Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Рефераты по журналистике » Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Министерство образования РФ

Кемеровский государственный университет

Кафедра  журналистики и русской литературы ХХ века

Декабристы: тайные общества журналы особенности мировоззрения и поведения.

Реферат по истории отечественной журналистики XIX века.

 

Выполнила:

студентка гр. Л – 015

Климова О.В.

 

Проверила:

 

 КЕМЕРОВО 2003 г.

Введение.

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права декабристы навечно вошли в историю России.

Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в коем случае не должны затушевывать исключительность своеобразие их движения в целом ту печать избранничества которая легла на их судьбы. Нельзя забывать о том что с протестом против крепостничества феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов заключалась в том что они смогли подняться выше своих классовых интересов презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель во имя высоких и благородных идеалов.

Русская культура в самом широком смысле этого понятия не только была нравственной и духовной почвой для декабристов но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени закрепленная за декабристами не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния которыми они обладали  среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у передовых профессоров.

С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и Грибоедова среди самих декабристов было немало известных писателей поэтов ученых художников (К.Ф.Рылеев А.И.Одоевский А.А.Бестужев-Марлинский Н.А.Бестужев Ф.П.Толстой).

Формирование революционного мировоззрения декабристов.

Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности в их мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные коренные по значению исторические задачи – уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков они наблюдали сложную и полную социальных противоречий русскую действительность где ярко выражались классовые контрасты борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века. Многие из будущих декабристов стали задумываться над положением дел в родной стране еще на школьной скамье.

Такие передовые русские учебные заведения как Московский университет «школа колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей явились «питомниками» декабристов. Тут под воздействием русской революционной традиции лекций передовых русских ученых а также вдумываясь в произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер Руссо Монтескье) сыгравших немалую роль в подготовке французской революции работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий о вреде крепостничества о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812г.

Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского народа доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину покрытые славой победой будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право произвол самодержавия ничем не был ограничен сословный суд угнетал простой народ чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное общество декабристов.

Сопоставление нравственных идеалов декабристов и Пушкина.

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству сообществу братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы право на общественную активность именно в те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского «русские завтраки» у Рылеева где сообща думали спорили пили обсуждали новости даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило «арзамасское братство» в которое Пушкин-лицеист был принят заочно а летом 1817г. оказавшись в Петербурге «Сверчок» стал его реальным участником.

К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым М.Орловым Н.Муравьёвым) появились политические идеи которые вскоре привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался для Пушкина теперь более привлекательным чем облик «беспечного ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность резкость в речах категоричность суровые нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки   высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва Михаила Лунина Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов Пушкин тем не менее имел собственные этические представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой отказавшийся ради общего блага от счастья веселья дружеских пиров любви; гражданин противопоставлялся поэту герой — любовнику свобода — счастью. Однако Пушкин в отличие от декабристов проповедовал другие нравственные идеи. Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического во всём сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы не противопоставленной счастью а совпадающей с ним. Истинно свободный человек — это человек страстей раскрепощённых внутренних сил это — любовник поэт гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание свободы —  она не может строиться на самоограничении личности наоборот именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось например в известном послании «К Чаадаеву» («Любви надежды тихой славы…» 1818; I – С.307) или в мадригале княгине Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):

Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний обвинитель

Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум где гений мы найдём?

Где гражданин с душою благородной //Возвышенной и пламенно свободной?

Где женщина – не с хладной красотой //Но с пламенной пленительной живой?

Где разговор найду непринужденный //Блистательный весёлый просвещённый?

С кем можно быть не хладным не пустым?// Отечество почти я ненавидел

Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал он провозглашает установку жить в постоянном горении «пламени» напряжении страстей (любви шалости патриотизма и т.д.).

Такая установка на азартное веселье и страстность казалось бы сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами» но это было внешним сходством. Для арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь литературной позой: Жуковский известный самоотреченными поэтическими мечтаниями в быту был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков трагически больной в жизни прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский меланхолик в жизни написал поэму «Пиры» прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов к поступкам Пушкин создал новый этический идеал лишённый крайностей: счастье — это свободное развитие личности которой доступны и высокие гражданские поступки и религиозные чувства и любовные страсти и просто шалости веселье лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять «золотую середину» обладая совершенным чувством меры.

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии но окружающие его не могли понять им казалось что он сбился с пути они хотели направить его на путь «истинный» причём это пытались делать и «арзамасцы» и декабристы. Уставая от нравоучений от того что его всё ещё считают мальчиком Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация «незрелого» юноши тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения наставников с одной стороны а с другой - недоверие друзей - стали причиной лихорадочной нервозности напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала вызывал Н.Тургенева однокурсника по Лицею М.Корфа майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось «погасить» но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух) серьёзная дуэль была вероятно с К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).

Тайные общества декабристов.

Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом Спасения а позже после принятия Устава - Обществом истинных и верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев членами – С.Трубецкой Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы Никита Муравьев М.Лунин П.И.Пестель И.И.Пущин и другие. Это была дворянская военная молодежь связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.

Это Общество имело писаный «статут» в котором были объединены и программа и устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от крепостной зависимости но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства но после обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя  идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе – под названием Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия как и Союз Спасения был тайным революционным обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и самодержавием. Но в отличие от первой узкой и малочисленной заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно воздействовать на создание в стране  передового «общественного» мнения которое по мысли декабристов могло явиться решающей силой в подготовке будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.

Был написан устав нового общества по цвету переплета названный «Зеленой книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества она содержала формулировку основных политических целей известных только руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа». Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне но и купцы мещане духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения осуждать крепостное право деспотизм власти угнетение народа.

Но вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране а также с нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз  стал явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в Петербурге состоялось совещание Коренной управы где был поставлен доклад Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и «против» конституционной монархии и республики отдав решительное предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества высказались за республику.

В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей. Около 1820г. декабристы люди военные стали обсуждать вопрос о решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным» и под прикрытием этого постановления которое облегчало отбор ненадежных членов тайно общество вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества которые и подготовили восстание декабристов в 1825г.

Основание Южного общества.

Во 2-й армии расквартированной на Украине работала так называемая Южная управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия о закрытии общества Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский Крюковы Вольф Ивашев Барятинский и другие – решили постановлению о «закрытии» не подчиняться в «общество продолжать». Новая организация возникшая в марте 1821г. в тульчине получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта («Русская Правда»). А год спустя на втором съезде руководителей в январе 1823г. основы конституции Пестеля были приняты.

«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в истории революционного движения России. В ней объявлялось что крепостное право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Помимо нового устройства органов власти утверждалась свобода вероисповедования свобода слова свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду свобода передвижения и равный для всех суд.

Основание Северного общества.

После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также образовалось тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев Николай Тургенев М.Лунин С.Трубецкой Е.Оболенский и И.Пущин. В дальнейшем состав значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного конституционно-монархического и более радикального отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально чем члены Южного общества решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества решившие выступить совместно. Северное общество как и Южное приняло тактику  военного переворота.

Влиятельным членом Северного общества особенно в первые годы его существования был один из инициаторов движения декабристов – Никита Муравьев. Он разработал конституционный проект который весьма оживленно обсуждался среди декабристов.

Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным цензом. Уничтожались сословия и устанавливалось равенство всех перед законом. Россия объявлялась федерацией которая делилась на 15 «держав» со своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было особое представительское учреждение делившееся на две палата: Верхнюю палату – Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору принадлежала лишь исполнительная власть он мог задержать принятие закона вернув его в парламент и поставив на вторичное обсуждение но совсем отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась должности в государстве становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений провозглашалась свобода вероисповедования свобода слова печати собраний передвижений.

Общество соединенных славян.

Общество соединённых славян как и основная декабристская организация имело сложную первоначальную историю. В том же 1818г. когда в Москве оформился Союз Благоденствия на Украине в местечке Решетиловке Полтавской губернии юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое Общество первого согласия преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823г. молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти страны которые  общество считало славянскими: Россия Польша Богемия Моравия Венгрия Трансильвания Сербия Молдавия Валахия Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного Белого Балтийского и Адриатического; четыре якоря - в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство входящее в состав федерации должно было разработать свою конституцию отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба когда сам быть рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян.

Страницы: 1 2 3 4 5