Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).
Об Алимпии Иконнике (т. е. иконописце) рассказывает особое Слово, читающееся в составе Киево-Печерского патерика (Слово 34-е по Кассиановской 2-й редакции Патерика; в Арсениевской редакции Патерика отсутствует). Алимпий был отдан родителями в Печерский монастырь ок. 1083—1084 гг. "на учение иконьнаго писаниа", т. е. для обучения иконописи и мозаичным работам у приезжих мастеров-греков, расписывавших Великую Печерскую церковь Успения Пресв. Богородицы. По окончании работ Алимпий принял пострижение в монастыре, а впоследствии был рукоположен игуменом Никоном (1078—1088) в священнический сан. По словам Поликарпа, автора патерикового Слова, Алимпий "добре извыкъ хытрости иконнеи, иконы писати хытръ бе зело". При этом трудился он отнюдь не ради корысти: треть заработанных денег расходовал на сами иконы, треть раздавал в качестве милостыни и лишь треть тратил "на потребу телу своему".
Алимпий писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати. Его искусство было хорошо известно киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (княжил в Киеве в 1113—1125). После большого пожара на киевском Подоле (предположительно, 1124 г.) князь Владимир отослал в Ростов одну из написанных Алимпием икон Пресв. Богородицы, уцелевшую в огне. По предположению отдельных искусствоведов, речь может идти об иконе Пресв. Богоматери Великой Панагеи (Оранты), хранившейся в ярославском Спасском монастыре; впрочем, по-другому эта икона датируется первой третью XIII в. Согласно церковному преданию, Алимпию приписывались также икона Божией Матери, хранившаяся в ростовском Успенском соборе, и икона "Предста царица", или "Царь царем", хранившаяся в Успенском соборе московского Кремля.
В литературе также высказывалось предположение, согласно которому Алимпий вместе с греческими мастерами участвовал в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113).
Год кончины преп. Алимпия неизвестен (в церковной традиции называется 1114 г., но на каком основании, неясно). Его мощи почивают в Ближней, или Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Церковная память преп. Алимпия (Алипия) празднуется 17 августа, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в Малой России просиявших.
Список литературы
Слово об Алимпии из Киево-Печерского патерика: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 458—467 (подг. текста и коммент. Л. А. Ольшевской; перев. Л. А. Дмитриева).
Другие работы по теме:
План 398
План. I. Введение II. История Иконописи III. Гонения на Иконы IV. Русская Иконопись 1. Особенности Русской иконописи 2. Значение красок 3. Психология Иконописи
Преподобный Кукша - просветитель вятичей
Имя преподобного Кукши (или Купши), инока Киевского Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века, едва ли говорит что-то современному читателю.
Житие святителя Петра, митрополита Московского
Святой Петр, митрополит Киевский и всея России, родился в земле Волынской, от благочестивых христианских родителей(2). Когда он был еще во утробе матери, на рассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение.
Ферапонтову монастырю - 600 лет
Историко-архитектурный комплекс Ферапонтова монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Основание города Уржума
Проблема основания города Уржума в исследованиях местных историков поднимается уже давно. Тем не менее, до сих пор не установлено точной даты образования города. До недавнего времени не было известно и описания Уржума в первые десятилетия его существования.
Об одном известном фрагменте комедии Д.И.Фонвизина
Одной из центральных тем, отмечаемых всеми исследователями XVIII века и авторами учебников любого уровня, и школьных, и вузовских, является тема воспитания и образования героя комедии, получившего в результате нарицательное имя.
Чудесное в сюжетах Киево-Печерского патерика
В сказаниях Киево-Печерского патерика рассказывается почти неизменно о чудесном (чудеса, совершаемые Богом и святыми монахами) и о страшном (искушения, творимые бесами, которые нередко предстают перед искушаемыми иноками в облике других монахов.
Творчество Андрея Рублева
Содержание 1. Введение 2. Детство Рублева. 3. Отрочество. 4. Обучение «святому ремеслу». 5. Творческий путь иконописца. 6. «Троица» Рублева. 7. Последние годы.
Киево-Печерский патерик
«Киево-Печерский патерик» представляет собой сборник сочинений, написанных разными авторами и в разное время. Исследователи полагают, что первоначально в его состав входили два сочинения епископа Суздальского и Владимирского Симона.
Рублев
Московская академия экономики и права Юридический институт Р Е Ф Е Р А Т на тему: Андрей Рублёв Выполнил: студент I курса ANDRIANO Проверил: xxx Москва, 2002
Традиционная живопись
Иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра... - вот все то, что объединяется понятием церковная живопись. А еще живопись народная - роспись изб, утвари, прялок, игрушек, .. лубок, наконец.
Искусство Древней Руси
История становления и дальнейшего развития искусства Древней Руси. Иконы как основной жанр древнерусской живописи. Общая характеристика и особенности формирования национального стиля в русском искусстве IX-XII вв., влияние на него византийской культуры.
Искусство на Руси
Введение Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.
Иконопись Киевской Руси
Характеристика иконы XIII века "Никола с житием": внутренняя сложность образа и стиль написания. Памятник новгородского художественного круга "Илья Пророк". Особенности композиции иконы "Иаков, Никола и Игнатий". Значение иконописи как искусства.
Икона: смысл и историческое значение
Эпохи становления древнерусской иконописи. Творчество Андрея Рублева. Образы Спаса и Богородицы в сюжетах живописи. Причины забвения традиций древнерусской иконы, признание ее художественного значения и возрождение интереса к ней в послепетровской России.
Изография
Изография как "иконописание" и "иконописец". Корни древнерусской иконописи. Иконы - историческая и духовная ценность древнерусской культуры. Андрей Рублев иконописец, преподобный. Великое творчество Рублева - высшее достижение духовного искусства.
Киевская школа иконописи
Создателем киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси.
Рыбная слобода в конце XVII - начале XVIII вв
Введение В 1777 году Рыбная слобода была преобразована в город Рыбной (Рыбинск). Авторы многочисленных работ по истории Рыбинска не сомневаются, что к этому времени слобода фактически была городским поселением, но никак не аргументируют это утверждение.
Древнерусская керамика
Общее понятие керамики как отрасли прикладного искусства. Продукция древнерусских мастеров. Стеклоделие, появление стеклянной посуды. Архитектурная керамика, кирпичи. Оборудование кирпичных мастерских. Керамическая плитка и мозаика. Бытовая керамика.
Культура России IX-XVI века
Культура руси до монгольского нашествия Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.
“Суд” для декабристов
Поведение декабристов на следствии. Выписка из протокола Верховного уголовного суда от 11 июля 1826 г. Казнь декабристов.
Уроки природоведения. Весна в лесу
Еще лежит глубокий, нетающий снег, а уже повеяло весной: потеплело солнце, и ветерок приносит влажный весенний запах из глубины леса. Снег покрылся черными точками; присмотрись - это семена березы.
Андрей Рублев
Биография. “Троица”. Сюжет, предыстория и раскрытие художественного замысла картины.