5

Проект ПРООН-ГЭФ “Сохранение тугайных лесов и укрепление систем охраняемых территорий в дельте реки Амударья в Каракалпакстане»



Устойчивое развитие животноводства

(Промежуточный отчет за август – сентябрь 2008 года.)



Нукус 2008 год.

Оглавление


Исполнители ------------------------------------------------------------------------------3

Сокращение -------------------------------------------------------------------------------4

Реферат -------------------------------------------------------------------------------------5

Введение -----------------------------------------------------------------------------------6

1. Анализ правовых актов в области устойчивого управления пастбищными ресурсами ------7

2. Суть идеи механизма управления выпасными землями -----------------------11

2.1. Необходимость планирования использования выпасными землями -----12

2.2. Механизм управления выпасными землями ------------------------------- 14

3. Результаты полевых опытов по поливному кормопроизводству -----------15

4. Основы нормированного кормления крупного рогатого скота --------------22

4.1.Зоотехнические требования к заготовке хранению и качеству кормов --23

4.2. Потребность животных в различных минеральных веществах ------------23

4.3. Результаты опытов по оценке сбалансированного кормления разных половозрастных групп животных -----------------------------------------------------24

5. Анализ деятельности зооветсервисных пунктов на проектной зоне --------33

6. Итоги тренинг – семинаров по обсуждению механизма управления выпасными землями----- 35

7.Заключение ------------------------------------------------------------------------------37

8. Список использованной литературы ----------------------------------------------38


Исполнители


Юсупов С. Ю. доктор с-х наук профессор- лидер группы

Турганбаев Р кандидат с-х наук доцент-консультант по

животноводству

Реймов Н. кандидат с-х наук доцент-консультант по

пастбищам и кормопроизводству

Фармонов Т. доктор экономических наук консультант

по социально-экономическим вопросам


Сокращения

РК- Республика Каракалпакстан

ПРООН- Программа развития организации объединенных наций

ГЭФ- Глобальный экологический Фонд

БР- Биосферный резерват

ПТ- Проектная территория

Га- гектар

КРС- Крупный рогатый скот

КЕ- Кормовая единица

НУ- национальный уровень

МУ- Модельный уровень

Л1 и Л2 –люцерна 1 и 2 года стояния.

Я+К – ячмень (зерно)+ кукуруза

К – кукуруза на силос

К+П – промежуточные культуры (тритикале горох)+ кукуруза (силос)

С3 - сорго на зерно

Сс – Сорго на силос

Пс - подсолнечник

Я - Ячмень

УЕС- Условная единица скота ( применяется для учетных работ в животноводстве имеется в виду крупный рогатый скот средней величины она равнозначна в условиях Узбекистана в среднем 5 овцам и козам 0 8 лошадям и верблюдам её применение позволяет вести учёт животных разного вида пола и возраста в едином выражении)

АПП- ассоциация пастбищепользователей негосударственная некоммерческая структура способствующая общинному использованию пастбищных угодий.

ВЗ- выпасные земли то есть земли на которых выпасается скот.

Определяется расчетным методом по каждому конкретному массиву исходя из результатов опроса.

Реферат


За отчетный период согласно ранее утвержденного технического плана работ проведен анализ правовых актов в области устойчивого управления пастбищными ресурсами определена суть идеи создания механизма управления выпасными землями обоснована необходимость планирования использования выпасных земель разработан механизм управления выпасными землями приведены результаты полевых опытов по поливному кормопроизводству даны основы нормированного кормления крупного рогатого скота зоотехнические требования к заготовке хранению и качеству корма описана потребность животных в различных питательных веществах приведены результаты опытов по оценке сбалансированного кормления разных половозрастных групп животных по пилотным участкам проведен анализ деятельности зооветсервисных пунктов в проектной зоне обобщен материал по итогам тренинг – семинаров по управления выпасными землями.

Введение


Территория планируемого биосферного резервата уникальна по своему составу. Она богата по своему биоразнообразию и представляет собой большое количество основных типов экосистем; уникальный биогеографический характер в сочетании с присутствием многочисленных биологических видов находящихся под угрозой исчезновения делают данную территорию особо ценной а ее охрану и рациональное использование – актуальной.

Проблемы природопользования и животноводства связаны с двумя основными социально – экономическими изменениями прошлого столетия а именно: первоначального перехода к советскому коллективному хозяйству с последующей за этим независимостью и переходом на ориентированную на рынок экономику. Первый переворот привел к разрушению традиционной практики и методов управления землепользованием и животноводством перемещению населения повышению интенсивности животноводства и зависимости от государственной заработный платы. Второй переворот отбросил сельское население назад в положение полунатуральных хозяйств при котором оно стало сильно зависеть от использования пастбищ лесов и других природных ресурсов.

В результате эта область оказалась под нарастающей угрозой разрушения из-за нецелесообразного и чрезмерного интенсивного использования природных ресурсов особенно природных пастбищ тугайных лесов животноводством. Это в условиях уменьшения травяного покрова изменений в составе биоразнообразия облесения снижения плодородия почвы ведет к опустыниванию изменению гидрологического режима и почвенной эрозии. Эти тенденции помимо угрозы биоразнообразию представляют также риск для снижения средств к существованию местного населения. К тому же быстрый прирост населения усиливает давление на ресурсы.


Анализ правовых актов в области устойчивого управления пастбищными ресурсами

На проектной территории пастбища занимают большую часть территории. До 90-го года прошлого века во всех бывших совхозах и колхозах проектной территории содержались в основном КРС а овцы и козы были среднем по 5 – 6 тыс. голов животных (плюс поголовье животных дехканских хозяйств (населения) а фермерские хозяйства не функционировали.

Из государственного бюджета для реконструкции скважин или строительство новых скважин создания культурных пастбищ т.е. для полноценного и плодотворного использования пастбищ выделялись огромные целевые финансовые ресурсы. Для выполнения всех работ в пастбищных зонах функционировало специальное республиканское объединение с территориальными подразделениями (Пастбищно-мелиоративные строительное управление) в областях.

После 90-х гг. с переходом на рыночные отношения ухудшением экономических отношении в государствах постсоветского пространства введение национальных валют инфляции повышения цен на материально-технические ресурсы привело к постепенному сокращению финансирования а в последние годы вообще прекращению деятельности вышеназванной организации.

За этот период все крупные сельскохозяйственные предприятия из-за убыточности или малорентабельности были преобразованы в фермерские хозяйства.

Если в Каракалпакстане до 1998-2002 гг. медленными темпами формировались фермерские хозяйства то с 2002 года приоритетным направлением в реформировании сельского хозяйства стало создание и развитие фермерских хозяйств на базе убыточных и низкорентабельных ширкатных хозяйств растениеводческого направления. По Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003г. №476 «О мерах по реализации Концепции развития фермерских хозяйств на 2004-2006гг» предусмотрено развитие фермерских хозяйств как основной формы производителей сельскохозяйственной продукции.

Преобразование крупных ширкатных хозяйств привело к уменьшению поголовья животных в общественном секторе и наоборот к увеличению животных в частном секторе.

В настоящее время в массивах проектной территории в основном функционируют ширкатные хозяйства животноводческого направления фермерские и дехканские хозяйства.

На проектной территории фермерские хозяйства специализированы в основном в растениеводческом направлении но имеют у себя во дворе поголовье КРС и мелкого рогатого скота. Животных содержат для личного пользования а также для приобретения оборотных средств фермерского хозяйства.

Как показывают наши анализы из-за низкой рентабельности или убыточности фермерских хозяйств а также из-за нехватки финансовых средств фермеры не заинтересованы проводить какие-либо агротехнологические мероприятия по улучшению состояния пастбищ или массивов тугайных зон.

Со стороны государства отраслевых министерств Совета Министров Республики Каракалпакстан или районных хокимиятов ежегодное целевое финансирование на улучшение состояния пастбищ не предусматривается.

Фермерские хозяйства специализированные на производстве зерновых культур и продукции животноводства созданы и в отдаленных зонах несмотря на нехватку воды или большой площади территории.

Увеличение количества мелких фермерских хозяйств и площадей закрепленных за ними орошаемых и пастбищных земель увеличение также поголовья животных фермерского хозяйства и частного сектора а самое главное из-за неблагоприятных природно-климатических условий (маловодье и засуха весной и летнее время суровая зима и т.д.) и других негативных факторов постепенно привели к ухудшению состояния пастбищ тугайных массивов и бессистемному использованию её; наблюдаются увеличение площади деградированных земель снижается урожайность растительного покрова пастбищ отмечается исчезновение отдельных видов кормовых растений.

По действующему закону местные хокимияты в лице хокима района составляют договор с руководителями ширкатных и фермерских хозяйств по выделению и закреплению им на арендной основе определенной территории для ведения хозяйственной деятельности. Срок аренды земли по договору составляет от 30 до 50 лет.

По действующим нормативным актам внутри животноводческих ширкатных хозяйств пастбищные земли должны закрепляться за внутрихозяйственными отарами т.е. между руководителем ширкатного хозяйства и семьей ежегодно должны составляться договора на производство определенных видов продукции животноводства выделение им определенных территории пастбищ.

На практике же каждый руководитель ширкатного хозяйства заинтересован в первую очередь выполнить план производства и реализации продукции животноводства а также стабильного роста поголовья животных. В внутрихозяйственных договорах за отарами формально закрепляется определенная территория пастбищ (площадь условно закрепляемой территории пастбищ указывается на подрядном договоре).

При создании фермерских хозяйств на основе решения хокимията определенная территория пастбищ выводится из баланса ширкатного хозяйства (богарное земледелие) и передается на баланс фермерского хозяйства. Она указывается на проектной карте фермерского хозяйства.

Однако на местах фермеры не учитывая состояния пастбищ видов растений и их урожайности больше заинтересованы в увеличении количества животных и весь сезон используют пастбищные земли ширкатных хозяйств свободно и беспрепятственно.

Эти происходящие процессы с одной стороны положительно влияют на уровень дохода населения а с другой стороны они негативно отражаются на эколого-экономическом состоянии пастбищ и в целом на хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий.

По нашим расчетам с 1 гектара деградированных земель хозяйство получает убытки в среднем по 30-45 тыс. сум.

В целом сложившая ситуация привело к бессистемному и бесхозяйственному использованию пастбищ в отдельных местах перевыпасу скота.

Как известно в нашей Республике Олий Мажлисом в 1993 году был принят закон «О земле». Этот закон в начальные годы формирования рыночных отношении регулировал все вопросы касающиеся землепользования землевладения и землеустройства.

Со временем углубления рыночных отношений развития различных форм хозяйствования и собственности либерализации экономики и т.д. действующий закон не охватывал все вопросы землепользования землевладения и землеустройства.

Как известно в каждом районе при хокимияте функционирует отдел по землеустройству топографии картографии и кадастру. Они по возложенным функциям должны проводит постоянный мониторинг по пользованию землевладения и землеустройства. Однако из-за нехватки квалифицированных кадров-специалистов отдел не в состоянии выполнить возложенные на себя функции.

Из-за не проведения постоянного мониторинга соответствующими подразделениями ширкатных хозяйств и государственных органов управления за пастбищами происходит самовольныя использование небольших территорий пастбищ (в том числе в хозяйствах проектной территории) отдельными или группами лиц.

Олий Мажлисом Республики Узбекистан 30 апреля 1998 г. был принят «Земельный кодекс». В настоящий Кодекс внесены изменения/дополнения в соответствии с законом РУз от 30.08.2003 г. № 535-II. законом РУз от 30.04.2004 г. №621-II законом РУз от 03.12.2004 г. №714-II законом РУз от 28.12.2007 г. №3РУ-138.

Новый Земельный кодекс состоит из 14 глав и 91 статей. Основными задачами земельного законодательства являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного рационального использования и охраны земель воспроизводства и повышения плодородия почв сохранения и улучшения природной среды создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки а также укрепление законности в этой сфере.

В кодексе имеется отдельная глава №6 «Земли сельскохозяйственного назначения» которая охватывает все сферы землепользования в сельском хозяйстве.

Глава состоит из 16 статей и включает в себя вопросы состава земель сельскохозяйственного назначения орошаемые земли предоставление земель сельскохозяйственного назначения обязанности землевладельцев землепользователей и арендаторов по использованию земель сельскохозяйственного назначения передача земель в паевой фонд внутрихозяйственное распределение земельных участков семейный (коллективный) подряд.

В главе отдельными статьями приведены порядки предоставления земель межхозяйственным предприятиям и организациям для фермерского хозяйства кооперативам создаваемым на базе подразделения сельскохозяйственных предприятий и организации гражданам для ведения дехканского хозяйства для ведения коллективного садоводства виноградарства и огородничества для ведения подсобного хозяйства а также сельскохозяйственным и другим предприятиям учреждениям и организациям.

В главе также имеется отдельная статья которая посвящена орошаемым землям. В республике орошаемые земли занимают около 10% от всего земельного фонда и дают около 95% продукции сельскохозяйственного значения. По этому большое внимание в кодексе уделяется орошаемым землям и особо ценным продуктивным орошаемым землям.

В кодексе пастбищным землям территория который составляет около 17 5 млн. га и где проживают больше миллиона человек содержится около 4 2 млн. каракульских овец несколько десятков тысяч КРС производится вся продукция каракулеводства часть продукции растениеводства (в основном богарное зерноводство нут махсар и другие виды бобовых и масличных культур) уделяется недостаточно внимания.

Например статья 48 называется «Обязанности землевладельцев землепользователей и арендаторов по использованию земель сельскохозяйственного назначения». По названию статья должна включить себе все категории землепользователей однако речь идет лишь об орошаемых землях.

Такой подход имеется и в статье 51 «Внутрихозяйственные распределения земельных участков. Семейный (коллективный) подряд».

По нашему мнению необходимо включить в Земельный кодекс отдельные статьи «О пастбищных землях» а также частичные дополнения к отдельным статьям и внести его для рассмотрения в Министерство сельского и водного хозяйства и Кабинет Министров Республики.

Принятие изменений к Земельному кодексу по нашему мнению позволит укрепить правовые и экономические основы закрепления отдельных территорий пастбищ за хозяйствующими субъектами.

Совершенствование закона в целом должно дать возможность более эффективному использованию пастбищных территорий сохранения и улучшения растительного покрова повысит эффективность животноводства.

Во всех животноводческих ширкатных хозяйствах не закрепление пастбищ к отдельным внутрихозяйственным подразделениям (фермам участкам отделениям фермерам и т.д.) открывает прямой путь к без контрольному и к круглогодичному использованию её местными гражданами а также лицами из других регионов.

Поэтому на наш взгляд разработка и внесение таких предложений должно стать очередной задачей проекта.

2. Суть идеи создания механизма управления выпасными землями

В Каракалпакстане и особенно на территории создаваемого биосферного резервата животноводство является одним из важнейших источников жизнеобеспечения и благополучия проживающего здесь населения.

На протяжении последних лет поголовье сельскохозяйственных животных на южной и средней территории планируемого биосферного резервата превысило безопасную емкость пастбищ. В последние годы поголовье скота содержащегося в ширкатных хозяйствах сократилось но это сопровождалось резким ростом низко продуктивного поголовья частного скота.

В целях защиты от инфляции и бедности для компенсации обесценивания продукции животноводства местное население вынуждено резко увеличить поголовье скота исходя из того что «чем больше скота тем лучше!».

Отличительной особенностью животноводства этой зоны заключается в том что:

- поголовье в течение года содержится на подножном корме – на природных пастбищах с сезонным характером использования:

- характер содержания скота и система использования пастбищ связаны с колебаниями урожая по годам и сезонам года;

- эффективность использования пастбищ зависит от обводненности территории;

- при неблагоприятных условиях применяется система отгона скота на сопредельные территории.

В прошлом на пустынных равнинах выпас скота осуществлялся на основе полукочевых методов при частой смене пастбищ благодаря чему пастбища могли восстанавливаться. В настоящее время практикуется постоянный выпас особенно вблизи колодцев и населенных пунктов и это привело к тому что локальный перевыпас распространился на многие квадратные километры. В этих районах перевыпас может привести к резкому сокращению площадей пойменных лесов и тугайных массивов полному разрушению растительного покрова.

Страницы: 1 2 3 4