Антропософия Штайнера имела несколько подразделов. Это социально - политическое учение, основанное на идеях Платона. Это особая система хозяйствования, при которой преодолевается бездушная механизация и устанавливается 'новое земледелие' на основе постижения биоритмов растений и т. п.
Штайнер (1861 - 1925) был последователем натурфилософии Гете (редактировал и комментировал его естественнонаучные сочинения), а также находился под влиянием эволюционизма Ч. Дарвина и Э. Геккеля, наконец, философии жизни Ф. Ницше. Основные произведения Р. Штайнера - 'Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека', 'Очерк тайноведения', 'Мистерии древности и христианство'. Эти произведения написаны в начале XX в., в них с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества.
Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.
Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения новой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его последователями был открыт Клинико-Терапевтический институт в Арлесхайме. В основе их деятельности лежало антропософское понимание существа человека.
В настоящее время издано более 350 томов наследия Р. Штайнера. Обратимся к основным идеям Штайнера.
1. Философ называл себя 'наблюдателем сверхчувственного'. Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря ему раскрывается 'око духа' и появляется 'высшее чувство'. 'Каждое духовное око может быть раскрыто', и лишь вопрос времени, когда оно откроется'
2. Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого человека, но ему должно предшествовать 'развитие познавательных сил'.
3. 'Высшее знание' дается, по Штайнеру, с помощью 'высшего зрения', т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть 'духовное призвание'. Штайнер называл его 'божественным' знанием и чувством, 'божественной мудростью', т. е. теософией.
Итак, первое, что отметил Штайнер, это: человек есть 'гражданин трех миров': своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.
Во-вторых, это знание, по Штайнеру, 'перевоплощение духа и судьбы'. Объяснялось это так. Впечатления от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие.
Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. Отсюда Штайнер заключал, что 'в жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях'. Он ввел понятие 'Самодух'. Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. 'Жизнедух' переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.
Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.
Популярность Штайнера обусловлена его нестандартной философией.
Такова концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию. Как видим, Е. П. Блаватская и Р. Штайнер во многом разработали схожие концепции, хотя и отличающиеся в некоторых отношениях. Е. Блаватская синтезировала в своей 'Тайной доктрине' огромный религиозно-философский материал, создала весьма любопытную теоретическую концепцию. Штайнер, продолжая эти идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его деятельности.
Итак, первое, что отметил Штайнер, это: человек есть 'гражданин трех миров': своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.
Во-вторых, это знание, по Штайнеру, 'перевоплощение духа и судьбы'. Объяснялось это так. Впечатления от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие.
Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. Отсюда Штайнер заключал, что 'в жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях'. Он ввел понятие 'Самодух'. Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. 'Жизнедух' переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.
Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.
Популярность Штайнера обусловлена его нестандартной философией.
Такова концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию. Как видим, Е. П. Блаватская и Р. Штайнер во многом разработали схожие концепции, хотя и отличающиеся в некоторых отношениях. Е. Блаватская синтезировала в своей 'Тайной доктрине' огромный религиозно-философский материал, создала весьма любопытную теоретическую концепцию. Штайнер, продолжая эти идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его деятельности.
Другие работы по теме:
Иррационализм западной философии и его течения конца 19 начала 20 века
Введение. В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией. Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии.
Экзаменационный билет по предмету философия
Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № Охарактеризуйте теоретический уровень мировоззрения. Объясните подход Гераклита к характеристике субстанционально-генетического начала мира Вселенной.
Сущность категории свобода
План реферата Введение Сущность свободы Как понимали свободу философы Заключение Введение Понятие свободы у человека с течением истории, с развитием общества претерпевало изменения. В первобытном обществе человек был мало этим озабочен, так как был занят добычей «пропитания». Спустя века свобода, точнее, ее отсутствие, ассоциировалось с рабовладельческим строем или «заточением в башню».
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Современная социальная конфликтология и ее проблемы
Функциональный анализ конфликта в практике социальной работы. "Холодные" и "горячие" конфликты в поведенческой модели У. Марстона. Снятие напряженности и агрессивности. Система управления современными социально-политическими конфликтами в Украине.
Мировые религии
Изучение возникновения и распространения Ислама, его утверждения в качестве государственной религии. Анализ основных религий Востока: конфуцианства, даосизма, джайнизма, синтоизма, буддизма. Описания синкретических сект и культов, корейского шаманизма.
Секты и антиценности
Понятие секты и ее характерные признаки. Классификация сект, действующих в современной России. Сфера античеловечности и антиценностей, ее роль в религии. Сайентология - "авторская секта", единоличное создание Л. Рона Хаббарда. Теософия и антропософия.
Русская софиология и антропософия
У русского поэта-антропософа Андрея Белого есть четыре стихотворения 1918 г. под одним и тем же названием «Антропософии». Это любовные стихи, и антропософия в них представлена как живое духовное существо женского рода.
Религия в современном мире
Эпоха XXI века - сфера серьезного религиозного мышления и теологии. Тенденции современной религиозной динамики. Деструктивные тоталитарные секты. Отличие церкви от секты. Свидетели Иеговы как религиозно-политическая и коммерческо-издательская организация.
Альтернативы Вальдорфской педагогики
Обратим внимание на два основных значения понятия «альтернатива». Во-первых, альтернатива – это существование возможности выбора, мы можем выбирать между разными путями, разными направлениями.
Репрессированное тело как социально-культурный симптом
Возрастающий фетишизм телесного в нашей культуре обнаруживает на самом деле глубочайшее отрицание людьми своего тела. В своем стремлении исправить, подогнать тело под навязываемые обществом стандарты, человек по факту отказывается от собственной природы.
Концепция экзистенциональной педагогики
Экзистенциональный подход к педагогике имел множество предпосылок в трудах философов и психологов. Практически все, кто разрабатывал идеи экзистенциональной философии или психологии экстраполировали их на проблемы воспитания и образования.
Педагогические увлечения современных родителей
"Угасание родительской инициативы" - одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Современные родители, в лучшем случае, склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка "третьим лицам".
Вальдорфская педагогика: сделано в секте
Чтобы оккультную философию, которую на самом деле представляют "вальдорфцы", легче и нескандальнее было насаждать в российских школах, они очень заботятся о своем имидже как чисто светской организации.
Сферооборазующие начала инженерии
В тексте смысловые ударения выделены жирным шрифтом; цитаты, речевые обороты и названия – курсивом; базовые термины Методософии – подчеркиванием. Содержание подчеркнутых терминов будет подробно раскрыто в последующих текстах и в глоссарии
Роман «Три товарищи» - вершина творчества Ремарка
В 1937 г. вышел из печати роман «Три товарищи» - сначала в английском переводе в США, а тогда в немецком эмигрантском издательстве « Кверидо-Ферляг» (1938). Действие произведения начинается в 1928 г.
Лесь Курбас
Донецький Бізнес-Ліцей IV правовий курс Реферат на тему: Лесь Курбас: роль у формуванні модерного театру. виконав: Скородумов Денис Сергійович науковий керівник: Сидоренко Вікторія Вікторівна
Художник мироздания
Россия и Германия - две страны, с которыми Кандинский был связан всей своей жизнью. В Россию ему не суждено было вернуться. Из Германии он был изгнан, когда, в 1932 году, по решению властей.
Серебряный век русской культуры
Внутренняя противоречивость и неоднородность русской культуры, ее становление и развитие. Философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в. Русский духовно-культурный ренессанс и "Серебряный век".
Андрей Белый
Белый Андрей (14/X 1880–) (Борис Николаевич Бугаев) — современный писатель. Отец его, Николай Васильевич Бугаев — выдающийся ученый, профессор математики Московского университета. В 1891 Б. поступает в частную гимназию Поливанов.
Белый Андрей
Белый Андрей (псевдоним; настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) – русский поэт, философ, филолог, литературный критик. Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева.
Рудольф Штайнер
Биография Штайнера. Мышление и чувствование по Штайнеру. Основные идеи "Философии свободы". Работа по углублению антропософского учения.
Бугаев Борис Николаевич (Андрей Белый)
Родился в Москве. Отец — Николай Васильевич Бугаев (1837—1903) — ученый-математик, профессор физико-математического факультета Московского университета, председатель Московского математического общества.
Волошин М.
Максимилиан Волошин - русский поэт-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской - обрусевшие немцы.
1998-09-29 - Методи дослiдження Основнi напрямки
База лекций и рефератов института КИМО www.kimo.non Методи педагогічних досліджень поділяються на 3 великі групи: 1) соціографічні методи (у нас вони називаються статистичні або соціологічні методи)