ЕГЭ по литературе 2012

ЕГЭ » ЕГЭ по литературе 2012 Скачать

Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ


Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2012 года

по литературе


подготовлен Федеральным государственным научным учреждением


«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ


Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

по ЛИТЕРАТУРЕ


При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 г. единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ следует иметь в виду что задания включённые в данный вариант не отражают всех элементов содержания которые будут проверяться с помощью КИМ ЕГЭ в 2012 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 г. единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ (документ размещён на сайте: www.fipi).

Назначение демонстрационного варианта заключается в том чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы количестве заданий их форме уровне сложности. Система оценивания заданий с развёрнутым ответом включённая в этот вариант позволит уяснить требования к полноте и правильности развёрнутого ответа.

Эти сведения помогут выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.


Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

по ЛИТЕРАТУРЕ





Часть 1


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1–B7; C1 C2.




Ответом к заданиям B1–B7 является слово или словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки без пробелов запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


B1





Ответ: ___________________________.


B2





Ответ: ___________________________.


B3





Ответ: ___________________________.


B4





ПЕРСОНАЖИ
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А)

Б)

В)



1)

2)

3)

4)



Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.


Ответ: А Б В




B5





Ответ: ___________________________.


B6





Ответ: ___________________________.


B7





Ответ: ___________________________.


Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2 приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора чьё произведение рассматривается в задании).

Ответы записывайте чётко и разборчиво соблюдая нормы речи.


C1





C2





Часть 2


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания
B8–B12; C3 C4.




Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки без пробелов запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


B8





Ответ: ___________________________.


B9





Ответ: ___________________________.


B10





Ответ: ___________________________.


B11





1)

2)

3)

4)

5)


Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.


Ответ:



B12





Ответ: ___________________________.


Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С4 приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора чьё произведение рассматривается в задании).

Ответы записывайте чётко и разборчиво соблюдая нормы речи.


C3





C4





Часть 3


Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1 С5.2 С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво соблюдая нормы речи.


C5.1




C5.2




C5.3




Система оценивания экзаменационной работы по литературе


За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.


Ответы к заданиям В1–В12


задания

Ответ

B1

реализм

B2

роман

B3

портрет

B4

341

B5

деталь

B6

антитеза<или>контраст

B7

диалог

B8

символизм

B9

шестая

B10

сравнение

B11

245

B12

ямб


Критерии проверки и оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом



Оценка выполнения заданий С1 и С3

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерий

Баллы

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов


а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,

но

при ответе не все тезисы убедительно обосновывает;

и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт прямого ответа на вопрос;

и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения;

и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;

и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;

и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0

2. Следование нормам речи


а) допущено не более 1-й речевой ошибки;

1

б) допущено более 1-й речевой ошибки

0

Максимальный балл

4


Оценка выполнения заданий С2 и С4

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).


Критерии

Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов


а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;

фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,

но

не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;

и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;

и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;

но

указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;

и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,

и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,

но

не обосновывает свой выбор

и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос,

или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;

и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;

и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0

Максимальный балл

4


*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1 С5.2 С5.3

требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев по которым оценивается сочинение первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2 3 4 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола по второй позиции – в колонку 8 по третьей – в колонку 9 по четвёртой – в колонку 10 по пятой – в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее
200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова в том числе и служебные) то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.


Критерии

Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений


а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

3

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения,

но

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

2

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию;

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

1

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями


а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

но

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения


а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,

но

не всегда обоснованно,

и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4. Композиционная цельность и логичность изложения


а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,

но

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,

но

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0

5. Следование нормам речи


а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка;

3

б) допущены 2–3 речевые ошибки;

2

в) допущены 4 речевые ошибки;

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0

Максимальный балл

14