Реферат: Проблемы формирования аграрного сектора в Украине - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Проблемы формирования аграрного сектора в Украине

Рефераты по экономике » Проблемы формирования аграрного сектора в Украине

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский Национальный Технический Университет


Реферат

На тему: «Проблемы формирования аграрного сектора в Украине»


Выполнил:

Ст. группы АВ-33д

Рябцев М.Ю.

Проверила:


Севастополь

2010


Содержание


Введене


Сущность и структура аграрного сектора Украины


Проблемы и перспективы аграрного сектора Украины


Заключение


Список использованной литературы.


1.Введение

На современном этапе экономика Украины, включая её агропромышленный комплекс, находится в состоянии кризиса. Негативное влияние имеют структурные, межотраслевые диспропорции, накопившиеся в народном хозяйстве на протяжении десятилетий, которые и привели к острому дефициту товаров производственного и непроизводственного назначения, и особенно энергоносителей. Кризис усиливается разбалансированностью финансово-кредитной системы, несоответствием сложившихся управленческих структур потребностям экономического развития.

При условии чрезвычайно высокой монополизации экономики отрасли перерабатывающей промышленности АПК оказались очень чуткими к резким изменениям социально-экономической ситуации в Украине и в СНГ. Экономический кризис многосторонне влияет на развитие инвестиционного процесса во всем АПК. С одной стороны, необходимость осуществления структурной перестройки требует больших капитальных вложений в такие ключевые производства, как машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК, выпуск тароупаковочных средств и материалов, включая необходимое оборудование, биотехнологии в агропромышленном производстве. Экономический подъем этих хозяйственных участков привел бы к значительной позитивной цепной реакции во всем агропромышленном комплексе. Но отечественная промышленность не может обеспечить надлежащего уровня развития отмеченных отраслей только за счет собственных ресурсов. Целый ряд средств производства вообще не выпускается в Украине. Например, новое оборудование для переработки молока производится только в нескольких странах и несколькими большими корпорациями. Поэтому проблема импорта товаров производственного назначения и иностранных инвестиций для развития АПК является чрезвычайно актуальной для экономики Украины.


2. Сущность и структура аграрного сектора Украины

Результатом развития агропромышленной интеграции (АПИ) - синтеза сельского хозяйства и промышленности - есть агропромышленный комплекс.

Агропромышленная интеграция – это органическое объединение сельского хозяйства и областей промышленности, транспорта, торговли и т.п., которые обслуживают сельское хозяйство, поставляют ресурсы и доказывают его продукцию к потребителю.

Агропромышленная интеграция развивается вертикально и горизонтально. Вертикальная интеграция означает межотраслевое кооперирование предприятий и производств разных областей, технологически и организационно связанных между собой. Она обеспечивает единство и непрерывность производственного и технологического процессов, то есть оптимальное прохождение товарной массы от производства сырья к выпуску и доставки потребителю готовой продукции, а также предопределяет снижение затрат, повышение эффективности производства и качества продукции.

Горизонтальная интеграция - это система взаимосвязей между предприятиями одной области. Она обеспечивает углубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение затрат производства.

В индустриально развитых странах вертикальная интеграция характерна, главным образом, для фирм, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции (консервные, молочные и сахарные заводы, мясокомбинаты), а также фирм, которые ведут материальное обеспечение производителей (например, комбикормовые заводы), которые создают собственные сельскохозяйственные предприятия; иногда интегратором может быть фермерский кооператив.

Однако наиболее распространенная контрактная форма агропромышленной интеграции, на основах которой вырабатывают приблизительно 25% сельскохозяйственной продукции. Контракты с фермерами заключают промышленные и торговые компании, кооперативы. Более всего контрактация развита в производстве и сбытые продукции, которая быстро портится, и продукции, которая поступает на переработку.

Опыт контрактной формы агропромышленной интеграции есть чрезвычайно важным для аграрного сектора Украины, где недостаточно развитый рынок реализации сельскохозяйственной продукции и оптовый рынок средств производства.

Агропромышленная интеграция, в частности в США, сформировалась на базе хозяйственной деятельности фирм агробизнеса в несельскохозяйственной сфере. Главные фирмы агробизнеса - это большие научно-производственные объединения, которые владеют значительным трудовым, научным и финансовым капиталом и есть национальными корпорациями.

Экономическое могущество фирм агробизнеса обусловила их главную роль в координации межхозяйственных и агропромышленных связей. Фирмы агробизнеса стали инициаторами современного механизма контроля по технологии и организацией сельскохозяйственного производства, они определяют развитие сельского хозяйства, переход к промышленно-торговым фирмам несельскохозяйственных сфер экономики.

Промышленные фирмы агробизнеса становятся центрами, которые определяют главные направления научно-технического прогресса, обеспечивают комплексность поставок и эффективное использование техники в сельском хозяйстве, гарантируют не только качество реализованных средств производства, а и получение соответствующего полезного эффекта (прироста урожайности от удобрений, семя, привеса скота от комбикормов и т.п.). Фирмы пищевой промышленности и торговли продовольственными товарами, стремя минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт продуктов питания, стимулируют повышение и дифференциацию качественных показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную специализацию, ликвидацию или сокращение сезонности сельскохозяйственного производства.

В результате развития агропромышленной интеграции, объединение и слияние сравнительно самостоятельных звеньев производства и переработки сельскохозяйственного сырья, доставки ее к потребителю формируется агропромышленный комплекс (АПК). Он является сложной производственной системой. Структуру АПК характеризуют по сферам деятельности, интеграции специализированных звеньев и территориальности.

В АПК различают три сферы деятельности:

первая - производство средств производства для всех других областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);

вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;

третья - переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая, мясомолочная, легкая промышленность и др.).

Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют четвертую сферу — производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.

За интеграцией специализированных звеньев в АПК выделяют отдельные комплексы. Например, в мясомолочный комплекс из первой сферы входят машиностроения для животноводства, комбикормовые заводы и т.п., с второй - кормопроизводство, с третьей- мясомолочная промышленность.

Территориальное деление предусматривает выделение больших, средних и мелких составных частей, в частности областные, районные (региональные) АПК.

В высокоразвитых странах мира все субъекты АПК - от фермера до переработчика и торговца конечными продуктами - находятся в тесной взаимосвязи, у них все спланировано до мелочей (качество, количество товаров, время их доставки, переработки, реализации). Так же своевременно фермер получает техническую и другую помощь со стороны других корпораций.

В Украине с развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим предприятиям более тяжело организовывать заготовку сельскохозяйственного сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство, а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи с снижением уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия приспособились к условиям мелкотоварного производства. Одним из возможных путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки сельскохозяйственного сырья.


3.Проблемы и перспективы аграрного сектора Украины


Анализ тенденций современных процессов государственного регулирования аграрной сферы дает возможность сделать некоторые выводы. Во-первых, высокоразвитые страны, которые традиционно экспортируют сельскохозяйственную продукцию (США, Австралия и др.) и стремятся сохранить свое место на мировом рынке, усиливают поддержку отечественного фермерства. Во-вторых, высокоразвитые технически страны (Япония, Норвегия, Австрия и др.), что традиционно импортируют значительную часть продуктов питание, стремятся уменьшить зависимость от стран-экспортеров, поддерживая отечественного товаропроизводителя. В-третьих, на разных этапах экономического развития некоторые страны (Швеция, Финляндия, Канада и др.) изменяли уровень поддержки собственного сельского хозяйства - в определенные периоды он увеличивался, а потом снова уменьшался.

Система регулирования цен (прежде всего это касается оптовых фермерских цен, тем не менее иногда и розничных) направленная на такое: достижение стабилизации цен и их колебаний в сравнительно узкому «коридоре»; .поддерживание фермерских цен на равные, что дает возможность товаропроизводителям вести расширенное воспроизведение; регулирование объемов и структуры производства.

Развитые страны активно стимулируют национальное сельское хозяйство где затраты производства высшие от мировых; в этом случае учитывают импортно-экспортные возможности отечественных товаропроизводителей. Особенности механизма поддержки аграрного сектора в каждой стране зависят от природно-экономических, географических, внешнеэкономических условий и т.п..

Вообще система государственного регулирования цен во всех странах с развитой рыночной экономикой почти одинаковая: внедрение верхних и нижних границ колебания цен и индикативной или условной цены, какую государство стремится поддерживать. Инструментом такого регулирования есть скупка или продажа продукции (товарная интервенция).

Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и ценовые диспропорции в сфере АПК, которые складывалось на протяжении продолжительного периода. В результате разрушения старых отношений возникли новые проблемы:

общая ценовая несбалансированность и нестабильность;

диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В условиях высокой инфляции понесли урон прежде всего области с продолжительным оборотом капитала. Сельское же хозяйство имеет сезонный и циклический характер, а его продукция в большинства быстро портится и не может ждать благоприятной конъюнктуры цен. Вместе с тем для приобретения средств производства нужны дополнительные средства. Здесь начинает действовать фактор реальных «ножиць цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не в пользу последней. Обесценивание средства, полученных от продажи урожая, происходит еще к началу новой посевной.

Политика либерализации цен на промышленные товары и сохранение несовершенного государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию еще большее усилили диспаритет цен на протяжении 1991-1997гг.

Цены на продукцию сельского хозяйства в 1997 г. сравнительно с 1990 г. возросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную – в 296,2 тыс. раз. То есть уровень повышения цен на промышленную продукцию относительно сельскохозяйственной был в 4,35 разы высший. В частности, в 1994 г. темпы роста цен на промышленные товары, которые потребляет сельское хозяйство, были более чем в десять раз высшими от темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию


В Украине на современном этапе во время формирования цен в аграрной сфере нужно учитывать так называемый затратный метод ценообразования. Это обусловлено двумя главными моментами: во-первых, через неразвитость национального рынка, и, во-вторых, весьма низким техническим и технологическим уровнями сельскохозяйственного производства. Тем не менее, с развитием рыночных факторов, надо отказаться от этого метода ценообразования, что обусловит потребность поиска снижение затрат национальными производителями.

На современном этапе в Украине для становления ипотечной системы нет достаточных условий, поскольку нет рынка земли. Пока что ипотечный кредит может развиваться лишь в отдельных регионах страны, где частично есть земельный оборот.

Система сельскохозяйственного кредита в Украине лишь начинает формироваться, ее перспективы зависят от ряда факторов, прежде всего от финансовой стабилизации экономики.

Аграрная сфера АПК, за подсчетами ученых-аграрников, требует финансовых ресурсов для обновления материально-технической базы на сумму свыше 50 млрд. долл. Кредитное обеспечение не удовлетворяет сельскохозяйственных производителей: ежегодная потребность в кредитах составляет 3,5 млрд. грн., а возможности АПБ «Украина» лишь 0,5 млрд. грн. Главная черта кредитования аграрной сферы в Украине состоит в том, что сегодня свыше 90% кредитов - это краткосрочные кредиты, которые предоставляют без учета сезонности и продолжительности производства.

Одним из вариантов государственного регулирования в кредитной сфере Украины может стать бонификация процентов, как это делают во многих. развитых странах мира. Бонификацию ведут путем непосредственного субсидирования как получателей кредитов для погашения процентов за займы, так и банков. Это дает возможность банкам предоставлять кредиты под низкие проценты.

Необходимо устранить главные отрицательные явления аграрного инвестиционного кризиса: восстановить механизм простого воспроизведения основных фондов в сельском хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизведение основных фондов из прибылей производителей; создать благоприятные условия для привлечения в область внешних инвестиций.

Главной задачей государства есть формирование благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиционных процессов средствами косвенного влияния. Прямые государственные средства нужно выделять для финансирования лишь программ государственного уровня.

Для обоснования направлений и приоритетов капиталовложений в АПК Украины надо обобщить и проанализировать инвестиционные процессы, которые происходят в агробизнесе экономически развитых стран. По разным оценкам, в агропромышленной сфере западных стран функционирует от 72 до 97 областей. Инвестиционные процессы значительно зависят от конъюнктуры рынка, особенностей экономики, связанных с отличиями в размерах и источниках финансирования капиталовложений.

Инвестиции в агропромышленную сферу делают путем вложения частного капитала (внутреннего и иностранного), прямых инвестиций из бюджетного средства; косвенного бюджетного дотирования частных капиталовложений (за счет инвестиционных кредитов и налоговых льгот); инвестиций из общественных и благотворных фондов (преимущественно на объекты социального назначения).


Однако не следует забывать, что среди стран - экспортеров сельскохозяйственной продукции Украина занимает шестое место. Вместе с этим развитие производства и экспорта сельскохозяйственной продукции зависит от, многих факторов, в первую очередь политических и экономических, которые имеют место как на национальному равные, так и в глобальному измерение.
«Аграрный сектор экономики Украины имеет огромный экспортный потенциал», -указал министр экономики Украины А. Кинах, который, безусловно, будет реализовываться только в случае повышения дальнейшей конкурентноздатності его продукции, а также с усовершенствованием банковской, денежно-кредитной политики и во всех других направлениях по поддержке агропромышленного сектора.
Ситуация, которая сложилась сейчас на мировом рынке, где динамично возрастают цены на продовольственное и фуражное зерно - от 70 до 100 %, еще раз подтверждает, что Украина может стать серьезным «игроком» на мировом рынке продовольствия, начиная из выпуска зерновых культур. За последний год происходят очень серьезные тенденции, во-первых, повышения спроса на зерно в связи с ростом объемов изготовления биотоплива, сырьем для которого есть зерно; по - второе - рост динамики численности населения, которая опережает динамику производства продовольствия. Третий фактор - изменение структуры потребления увеличилось доля потребления хлеба, крупов. Украине в этом контексте необходимо улучшить работу над формированием современной экспортной инфраструктуры -транспортной, элеваторной, а также, над формированием необходимых условий баланса внутреннего рынка. Экспорт аграрной продукции - долгосрочная политика Правительства, убежденный министр экономики Украины.
В 2007 г. эксперты оценили экспортный потенциал зернового рынка Украины на 2007- 2008 pp. в объеме 4-5 тонн зерна. Правительство готовит к утверждению экспортную квоту до 31 марта 2008 г. в объеме 1,2 млн тонн. Решение Правительства поддержали все ведущие зернотрэйдеры, а также такие мощные объединения аграрного бизнеса, как Украинская аграрная конфедерация. Зерновая ассоциация Украины и много других, чтобы на взаимовыгодных условиях сформировать продовольственные ресурсы Украины в контексте продовольственной безопасности.
Начиная с 1991 г. в Украине государственная политика в АПК осуществлялась преимущественно непоследовательно и неэффективно. Мероприятия, которые употреблялись, были направленные не на перспективу, а на ликвидацию или смягчение имеющихся отрицательных явлений в АПК. В регулировании ВЭД в Украине наблюдались периоды от полной либерализации к применению определенных ограничений относительно импорта и защиты национального товаропроизводителя.
Направления формирования оптимальной структуры экспортного потенциала должны быть направленны, в первую очередь, на как можно быстрее наращивание производства и экспорта тех товар позиций, которые имеют наибольшую конкурентоспособность на мировых рынках и
могут в достаточном количестве выработаются в Украине.
За уровнем фактических сравнительных преимуществ наиболее конкурентоспособными на мировом рынке среди основных товаров украинского агропромышленного экспорта является подсолнечное масло, ячмень, семена подсолнечника. Немного меньшие, но довольно весомые сравнительные преимущества имеют говядина, сухое молоко,

сливочное масло и сыр.

Зерновой сектор Украины является стратегической областью экономики государства, которое определяет объемы, предложения и стоимость основных видов продовольствия для населения страны, в частности продуктов переработки зерна и продукции животноводства, формирует важную долю доходов сельскохозяйственных производителей, определяет состояние и тенденции развития сельских территорий, формирует валютные доходы государства за счет экспорта. Зерновая область является базой и источником постоянного развития большинства областей агропромышленного комплекса и основой аграрного экспорта.
Природно-климатические условия и плодородные земли Украины оказывают содействие выращиванию всех зерновых культур и разрешают получать высококачественное продовольственное зерно, в объемах, достаточных для обеспечения внутренних нужд и формирования экспортного потенциала.
Одной из целей программы есть нарастить эксперт украинского зерна с целью повышения доходов его производителей, обеспечение эффективной работы инфраструктуры рынка и увеличение валютных нахождений в экономику страны .
Соответственно с данными баланса спроса и предложения зерна в перспективе зерно в Украине будет использоваться таким образом: на питание 14-16 %, семена - 6-7 %, фуражные цели - 45-50 и экспорт - 30%. Запасы этой стратегически важной продукции будут представлять на конец прогнозируемого периода 4 млн тонн.
Дальнейшее развитие в прогнозируемом периоде получит фирменная и розничная
торговля.
Развитие и повышение эффективности деятельности экспортных структур, которые будут обеспечиваться в направлении роста объемов продажи зерна на мировом рынке при увеличении его производства, а также повышение экспортной цены за счет усовершенствования системы стандартизации качества зерна, структуры экспорта и усовершенствование организационных форм экспортной деятельности. Будет усилена роль государства в экспортной сфере за счет законодательного регулирования и непосредственного участия государственных агентов на мировом зерновом рынке. В частности, будут осуществлены мероприятия реорганизации Государственной акционерной компании «Хлеб Украины» в мощного государственного зернотрейдэра, который удачно будет объединять возможности переработки зерна на муку, крупы и другие продукты и удобно будет экспортировать их.
Получат развитие программы товарного экспортного кредитования Украиной государств-импортеров нашего зерна, с которыми налаженные постоянные внешнеэкономические связи.
Дальнейшее развитие экспортного рынка будет обеспечено за счет протекционистской политики государства по стимулированию, увеличение объемов снабжения на внешний рынок зерна и продуктов его переработки, диверсификацию внешним рынков сбыта зерна, укрепление позиций на традиционных рынках украинского экспорта, выход на новые рынки, усовершенствование систем стандартизации и кодификации, таможенного законодательства согласно требованиям СОТ, информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Государством будет усиленно стимулироваться развитие внешнеэкономической маркетинговой кооперации производителей путем создания экспортных кооперативов и ассоциаций, которые за счет отладки прямых связей с заграничными покупателями значительно увеличат свои доходы от реализации продукции.
Государственное регулирование рынка зерна будет осуществляться экономическими и административными методами. Административное регулирование рынка будет вводиться лишь в экстремальных условиях значительного нарушения его равновесия, а также отрицательных изменений в продовольственной безопасности государства и будет осуществляться путем установления предельных цен, предельного уровня рентабельности, декларирование запасов готовой продукции, квотированием экспорта.
Направления государственной политики Украины относительно формирования механизмов развития и функционирования экспортноориентированого АПК состоят из финансирования агропромышленного производства, развития рынка аграрной продукции, социальной и рыночной инфраструктуры, государственной поддержки науки и образования, регулирование социальной сфере села, усовершенствование экспортной и импортной деятельности. Несмотря на всеобщую мировую либерализацию экономики, одним из главных направлений государственной политики Украины на современном этапе должен стать экономический протекционизм относительно отечественных товаропроизводителей.
Государственное регулирование ВЭД АПК Украины должно, в первую очередь, оказывать содействие укреплению продовольственной безопасности страны, гарантировать защиту экономических интересов страны и субъектов этой деятельности, сбалансированность и равновесие внутреннего рынка аграрной продукции, оказывать содействие структурным изменениям в аграрном в производстве, создавать благоприятные условия для укрепления позиций Украины на мировом рынке продовольствия.

4.Заключение

Подытоживая опыт аграрных реформ в Украине, необходимо отметить, что для дальнейшего возрождения сельского хозяйства жизненно важным является законодательное урегулирование вопросов ипотеки земли и создания ипотечного банка, страхования рисков и особенностей кредитования в АПК. В процессе функционирования новообразованных агроформирований в рыночных условиях все большего значения приобретают освоение и внедрение новых методов менеджмента, маркетинга, финансового управления; развития сотрудничества, реализации продукции, кредитования и ряда других вопросов. Их решение требует от СХТП принципиально новых мышления, навыков работы; взвешенных подходов к хозяйствованию и принятию управленческих решений. Одним из элементов механизма, способного дать положительные результаты по данной проблеме, является создание и развитие сети аграрных информационно-консультационных служб. Их миссия состоит в содействии развитию сельскохозяйственного сектора путем консультационной поддержки, обучения и предоставления услуг в организации производства всем типам СХТП, формировании их рыночного сущности.

Таким образом, последовательность осуществления всех блоков аграрной реформы обеспечивает создание надежных предпосылок для утверждения частного собственника в сельском хозяйстве и закладывает фундамент роста национальной экономики.


5.Список использованной литературы

Размещение продуктивных сил Украины / под редакцией Е.П. Качана. – Киев: Высшая школа, 1997

Социально-экономическая география Украины / под редакцией А.И. Шаблий. – Львов: Мир, 1994

Прэйгер Д. Сельское хозяйство Украины: вчера, сегодня, завтра // Экономика Украины. – 1993. – №12

Саблук П. Агропромышленный комплекс: проблемы развития // Правительственный курьер. – 19 декабря 1995. – №190

Сафин О. Планирование в сельском хозяйстве в новых экономических условиях // Экономика Украины. – 1993. – №9.

Шпичак А.М. Экономические проблемы АПК Украины в условиях формирования рыночных отношений // Вестник аграрной науки. — 1997. — №9