История русско-киргизских отношений - лишь капля в океане мировой истории. Поэтому тема данной статьи на первый взгляд может быть отнесена к разряду проблем местного значения. Однако эта периферийность кажущаяся. В любой, даже самой частной человеческой проблеме, как правило, присутствуют некоторые универсальные, общечеловеческие аспекты, поскольку и сам мир культуры представляет собой двуединство партикуляризма и универсализма. История русско-киргизских отношений - не исключение, ее также можно трактовать как версию одной из универсальных мировых проблем - проблемы межэтнических отношений.
Сегодня она входит в "горячую десятку" актуальных проблем, занимающих социологов, политологов, экономистов, психологов. При этом многообразие прочтений аспектов межэтнических отношений является не столько результатом научной несогласованности или конфликта мнений, сколько многомерным характером самой структуры процессов межэтнической коммуникации. Различные измерения этих процессов открывают разные плоскости их сложной организации. Содержанием одной из таких плоскостей является культура как система нравственно-ментальных детерминант межэтнических отношений. Анализ этих детерминант представляет особенный интерес не только потому, что до настоящего времени они находились на периферии научных исследований, но и в силу их ведущей роли в процессах межэтнических взаимодействий. История русско-киргизских отношений в качестве материала такого анализа может быть не только интересна, но и поучительна, поскольку наряду с уникальными, присущими только ей характеристиками, содержит и значительное количество типических черт.
Процессы межэтнической коммуникации мультикаузальны по своей сути, поэтому теоретические обобщения и выводы относительно их природы могут базироваться на различных методологических фундаментах. Фокусация исследования на изучении культурных регулятивов межэтнических отношений может квалифицироваться как процедура социокультурной редукции, в результате которой возникает специфически со-циокультурный способ обобщения исторических фактов. В чем его суть?
Во-первых, исходное условие социокультурного исследования истории - выделение в ее континууме двух уровней: внешнего - эмпирического, фактуального и внутреннего — смыслового, аксиологического. Исторические факты в таком прочтении предстают как артефакты, т.е. продукты семантически мотивированных действий.
Во-вторых, важнейшим механизмом социокультурного исследования истории становится процедура экспликации культурной семантики исторических фактов. Движение мысли ученого, таким образом, направлено вглубь - от исторической феноменологии к порождающим ее культурным истокам (ценностям, смыслам, нравственным идеалам, поведенческим образцам).
Наконец, в-третьих, в результате компаративного анализа и синтеза выявленных в процессе социокультурного исследования истории ценностно-смысловых единиц высвечиваются определенные закономерности, общие тенденции и связи, рождается специфический взгляд на историческое развитие, который можно назвать социокуль-турным видением истории.
Применительно к проблеме русско-киргизских отношений этот способ генерализации исторической феноменологии примечателен не только своей неординарностью и новизной, но и практической значимостью. Анализ культурных, нравственно-ментальных детерминант русско-киргизских отношений актуален уже из-за огромного удельного веса этих детерминант в процессах межэтнической коммуникации русских и киргизов.
Категории социокультурного анализа
Методология социокультурного исследования - дисциплина сравнительно молодая, ее научный аппарат находится в стадии становления. Однако сегодня усилиями российских ученых, в первую очередь А. Ахиезера, сформирован определенный набор категорий, применение которых открывает возможность систематизированного изучения культурных регулятивов социальных процессов. В числе ключевых категорий этой методологии можно назвать концепт "программа" [I].
Попытаемся осмыслить, что означает эта категория применительно к сфере межэтнических взаимодействий. Начнем с констатации того, что любая этническая культура как система ценностей и смыслов содержит в своем багаже определенные представления о строении мира культуры в целом, о месте своей культуры среди других, о единстве и многообразии культурного универсума. На основе этих представлений формируются определенные стратегии социального воспроизводства межэтнической интеграции и дифференциации. Эти стратегии являются одновременно и поведенческими образцами межэтнических отношений. Например, абсолютизация своей этнической культуры, ограничение мира культуры ее рамками рождают стратегию воспроизводства локализма как модели культурного универсума и как эталона поведения в ситуации межэтнической коммуникации.
Каждая культура продуцирует свои собственные, оригинальные программы межэтнической коммуникации. Вместе с тем программы, сформированные разными культурами, структурно единообразны, изоморфны, поскольку изоморфны и отдельные культуры, составляющие культурный мир. Анализ различных культурных текстов .дает возможность выявить универсальные для всех культур идеальные типы программ межкультурной коммуникации, классифицировать и систематизировать их. В результате чего складывается следующая типология.
1. Традиционный тип:
-
программа "монолог-изоляционизм", основанная на идее ограничения мира культуры рамками своей этнической культуры, иные этнические культуры квалифицируются как антикультуры;
- программа "монолог-ассимиляция", ориентированная на абсолютизацию своей этнической культуры и поглощение других культур.
2. Гибридный тип:
-
программа "плюрализм-единство", конституирующая культурный мир как антиномию идеалов межэтнического единства и отдельности;
- программа "плюрализм-изоляционизм", структурирующая мир культуры как набор локальных, закрытых этнических культур.
3. Утилитарный тип:
-
программа "умеренный утилитаризм", при абсолютизации своей этнической культуры квалифицирующая другие культуры как источник благ;
- программа "развитый утилитаризм", несущая идею межэтнической интеграции в позитивной, прагматической сфере. 4. Либеральный тип:
-
программа "диалог", интерпретирующая межэтническую интеграцию как процесс культурного синтеза.
Предлагаемая типология может служить методологической основой социокуль-турного исследования межэтнических отношений. С ее помощью история русско-киргизских отношений может быть прочитана как культурный текст, эксплицирована как процесс реализации заданных культурой программ.
Социокультурный пролог
Киргизы в составе Российской Империи
В единой семье братских советских народов
"Киргизстан - наш общий дом"
От сотрудничества к диалогу
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахиезер А.С.
От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 1996. № 2.
2. Акмолдоева Ш.Б.
Древнекиргизская модель мира (на материалах эпоса "Манас"). Биш-кек, 1996. С. 150.
3. Семенов-Тян- Шанский П.П.
Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 году. М., 1946. С. 177.
4. Плоских В.М.
Первые киргизско-русские посольские связи. Фрунзе, 1970. С. 12.
5. Бройдо Г.И.
Материалы к истории восстания киргиз в 1916 году // Восстание киргизов и казахов в 1916 году. Бишкек, 1996. С. 87.
6. Великий Октябрь в Киргизии. Сборник воспоминаний участников революционных событий и гражданской войны в Киргизии. Фрунзе,
Другие работы по теме:
Динамика заработной платы бухгалтера ООО "Парус"
Диаграмма динамики заработной платы бухгалтера на примере ООО "Парус". Фактическое отработанное на производстве время. Часовая тарифная ставка и ее динамика. Динамика структуры затрат на покупку хлеба, затрат по кварталам в процентах, тарифной ставки.
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
Искусство и социокультурная стратификация общества
Ознакомление с субъективизмом представления картины мира в условиях неоднородного сообщества. Исследование понятия о счастье и иерархии жизненных ценностей в разных культурах. Характеристика многочисленных этносов и субкультур современной эпохи.
1 Современная национальная политика России 2
Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения например, с Пути выработки и реализации национальной политики в России 4
Княгиня Трубецкая в поэме Н.А.Некрасова Русские женщины
Автор: Некрасов Н.А. Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со стороны властей.
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
Жизнь и творчество писателя
Автор: Айтматов Ч. Жизнь — это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел... Рудаки Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом.
Русско-персидская война 1796 год
Противники Российская империя ПерсияКомандующие Зубов, Валериан Александрович Екатерина II ?Силы сторон ок. 13 тыс. (апрель 1796) 35 тыс. (ноябрь 1796) ?
История Киргизии
Введение 1 Древние времена 2 Формирование киргизской народности 3 Российское правление 4 Советская Киргизия 5 Современная история Список литературы
Белошапочная овсянка
Введение 1 Описание 2 Ареал Список литературы Введение Белошапочная овсянка (лат. Emberiza leucocephalos, Emberiza leucocephala) — вид птиц семейства овсянковых.
Ислам в Португалии
Ислам был одной из значимых религий на территории современной Португалии в период между 711 и 1282 годами, когда земли к югу от р. Дору занимало созданный арабами Кордовский халифат. Конечно, атлантическое побережье располагалось на периферии мусульманской Испании Аль-Андалус, но и здесь имелись центры мусульманской культуры и искусства.
1713 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Введение 1713 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. 1. События Союзный и торговый договор Англии с Португалией.
Давань
Паркан , более точно Даюань , кит. 大宛, пиньинь Dаyuān; перс. Сог, Фергана) — древнее среднеазиатское государство, существовавшее с III в. до н. э., занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины. Паркан находился на территориях современных государств Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Форрестер, Джей
Джей Форрестер (англ. Jay Wright Forrester) — американский инженер, разработчик теории системной динамики. Родился 14 июля 1918 г. в Анселмо, штат Небраска. Окончил университет штата Небраска в Линкольне и Массачусетский технологический институт в Кембридже. После его окончания стал заниматься преподавательской работой.
Уланьфу
(кит. трад. 乌兰夫, упр. 乌兰夫, пиньинь Wūlбnfū, монг. Улаанхуу — «красный сын»; 1906, Внутренняя Монголия — 8 декабря 1988, Пекин) — китайский политический деятель, руководитель автономного района Внутренняя Монголия.
Нарынский областной комитет КП Киргизии
Нарынский ( в 1939-1962 Тянь-Шаньский) областной комитет КП Киргизии - орган управления Нарынской (с 1939 по 1962 Тянь-Шаньской) областной парторганизацией, существовавшей в 1939-1959, 1970-1988 и 1990-1991 годах.
Разделённый народ
План Введение 1 Примеры 1.1 Европа 1.2 Азия 1.3 Африка Список литературы Введение Разделённый народ — народ, территория компактного проживания которого разделена границами двух и более суверенных государств, и как минимум в одном из которых он находится в положении национального меньшинства[].
Жогорку Кенеш
План Введение 1 История 2 Состав Список литературы Введение Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кеңеш, Верховный совет) — законодательный орган (парламент) Киргизии.
Русско-американская конвенция 1824
Русско-американская конвенция (1824) Русско-американская конвенция 1824 года — конвенция, подписанная 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге между Россией и США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки.
КелКел
КелКел (в переводе с кыргызского «возрождение») — радикально-демократическое молодёжное движение в Киргизии, принявшее активное участие в Революции Тюльпанов. Основано 10 января 2005 года под названием
Дискриминация русских на постсоветском пространстве
План Введение 1 Прибалтика 1.1 Эстония 1.2 Латвия 2 Украина 3 Туркмения Список литературы Введение В середине 1990-х годов был проведён опрос русских в Киргизии, Молдавии и Литве с целью «проанализировать общественное мнение русских нового зарубежья об их собственных проблемах, роли России в их разрешении, о своём месте в постсоветском этнополитическом пространстве».[1] Согласно этому исследованию, большинство русских в странах ближнего зарубежья придерживаются мнения, что их положение резко изменилось в худшую сторону после распада СССР.[1] По их мнению, дискриминация русских происходила в политической, социально-экономической и культурно-языковой сферах.[1] Так, значительная часть опрошенных (от 24 % в Киргизии до 75 % в Молдавии) полагала, что введение закона о госязыке затруднило поступление в вузы для русских.[1] Несколько меньше опрошенных считали, что это способствовало
Межэтнические отношения в Киргизии
Межэтнические отношения в Киргизии характеризуются неустойчивостью и носят значительный конфликтный потенциал, который переходил в открытые погромы в 1990 и 2010 годах. Усиление роли титульной национальности (киргизы) во всех сферах жизни республики во второй половине ХХ века происходило форсированными темпами.
Президентские выборы в Киргизии 2009
Президентские выборы прошли в Киргизии 23 июля 2009 года.[1] Кандидаты Курманбек Салиевич Бакиев, действующий президент Киргизии, выдвинут на второй срок правящей партией Ак Жол.
Временное правительство Киргизии
План Введение 1 Состав 2 Остальные члены правительства 3 Остальные органы власти Список литературы Введение Временное правительство Киргизии (7 апреля 2010 — июль 2010) — орган, который после переворота самолично, с использованием силы, взял на себя функции временной исполнительной власти в Киргизии сроком на полгода[1].
Межэтнические конфликты в Казахстане
Содержание 1 Общие предпосылки конфликтов 2 Межэтнические конфликты 3 Оценка межэтнических отношений Список литературы 1. Общие предпосылки конфликтов
Конституция Киргизии
План Введение 1 Конституция Киргизской АССР 1929 года 2 Конституция Киргизской ССР 1937 года 3 Конституция Киргизской ССР 1978 года 4 Конституция Кыргызской Республики 1993 года
Аммосов, Максим Кирович
Макси́м Ки́рович Аммо́сов (10 (22) декабря 1897, Хатырыкский наслег, Намский улус, Якутская область — 28 июля 1938, Москва) — советский государственный и партийный деятель, активный участник борьбы за установление Советской власти в Сибири. Максим Аммосов вместе с Платоном Ойунским и Исидором Бараховым, сыграл решающую роль в образовании Якутской АССР в апреле 1922 года.
Казахи
Казахи (самоназвание - казак), народ. В Российской Федерации 636 тыс. человек. Основное население Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Китае и др.
Русские
Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.
Балкарцы
Балкарцы, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. чел.), коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая численность - 85,1 тыс. чел.