Реферат: Шпаргалка по Государству и праву 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Шпаргалка по Государству и праву 2

Рефераты по государству и праву » Шпаргалка по Государству и праву 2

6 Причины и формы возникновения государства


Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.


9 Основные теории происхождения государств


1) теологическая– теория Божественного происхождения гос-ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Аквинский, Эйве;

2) патриархальная – теория происхождения гос-ва в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций;

3) договорная, согласно которой гос-во – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Спиноза, Гоббс, Локк;

4) психологическая, сторонники которой связывают возникновение гос-ва с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Фрейд, Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Дюринг, Каутский;

6) материалистическая, согласно которой образование гос-ва является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов;

7) патримониальная. Гос-во произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Спенсер, Вормс;

9) ирригационная. Гос-во возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – Виттфогель.


10 Сущность государства: различные подходы

сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности государства.

классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

11 разделение власти


Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики.


12 понятие и признаки государства

Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.

Признаки Государства:

-Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

-Наличие руководства (аппарат управления): президент (парламент или др.) правительство, парламент, суд.

-Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.

-Собственность (ресурсы): территория, население, государственная казна, границы и т. д.

-Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.

-Наличие государственного языка (языков).

-Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).

-Публичная власть.

-Гражданство.

-Государственные символы.


13 типология государства

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.


14 формационный подход

формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.


15 цивилизационный подход-

согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают

хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.

Достоинства:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.


16 современный взгляд на проблему типологии

Подобную трактовку типологии государств дает американский профессор Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная впасть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает “классово-контролируемые государства” (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая дня всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.


17Функции государства

это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Признаки функций гос-ва:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал;

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

Классификация функций государства —выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач: охраны прав и свобод человека и гражданина; обеспечения правопорядка; экономическая; налогообложения; социальной защиты; экологическая; культурная;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства: обороны страны; поддержания мирового порядка; сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные –, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные –, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

экономические;  политические; социальные; экологические; фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению: охранительные; регулятивные.


18 Форма государства

совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

На форму государства оказывают влияние:

1) социально—экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

элементы формы государства:

1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.


19 Форма правления

организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления:

монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); 

дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);

республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).


20монархия

в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);


21 республика

в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).


22 форма правления в современной россии

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

в Российской Федерации господствует демократический политический режим ( и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму ), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.


23 Форма государственного устройства –

это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей

Виды:

Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).

2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств,

3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.


24

унитарные государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Признаки:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

3) единый и централизованный государственный аппарат;

4) общая законодательная система;

5) единая система взимания налогов.

Виды:

1) в зависимости от способа контроля:

а) централизованные (на местах – представители из центра);

б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;

в) смешанные;

2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.


25

федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).

Признаки:

а) союзное государство;

б) наличие самостоятельности;

в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов.

Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная;

– национально—государственная;

– смешанная;

б) в зависимости от юридической основы:

– договорная;

– конституционная;

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Особенности статуса субъектов федерации: Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.


26

конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.

Признаки:

а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;


Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).


27

Содру́жество  — добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Государствами, не подходящими под данное определение, являются Мозамбик и Руанда.

Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР.


28

политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

Виды политического режима:

1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;

3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

29

тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки:

а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

б) реализация принципа разделения властей;

в) полное подчинение государства праву;

г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

Виды:

а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

б) демократия многовластия (полиархия),

т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.


30. Государственный механизм: понятие, признаки, элементы.

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата;

2) наличие сложной структуры;

3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства:

а) органы представительной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные органы;

г) контрольно—надзорные органы;

2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.:

а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно—распорядительные и социально—культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения;

б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;

3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность;

4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно—техническим уровнем реальное функционирование механизма государства.


31. Государственный аппарат: понятие, принципы организации, модели построения гос. аппарата

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

принципы: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом:

а) социально—политические:  разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; демократизм, гласность,  законность, профессионализм и компетентность, гуманизм,  национальное равноправие, федерализм,

б) организационные: иерархичность; дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий; ответственность за принимаемые решения, сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения; соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

три основные модели построения государственного аппарата:

1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах.

2) моноцефальную , при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими.

3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом.


32 Система сдержек и противовесов в государственном аппарате.

система сдержек и противовесов разделение компетенции между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя.

Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, также конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. Так, Государственная Дума может выразить Правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать Президенту отрешением от должности (импичмент), а Президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Система сдержек и противовесов использована Конституцией РФ и при решении ряда других вопросов.


№ 33 Государственные органы: понятие, признаки классификация.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государ­ственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Признаки:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2) наличие собственной структуры;

3) наделение государственно—властными полномочиями;

4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом

5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7) наличие права на издание юридических актов;

8) наличие необходимых материальных средств;

9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;

10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Классификация:

1) в зависимости от порядка формирования: первичные – органы и производные – органы,

2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие – правительство, парламент и др.; б) центральные – министерства; в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство; б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности: законодательные; исполнительные;  судебные;  контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:  федеральные государственные органы; и  органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:  постоянные; временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности: правотворческие; правоприменительные; правоохранительные.


34 Исполнительные органы государственной власти: президент, правительство, ОИВ

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы.

Правительство - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

ОИВ представляют собой определенные трудовые коллективы, формирующиеся государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры – внутреннее построение.


№ 36 Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

Конституционный контроль

Осуществление правосудия

Прокурорский надзор

Расследование правонарушений

Обеспечение безопасности

Исполнение судебных решений

Оперативно-розыскная деятельность

Охрана общественного порядка

Оказание юридической помощи

Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Виды ПО: Органы судебной власти , Органы выявления и расследования преступлений , Органы юридической помощи , Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

В целом, в России к правоохранительным органам относятся: Суды общей юрисдикции, Арбитражные суды, Конституционный суд России, Прокуратура России, Министерство внутренних дел, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Нотариат, Федеральная противопожарная служба МЧС России.


38 Общественные объединения: понятие, признаки, виды

Общественное объединение — добровольноеru./wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-0, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Признаки:
1. добровольное объединение граждан;

2. общность интересов и удовлетворение духовных или иных нематераильных потребностей участников.

Виды:

общественное движение

общественный фонд

общественное учреждение

орган общественной самодеятельности

политическая партия


39 Политические партии: понятие, сущность, классификация

Политическая партия - политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их пред­ставителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание по­литической власти для осуществления определенной программы. социальных, экономических, политических преобразований, достижение ею неких целей и идеалов.

Появление таких общественных организаций, как партии, яв­ляется объективным процессом, который позволяет выявлять об­щие интересы различных групп, формулировать их, преобразовы­вать в правовые требования, добиваться их осуществления.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

Классификация партий

1. Социально-классовый критерий: буржуазные, трудящиеся

2. По организации (критерии Дюверже): массовые, кадровые

3. По степени участия во власти: правящие, оппозиционные

4. По характеру целей и задач: консервативные, реакционные, реформистские, радикальные

5. По идеологии: консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, фашистские, зеленые, клерикальные

6. По месту в партийном спектре: правые, центристы, левые

7. По организационной структуре: классического типа, движенческого типа, политический клуб


40 Профессиональные союзы и церковь

Профессиона́льный сою́з (профсою́з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Во многих странах профессиональные союзы с самого начала оказались втянуты в сферу влияния политических партий и, по сути, являлись их сопутствующими организациями.

Це́рковь— архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии, католицизме и у большинства протестантских церквей.

Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государ­ственную жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляри­зации политики и автономии-религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирую­щих либерально-демократических политических системах.


41. Партийное государство

ПАРТИЙНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором функции правящей партии деформировались и слились с функциями органов государственной власти, образовав единую командно-бюрократическую систему управления.

№42

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (- особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства. Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ.


43 Социальное государство: понятие, сущность, функции, проблемы создания.

Социа́льное госуда́рство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Признаки. 1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан.

3. Мощный экономический потенциал.

4. Социально ориентированная структура экономики.

5. Правовое развитие государства.

6. Существование гражданского общества.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину

9. Наличие развитого социального законодательства.

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции. а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции (поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства, поощрение благотворительной деятельности и др.).

Проблем.

1. Россия еще не обрела опоры в праве,

2. в России не создан «средний слой» собственников

3. отсутствует мощный экономический потенциал,

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта,

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, 7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.


9