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в .стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина
Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 2
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Анализ сказки Салтыкова- Щедрина «Карась идеалист». «Карась-идеалист», написанный в 1824 году , органически входит в ряд так называемых «зоологических» сказок Салтыкова-Щедрина. В этот ряд ее включает уже само название, указывающее, во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист 2
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности убедить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди, проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.
Фольклорные традиции в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это оригинальное, необычное произведение, пародирующее официальную историографию. В начале произведения перефразируется отрывок из «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы. Затем мы встречаем в тексте многочисленные ссылки на устное народное творчество, которое умело использует автор в своем произведении.
Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.
Особенности жанра сказки у МЕСалтыкова-Щедрина
Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Сатира была оружием Салтыкова-Щедрина. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.