Реферат: Особенности таможенных органов как органов дознания - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Особенности таможенных органов как органов дознания

Рефераты по государству и праву » Особенности таможенных органов как органов дознания

Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознания.
В отношении таможенных органов Российской Федерации в ст. 151 УПК указано, что они являются органами дознания “по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 ч.1 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации”. Статья 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду; 194 – за уклонение от уплаты таможенных платежей.
В ТК говорится только о органах дознания. Между тем уголовно-процессуальные полномочия по дознанию в соответствии с законом осуществляются как непосредственно органом дознания, так и лицом, производящим дознание. Орган дознания – это соответствующее учреждение (орган) или должностное лицо, его возглавляющее и управомоченное законом на производство дознания, Другие работники данного учреждения (органа) могут производить дознание по уголовным делам только в случае специального уполномочия их органом дознания. Эти лица начинают дознание только по поручению начальника, но принимают решения от своего имени и несут личную ответственность за ход и результаты дознания. В случаях, когда УПК говорит о органе дознания, постановление лица, производящего дознание, утверждаются начальником органа дознания, т.е. начальником таможенного органа либо лицом, его заменяющим.
В таможнях и региональных управлениях созданы отделы дознания (как структурные подразделения), в штате каждого из них имеются начальник отдела, его заместитель и дознаватели – старшие инспектора.

II. Практическая деятельность таможенных органов как органов дознания. Заключается в
Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная стадия уголовного процесса. Следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
а) непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
б) заявления и письма граждан;
в) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
г) сообщения общественных организаций о преступлениях;
д) статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликование в печати;
е) явка с повинной.
Что же касается оснований к возбуждению уголовного дела, то оно может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.?
Таможенный орган как орган дознания возбуждает уголовное дело при наличии признаков преступления, совершенного в сфере таможенного дела.
В постановлении о возбуждении уголовного дела, выносимом дознавателем и утверждаемом начальником органа дознания, указываются время и место его вынесения, должность, звание и фамилия лица вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела и статья уголовного закона.
Начальник таможенного органа как органа дознания может возбудить и принять уголовное дело непосредственно к своему производству либо поручить дознание одному или нескольким дознавателям, о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.
Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору.
Таможенный орган как орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о совершенном или подготовляемом преступлении в сфере таможенного дела.
Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом таможенного органа, принявшим заявление.
Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. При необходимости лицо, от которого поступило письменное заявление, может быть вызвано для выяснения (детализации, уточнения и т.д.) обстоятельств, изложенных в заявлении. В этом случае, как и при устном заявлении, составляется протокол.
Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.
Сообщения учреждений, предприятий, организаций, а также должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме.
Полученные заявления, сообщения и прочее оформляются в виде так называемого "материала". Это еще не уголовное дело, хотя сообщение о преступлении регистрируется в единой книге учета. По материалу ведется проверка. Ее результаты докладываются начальнику таможенного органа, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. Не обнаружив в результате проверки признаков преступления, таможенный орган отказывает в возбуждении уголовного дела.
По поступившему заявлению или сообщению о совершенном или подготавливаемом преступлении решение должно быть принято в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.
Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления.
Если в поступивших заявлениях или сообщениях содержатся сведения о преступлениях, не подлежащих расследованию дознавателями таможенных органов, то эти заявления и сообщения направляются по подсудности, подследственности или подведомственности. В этом случае должны быть приняты меры по охране места происшествия, сохранению и закреплению следов преступления и др., однако, без производства следственных действий.
По возбужденному уголовному делу орган дознания, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления.
Практически на каждой стадии уголовного процесса, в том числе и при производстве дознания, необходимо доказывать событие преступления, виновность обвиняемого и ряд других обстоятельств. Это происходит путем собирания доказательств, в частности — путем производства следственных действий, точно описанных в законе.
Как уже сказано выше, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит так называемые "неотложные следственные действия". Их перечень, разумеется, уже, чем следственные действия вообще. Это: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.?

Таможенные органы как органы дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, совершенное в сфере таможенного дела, только при наличии одного из следующих оснований:
а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления в сфере таможенного дела, таможенный орган как орган дознания обязан в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, который в течение 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании обязан дать санкции на заключение под стражу либо освободить задержанного.
Допрос подозреваемого после его задержания или применения в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу производится немедленно, а в случае невозможности этого — не позднее 24 часов с момента задержания или применения меры пресечения.
Экспертиза (Экспертиза не относится к неотложным следственным действиям, но в нашей работе мы задеваем обе формы дознания). Экспертиза по делам о наркотиках обязательна. Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание.?
Судебные экспертизы проводятся: таможенными лабораториями

судебно-экспертными учреждениями Министерства Юстиции РФ, экспертными подразделениями МВД РФ и экспертными учреждениями Министерства здравоохранения РФ, имеющими соответствующие зоны обслуживания, а так же специалистов других организаций, привлекаемых в качестве экспертов.
2-4. Привлечение органами дознания лица в качестве обвиняемого и его допрос.
Таможенные органы как органы дознания правомочны привлекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование производится в форме дознания.
По остальным преступлениям, совершенным в сфере таможенного дела, которые предусмотрены в ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ, по которым предварительное следствие является обязательным, процессуальными полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого таможенные органы как органы дознания не обладают и эти функции отнесены к компетенции следователя.
Дознаватель таможенного органа, располагая достаточными доказательствами по уголовному делу, находящемуся в его производстве, указывающими на определенное лицо как на лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), привлекает его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.
Дознаватель привлекает лицо в качестве обвиняемого после установления события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, получения фактических данных, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении указанного преступного деяния, отсутствия обстоятельств, устраняющих его уголовную ответственность.
При наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, дознаватель выносит мотивированное постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Это постановление утверждается начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим.
Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода — в день привода.
Обвинение может быть предъявлено по истечении двух суток в случаях, если не известно место пребывания обвиняемого или он не явился по вызову дознавателя таможенного органа.
Дознаватель, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявляемого обвинения. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.
В случае отказа обвиняемого от подписи дознаватель удостоверяет на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что обвиняемому текст постановления объявлен.
2-5. Окончание дознания и деятельность органа дознания после передачи уголовного дела следователю.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 194 РФ, дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю.
Постановление выносится дознавателем и утверждается начальником таможенного органа (как органом дознания) или лицом, его замещающим. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела.
Таможенный орган как орган дознания не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях.
При передаче дела все документы и материалы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись.
После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.
Таможенный орган по поручению следователя, в случае приостановления дела в связи с неизвестностью места нахождения обвиняемого или не установленного лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, производит необходимые розыскные действия.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения (если не имеется законных оснований для приостановления или прекращения дела), знакомит обвиняемого, а в случаях, предусмотренных УПК, — и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела

После рассмотрения ходатайств обвиняемого и его защитника, если их рассмотрение не привело к прекращению уголовного дела, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.
После подписания дознавателем обвинительного заключения и утверждения его начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим, уголовное дело направляется прокурору.
Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.
Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение.
После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

8